Изменение цветов в зависимости от освещения



В одинаковых условиях теплые и холодные цвета отличаются

противоположными оптическими качествами. При дневном свете

теплые тона воспринимаются как выступающие, холодные – как

отступающие.

Желтый цвет, например, расширяет окрашенную поверхность,

приближает ее к зрителю. Красный цвет при дневном свете вы-

ступает вперед, а в сумерках создает впечатление удаляющегося.

Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусствен-

ный свет лампы накаливания гораздо желтее естественного, по-

этому лучше заниматься живописью при естественном свете.

17

Если же работать при электрическом освещении, то надо учесть,

что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые

и фиолетовые – темнеют, красные выглядят насыщеннее, светло-

желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые мало от-

личаются от голубовато-зеленых, темно-синие – от черных.

«Имея перед собой освещенные и затененные формы предме-

та, мы должны суметь не только различить, скажем, теплоту света

и полутеней, а воспринять, как холодное и теплое распределено

в самой освещенной части. Подобно тому, как всякое наэлектри-

зованное тело обнаруживает на крайних полюсах своей поверх-

ности заряженность с одной стороны положительным, с другой –

отрицательным электричеством, так и все плоскости предмета,

обращенные к свету, получают в одной стороне преобладание

теплого оттенка, а с противоположной стороны – холодного...

Это верно по отношению к любому локальному цвету поверх-

ности» [6].

Очень часто начинающий художник, не доверяя своему глазу,

ищет спасения в правилах. Но практика показывает, что без лич-

ных наблюдений работа по «правилам» дает ложное изображение

среды.

 

40. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для работы понадобятся некоторые дополнительные принадлежности. Для построения композиции, эскизов и зарисовки понравившихся объектов необходимы карандаши, альбом для рисования и ластик. Для нанесения композиции на лист могут пригодиться цветные карандаши, которые не так заметны в законченной работе. Кроме того, цветные водорастворимые карандаши очень удобны для того, чтобы добавлять тонкие детали. Для удаления краски, потеков акварели подойдут промокательная бумага, бумажные полотенца, губки, хлопчатобумажная тряпка, ватные палочки. Для получения необычной фактуры порою подходят не кисти, а другие инструменты – различные губки, зубные щетки, пластмассовые мастихины, куски ткани. Для работы за столом можно использовать планшет или чертёжную доску, положив под верхний край книгу или деревянный брусок высотой 8- 10см, чтобы обеспечить нужный угол наклона для стекания воды. Но лучше приобрести настольный мольберт – универсальную опору для работы в домашних условиях и в студии. При покупке нужно проверить, под каким углом его можно поставить. Некоторые мольберты можно ставить только под очень крутым углом. Для акварельной живописи это не пригодно. Многие мольберты можно ставить под разными углами, что важно при работе, так как для разных видов акварельной техники может понадобиться изменение угла наклона поверхности бумаги. При работе на пленере необходим этюдник, или легкий складной мольберт с ёмкостями для красок и кистей. Смешивать акварельные краски можно на специальных пластиковых палитрах, на керамических тарелках и просто на бумаге. Под рукой всегда необходимо иметь тряпочку для протирки, осушения кистей из мягкой хлопковой ткани или нетканого полотна. Такой тряпкой можно не только собрать с кисти лишнюю воду, но и впитать краску с листа во 10 время работы, получая интересные эффекты. Для ускорения высыхания может пригодиться обычный электрический фен, а для поддержания влажности листа – пульверизатор с водой. Ёмкости для воды не должны быть слишком малы. Желательно иметь две банки с водой: одна для добавления в краски, другая для отмывания кистей. Клейкая лента (скотч) необходима как для прикрепления листа бумаги к планшету, так и для укрывания при необходимости частей работы, в качестве маскирующего материала. Помимо бумажного скотча применяются и маскирующие жидкости, наносимые на сохраняемые участки кистью и удаляемые после высыхания краски стиранием. Для усиления цвета пригодится гуммиарабик, добавляемый в краску. Для замедления высыхания в воду можно добавить глицерин, сахарный сироп или мед. А для ускорения – бычью желчь или технический спирт. Глицерин придает краске большую тягучесть, мед и сахарный сироп, подобно гуммиарабику, увеличивают интенсивность и яркость красок. Она же увеличит текучесть краски по поверхности листа. Соль и технический спирт используют в некоторых художественных приёмах. Иногда используются китайские белила, меняющие свойства красок при смешивании, либо в чистом виде при написании бликов, гребней волн и в ряде других случаев.

41. Виды письма.

 Разнообразие используемых в живописи мате-

риалов определяется техникой и технологией различных видов

письма: акварель, гуашь, темпера, масло, энкаустика, пастель и

др. Звучание цвета в живописи зависит не только от манеры пись-

ма, но в первую очередь от свойств красок (пигмента и связую-

щего красочный материал вещества) и основы – холста, картона,

бумаги с особенностями ее фактуры и т. п.

Различают корпусные (плотные, пастозные), кроющие (непро-

зрачные), фактурные (рельефные), полупросвечивающие и про-

зрачные (лессировочные) виды письма, отличающиеся толщиной

красочного слоя и способностью по-разному поглощать лучи по-

падающего на красочный слой света.

В корпусном (пастозном) письме цвет основы (бумаги или

грунта) практически мало влияет на цвет нанесенных на него

красок, так как поверхностный слой закрывает основу полно-

стью. Полупросвечивающий красочный слой отражает часть

проходящих через его поверхность лучей. Прозрачное письмо

(лессировки) позволяет свету глубоко проникнуть в цветной слой

краски. В восприятии цвета, полученного способом лессировки,

активную роль играет основание красочного слоя. На цвет жи-

вописной поверхности значительное влияние оказывает эффект

26

последовательного наложения прозрачных слоев красок разного

цвета. Цвет, получаемый способом лессировок, зависит не только

от прозрачности слоев наносимых красок, но и от общей толщи-

ны ее слоя (плотный слой больше поглощает света, увеличивая

насыщенность воспринимаемого цвета). Например, если на ниж-

ний слой красного цвета нанести прозрачный слой желтого цвета,

то в результате поверхность живописного слоя в целом будет вос-

приниматься желто-оранжевой.

Большую роль в технике живописи играет также умение вы-

лепить цветоформу мазком.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 490; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!