Сопоставление контрастов разных цветов



 

1. Два цвета, по порядку спектра следующие один за другим, будучи

расположены рядом, приобретают оттенок цвета предшествующего или

последующего (по спектру). Это влияние сильнее сказывается по мере

приближения к границе соприкосновения цветов.

Пример: красный рядом с оранжевым приближается к малиновому, который предшествует красному. Оранжевый рядом с красным приближается к желтому, следующему за ним. Желтый рядом с зеленым делается

более оранжевым, зеленый от соседства с желтым — более голубым. Голубой делается более зеленым, расположенный рядом с синим, а синий рядом с голубым — более фиолетовым, фиолетовый около малинового — более синим, малиновый же рядом с фиолетовым — более красным и т. д.

2. Два цвета, разделенные только одним цветом в порядке спектра,

будучи сопоставлены рядом, дают те же результаты.

Пример: красный рядом с желтым кажется более малиновым, а желтый от соседства с красным — более зеленым и т. д.

3. Два цвета, взятые, в порядке спектра через два цвета, иначе говоря,

дополнительные друг другу, не изменяются от соседства друг с другом,

но выигрывают взаимно в яркости.

Пример: красный рядом с зеленым кажется более ярким, интенсивным, зеленый также усиливается. Это приложимо ко всем спектральным цветам с их дополнительными цветами.

4. Каждый из цветов, разделенных больше чем двумя другими в порядке

спектра, помещенные один подле другого, приближаются к

дополнительному цвету своего соседа.

Пример: красный рядом с голубым приближается к оранжевому — дополнительному голубого. Голубой от соседства с красным кажется более зеленоватым, т. е. приближается к зеленому — дополнительному красного.

Красный рядом с синим, приближается к желтому, дополнительному синего, и кажется более оранжевым. Синий рядом с голубым приближается к зеленому — дополнительному красного, и кажется более голубым.

Оранжевый рядом с синим приближается к желтому — дополнительному синего, и становится более желтым. Синий рядом с оранжевым приближается к голубому — дополнительному оранжевого, и кажется более голубым, ит.д45.

После этих объяснений легко понять, как можно, не изменяя самой краски, повлиять на ее восприятие.

Исчерпав все ресурсы палитры, можно еще более усилить интенсивность какого-нибудь цвета, окружив его пятнами дополнительного цвета. Наоборот, если какой-нибудь тон покажется слишком кричащим, можно его успокоить соседством пятна той же окраски, но еще более интенсивного.

Пример: драпировка оранжевого цвета, окруженная голубыми тонами, кажется еще более оранжевой; красная, окруженная зелеными тонами, кажется более красной. Излишнюю красноту в портрете можно ослабить красным в фоне. Если портрет слишком бледен, его оживит зеленый тон в фоне и т. д.

Не имея на палитре в красках той световой и цветовой интенсивности, какими богата натура, художник принужден утрировать, но для этого необходимы знания.

Вернемся снова к ранее взятому примеру, где мы видели выходящий из трубы дым голубоватым на фоне темной зелени и красноватым на фоне неба. Если бы по написанному уже пейзажу и небу мы бы написали дым одним общим тоном, то результат был бы далек от натуры. Небо на картине не имеет световой силы настоящего и, чтобы получить иллюзию его, приходится утрировать темноту деревьев, а в силу этого необходимо также преувеличить голубизну дыма на фоне деревьев и его оранжевость на фоне неба.

В этюде с натуры, конечно, все это будет проделано инстинктивно, но в эскизе, более чем вероятно, что при игнорировании этого закона дым будет написан фальшиво.

Нам хотелось бы дать понять, что знание законов колорита облегчает работу художника, помогая сознательно относиться и различным цветовым эффектам натуры и разбираться в них. Это так же несомненно, как то, что рисовать легче, зная перспективу и анатомию.

 

Вопрос десятый

10. Значение рисунка в живописи

 

В реалистической живописи рисунку отводится главенствующая роль, хотя форма и цвет в рисунке и живописи должны находиться в гармоничном единстве. Рисунок является не только началом, но и основой обучения живописи. Без знания законов светотени и задач рисунка тоном, развитого чувства пропорций и перспективы начинающий живописец не в состоянии передать объем и материальность предметов цветом. Недооценка значения рисунка в живописи проявляется у начинающих художников в неумении правильно расположить предметы на плоскости, использовать полученные на уроках рисунка знания по передаче пластической формы средствами светотени. Многие выдающиеся художники-педагоги считали, что именно в рисунке закладываются основы дальнейшего обучения живописи. Например, П. П. Чистяков говорил: «Не умеющий рисовать не будет писать, как следует» [1]. Нельзя представить работу над натурной постановкой в живописи, ограниченную лишь предварительным линейным (контурным) абрисом предметов с последующей их раскраской. В процессе выявления цветовых и тональных отношений живописцу приходится все время рисовать, уточняя пропорции и форму предметов. Конечно, выявление кистью цветоформы потребует определенного умения, которое приходит с опытом. Так, прежде, чем приступить к работе над натюрмортом в цвете, полезно выполнить несколько заданий в технике гризайль (франц. grisaille, от gris – серый) – вид изображения черно-белой или одноцветной, например коричневой, краской, применяемой в учебных целях при овладении приемами тональных отношений. Практика, полученная в результате таких упражнений, поможет более уверенно передавать форму отдельных предметов или их группы акварельными одноцветными красками. Рисуя предметы кистью, надо освоить технику передачи формы не с помощью конструктивно-схематичных линий, а лепкой формы, основанной на светотеневой передаче объема. Это фундамент, который позволит успешно овладевать закономерностями цветовых отношений в живописи.

11. Алла Прима, лессировка, по сырому.

А ля прима (от итал. a la prima — «в один присест») — разновидность техники масляной живописи (также используется и в акварели), позволяющая выполнить картину за один сеанс (или в два или более сеанса, но по отдельным частям, каждая в один слой). Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как традиционный метод рисования предусматривает нанесение красок слой за слоем и ожидание, пока очередной слой высохнет.

Внешние видеофайлы

Демонстрация техники

Ускоренная живопись в технике «алла прима»

Преимуществом данной техники является то, что нивелируются многие проблемы, связанные с применением различных объёмов масел и смол между слоями, поскольку в картине присутствует лишь один слой. Техника укрепилась в живописи с появлением работ импрессионистов[1], но также применяется и более «традиционными» художниками для создания предварительных набросков будущих картин. Примером могут служить этюды И. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного Совета»[2]. Одним из первых художников, использовавших технику «алла прима», можно назвать Франса Халса[3]

«Функции» живописи


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!