II. Повторение понятия «симфония»



— На прошлом уроке вы слушали финал Симфонии № 40 В.А. Моцарта. Что это за музыкальный жанр — сим­фония? (Произведение крупной формы, инструментальное сочинение, которое исполняется симфоническим оркестром.)

Ранее вы уже слушали симфонии разных композито­ров, знакомились с этим жанром на уроках музыки. От­рывки из каких симфоний вы слушали? (Из симфонии № 40 В.А. Моцарта, из симфонии № 4 П.И. Чайковского.)

Слово «симфония» в переводе с греческого означает «созву­чие». Принято, чтобы в симфонии было четыре части. Чаще всего композиторы выбирали именно жанр симфонии, чтобы расска­зать слушателям о событиях, которые во все времена волнова­ли человека. Музыка симфоний говорила о добре и зле, красоте и уродстве, войне и мире. Темами многих симфоний становились любовь, героизм, подвиги народа.

III. Финал Симфонии № 40 В.А. Моцарта -прослушивание, разбор

(Школьники слушают финал Симфонии № 40 В.А. Моцарта и проводят его разбор по модели предыдущего урока.)

IV. Познавательная информация

Вы уже послушали много произведений композитора В.А. Мо­царта — его песни, симфоническую музыку, отрывки из опер. На­верное, вы должны были научиться различать стиль этого ком­позитора.

— По каким признакам можно отличить музыку Моцарта? (По мелодизму, по использованию контраста, по оркестровке, по изяществу.)

А.С. Пушкин написал маленькую пьесу о Моцарте, где о его музыке говорится такими словами: «Какая глубина! Какая сме­лость и какая стройность!»

Вы знаете, что дарование Моцарта обнаружилось еще в ран­нем детстве. Давайте обратимся к детству Моцарта, представим, что мы находимся в XVIII в. Отец Моцарта возил своего малень­кого сына по разным странам Европы, где 6-летний мальчик вы­ступал с концертами. Семья Моцартов посетила все крупнейшие города Европы — Париж, Лондон, Женеву, Амстердам. Поездка продолжалась четыре года и превратилась в триумфальное шест­вие юного музыканта. Давайте попросим высказать свои впечатления от этих концертов современниц Моцарта - придворных дам короля Франции.

(Появляются две нарядно одетые девочки — «придворные дамы», проводится показ сценки под негромкое звучание музы­ки В.А. Моцарта.)

Педагог. Сударыни, добрый день! Вы придворные дамы при французском короле, не так ли? Мы слышали, что во время концерта в Париже, при королевском дворе вас ожидал какой-то сюрприз.

1-я д а м а. О, да! Эти маленькие австрийцы! Юные музы­канты!

2-я дама. Господин Моцарт устроил для нас небывалое увеселение.

Педагог. Какое же это было увеселение?

1-я д а м а. Он привез к королевскому двору выступать своих детей -дочь Анну и сына Вольфганга. Концерты детей Моцартов вызвали бурю удивления и восхищения. Особенно поражала своей трудностью программа Вольфганга.

2-я дама. Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке и органе. Он импровизировал музыкальные произведения на за­данную тему, с ходу играл незнакомые произведения. Ничего не скажешь - настоящий вундеркинд, то есть одаренный ребенок.

Педагог. А как выглядел этот вундеркинд?

1-я дама. Публику занимала даже внешность виртуоза. Утверждают, что его родители очень хороши собой. Но в отли­чие от них мальчик был мал ростом, худенький и бледный. Кроме того, как требовала придворная мода, его одевали в расшитый золотом, тяжелый придворный костюм, а на голове его был боль­шой завитой парик.

Педагог. А не тяжело ли для него было выступать перед взрослой аудиторией?

2-я дама. Наверное, это было нелегко. Концерты Моцартов продолжались по четыре-пять часов.

Педагог. Неужели?! Так долго!

2-я дама. Но, выслушав игру детей, публика принималась забавляться. Слушатели заставляли Вольфганга играть, не глядя на клавиши, или исполнять труднейшие пассажи одним пальцем.

1-я дама. Я вспоминаю презабавнейший случай. После одного из своих концертов маленький Вольфганг, утомленный

долгим выступлением, споткнулся и упал. На помощь ему поспе­шила одна из придворных дам.

2-я дама. Да-да, я вспоминаю. Она помогла ему поднять­ся. А ребенок важно поблагодарил ее и сказал: «Когда я вырасту большой, то женюсь на вас».

(Дамы смеются, кланяются и уходят.)

Педагог. Во время одного такого концерта слушатели от­казались верить, что перед ними маленький мальчик. Они стали говорить, что на клавесине так виртуозно играет взрослый музы­кант - карлик, переодетый ребенком. Но в тот момент в зал, где проходил концерт Моцарта, вошла кошка. Мальчик тотчас же бросил играть и стал гладить кошку. Отец Моцарта, встревожен­ный тем, что концерт может сорваться, стал просить его продол­жить игру на клавесине, на что мальчик ответил: «Папа, но ведь клавесин никуда от нас не уйдет. А кошка может убежать!» Тогда зрители поверили, что перед ними ребенок.

Думаю, вы убедились в том, что жизнь гениального австрий­ского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант и постоянная творческая работа позволили за короткую жизнь создать очень много музы­кальных произведений — 50 симфоний, 19 опер, сонаты, песни.

Вторая заграничная поездка Моцартов связана с Италией. Вольфганг, теперь уже 14-летний музыкант, пережил настоя­щий триумф. Его концерты проходили с потрясающим успехом и собирали огромное количество слушателей. Самому Моцарту было сложно пробиваться сквозь толпы зрителей, окружавших концертные залы, монастыри и соборы, в которых он выступал.

Даже специалистам-музыкантам было от чего прийти в восхи­щение: мальчик, очень невысокий для своего возраста, казавший­ся 10-летним, мгновенно разрабатывал на скрипке и фортепиано сложнейшие темы для сочинений, делал без помощи фортепиано переложения для оркестра, сочинял музыку лишь при помощи внутреннего слуха, то есть вообще без инструментов.

А в городе Болонье случилась настоящая сенсация: 14-лет­ний Моцарт был избран магистром Филармонической академии. И это небывалый случай! Ведь закон запрещал избирать на эту должность людей моложе 20 лет. Но для этого подростка сделали исключение, он был утвержден в звании магистра единодушно.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 415; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!