Живописные законы для цвета и светлоты



Ответы на вопросы по живописи

 

 

Вопрос первый

Живопись

 

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

 

 

.

1. Определение понятия «живопись»

 

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.

Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально, например, по месту в коллекции, относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах.

В государственном образовательном стандарте определен минимум необходимых знаний по живописи, среди которых – методика работы над живописной и колористической композицией на основе разных заданий, Ознакомившись с теоретическими основами использования цвета и света, овладев практическими знаниями и умениями, студенты могут в процессе дальнейшего обучения, вплоть до выполнения дипломного проекта, успешно использовать различные техники акварельной живописи. Особенно актуальной становится роль живописи по мере все большего распространения компьютерных технологий. Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются химическому и физическому определению и анализу. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии.

Цветные изображения на бумаге (акварель, гуашь, пастель и др.) формально, например, по месту в коллекции, относят к графике, но эти произведения часто рассматриваются и как живописные. Все другие способы цветного изображения относятся к графике, в том числе и изображения, созданные с помощью компьютерных технологий.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, полотно, обработанные поверхности стен и т. д.

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных масляными красками на холсте, картоне, оргалите и других подобных материалах.

 Русское слово живопись указывает на реализм этого искусства в эпоху барокко, когда в России начали писать картины в западном стиле, преимущественно масляными красками. В иконописи употребляется глагол «писа́ть», так же как в греческом языке. В то же время «живописать» может быть понято как энергичная, своеобразная манера писать, то есть и как своего рода письменность.

В связи живописи с письменностью семиотики видят и определённую манеру создавать знаки.

История живописи развивается и блуждает именно в этих двух смыслах: в изобразительности, реалистичности и — знаковости: от иконы (образ) к абстракции. С точки зрения техники создания изображения живопись принципиально отличается от графики. В первом приближении живопись — это работа с жидкими материалами (красители, замешанные на различных связующих), а графика — использование сухих материалов (графита, угля, сангины, мела). Однако существует и более принципиальное различие.

Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций. Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. Работа над рисунком ведется в направлении постепенного насыщения тона, использование белил не допускается. Напротив, в живописи белила составляют основу изобразительной техники, краска накладывается корпусно, плотно перекрывая фон, цвет которого не имеет значения. Живописец работает слоями краски, многократно проходя одни и те же участки картины, высветляя или утемняя их. По этой классификации в разряд графики попадает не только карандаш, сангина и уголь, но и акварель. С другой стороны, пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками

 

 

Вопрос второй.

Виды живописных техник

· живопись маслом

Долгое время считалось, что история живописи маслом ведет свой отсчет с XV века, а её родоначальником был нидерландский художник Ян ван Эйк. Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Благодаря искусствоведу И. Мериме мнение о ван Эйке, как о первооткрывателе живописи маслом, распространилось в специальной литературе. Однако неизвестно ни одного свидетельства современников художника, что именно он был изобретателем нового метода. Художники и Северной, и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка[2].

Масляная краска получается в результате соединения красящего пигмента с льняным маслом. В качестве разбавителя используется пинен, уайт-спирит и другие растворители масел. Для ускорения высыхания применяют разбавительные лаки (например, пихтовый). Красочный слой в зависимости от толщины может сохнуть от двух-трех дней до нескольких месяцев. При этом окончательная полимеризация молекул затягивается на десятки лет.

Масляная живопись требует использования специального грунта. Обычно он состоит из двух частей — нижних двух клеевых слоев (рыбий клей, желатин), предотвращающих проникновение масла в холст или дерево и последующее гниение и трех-пяти верхних слоев — для улучшения адгезии, то есть соединения краски с грунтом, в состав которых обычно входит клей, мел, глицерин. Для работы с масляной краской используют щетинные, колонковые и синтетические кисти, а также другие инструменты — мастихины, шпатели.

После высыхания масляной краски картина может быть покрыта покрывным лаком (например, фисташковым, акриловым). Это делается как для защиты красочного слоя, так и для равномерности отражающего блеска её поверхности.

· темпера;

· эмаль;

· гуашь (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства — классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);

· пастель (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);

· тушь (и в данном случае, как и в двух предыдущих — нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь — ахроматическая гамма);

· живопись по штукатурке: фреска и а секко;

· граттаж;

· гризайль;

· карнация;

· лессировка;

· пуантилизм;

· сграффито;

· сфумато;

· клеевая живопись;

· восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре);

· живопись керамическими красками;

· живопись силикатными красками;

· акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»);

· сухая кисть;

· акрил;

· смешанная техника.

Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи.

Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV векастановится популярной живопись масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из натуральных и искусственных пигментов.

гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику — пастель — также относят к живописи.

Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п.

 

 

Вопрос третий

3. Основные законы живописных изображений

Живописные законы для цвета и светлоты

Говоря о реалистичном изображении предметов, мы видели, что важно достоверно передавать, как освещение падает на предметы, создавая участки света, полутона и тени. Кроме того, как было сказано, цвет объекта меняется в зависимости от его расположения в пространстве и характера освещения.

По сути, мы имеем право сказать, что живопись заключается в том, чтобы создавать достоверную иллюзию формы и пространства за счет знания законов, по которым цвет и светлота предметов изменяются в пространстве. Они просты и очевидны, если запомнить их и регулярно применять, постепенно их использование дойдет до автоматизма, позволяя сходу создавать достоверные изображения предметов в пространстве.

Итак:


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!