Политико-правовые учения в России XIX в. (В.С. Соловьев). В. С. Соловьев (1853–1900 гг.), основным трудом является диссертация «Кризис в западной философии. Против позитивизма».



В обсуждении проблем организованной теократии («богочеловеческого теократического государства») Соловьев выделяет три элемента ее социальной структуры:

1) священники (часть божия);

2) князья и начальники (часть активно-человеческая);

Народ земли (часть пассивно-человеческая).

Политические организации в представлении Соловьева есть по преимуществу благо природно-человеческое, столь же необходимое для нашей жизни, как и наш физический организм. Христианство дает нам высшее благо, духовное благо и при этом не отнимает у нас низших природных благ – «и не выдергивает из-под наших ног той лестницы, по которым мы идем».

Здесь особое значение имеет христианское государство и христианская политика.

Христианское государство, если оно не остается пустым именем, должно иметь определенное отличие от государства языческого, хотя бы они, как государства, имеют одинаковую основу и общую основу». Существует нравственная необходимость государства. Сверх общей и сверх традиционной охранительной задачи, которую обеспечивает каждое государство, христианское государство имеет еще прогрессивную задачу – улучшить условия этого существования, содействующие «свободному развитию всех человеческих сил, которые должны стать носительницами грядущего Царства Божия».

Правило истинного прогресса –состоит в том, чтобы государство как можно менее стесняло внутренний мир человека, предоставляя его свободному духовному действию церкви, и как можно полнее и шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и совершенствования людей.

Право свободы основано на самом существе человека и должно быть обеспечено извне государством. Степень осуществления этого права есть нечто такое, что всецело зависит от внутренних условий, от степени достигнутого нравственного сознания.

Для правопонимания Соловьева помимо общего уважительного отношения к идее права характерно стремление выделить и оттенить нравственную ценность права, правовых институтов и принципов.

Право –является «низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным».

Естественное право для Соловьева не есть некое обособленное право, предшествующее исторически праву положительному. Естественное право у Соловьева, как и у Конта, есть формальная идея права, рационально выведенная из общих принципов философии.

Естественное право олицетворяет «рациональную сущность права», а право положительное воплощает историческую явленность права. Последнее является правовым, реализованным в зависимости от состояния нравственного сознания в данном обществе и от других исторических условий.

Естественное право сводится к двум факторам – свободе и равенству, то есть оно и являет алгебраическую формулу всякого права, его рациональную (разумную сущность).

Свобода есть необходимый субстрат, а равенство – его необходимая формула. Цель нормального общества и права составляет общественное благо. Эта цель есть общая, а не коллективная только (не сумма отдельных целей). Общая цель по существу своему соединяет всех и каждого. Соединение всех и каждого происходит при этом благодаря солидарным действиям в достижении общей цели. Право стремиться осуществить справедливость, но стремление это лишь общая тенденция, «логос» и смысл права.

Право положительное воплощает и реализует в конкретные форму общие тенденции. Право (справедливость) пребывает в таком соотношении с религиозной моралью (любовью), в каком пребывают государство и церковь

56. Политико-правовые учения в России XIX в. (Б.Н. Чичерин). Б.Н. Чичерин – либерал, активный сторонник введения Конституции в России и расширения гражданской самостоятельности.

Право в его концепции – понятие собирательное. Включающее субъективное и объективное право. Субъективное право – определенная законом свобода что-либо делать, а объективное – законы, которые устанавливают рамки свободы и учреждают права и обязанности. Оба значения права неразрывно связаны между собой, поскольку свобода только тогда становится правом, когда она «освящена» законом, закон в свою очередь направлен на определение и охрану свободы.

Положительное право – совокупность признанных в данном государстве, юридически защищенных начал свободы. Силу этому праву придает признание его государством.

Естественное право не имеет принуждения. Это общее разумное начало, именуемое справедливостью или правдою. В естественном праве в тесной связи представлены два понятия: равенство и неравенство.

 

Равенство – центральное понятие, которое означает, что за всеми признается равное человеческое достоинство и свобода, а также равенство прав. Но поскольку пользование правами ведет к неравному приобретению благ, возникает неравенство. Оно не противоречит справедливости, входит в понятие правды (так как является логическим развитием равенства). Естественное право при этом призвано служить «мерилом и руководством для положительного права». В соответствии с естественным правом все люди равны перед законом, равны в правах. Это равенство формально-отвлеченное, на его основе возникают личные права.

К личным правам человека относятся:

1) право располагать своими действиями, не нарушая при этом чужого права и условий общежития;

2) право перемещаться и выбирать место жительства в соответствии со своим выбором;

3) право избирать образ жизни и род занятий;

4) право принимать на себя обязательства (при этом человек не вправе продавать себя в рабство или крепостное состояние);

5) право выражать свои мысли и чувства (свобода мысли);

6) право проповедовать любую религию (свобода вероисповедания).

Государство – явление общественной жизни, одно из объединений людей. Государство отличается от других тем, что имеет верховную власть («волю повелевать»).

В верховную власть входят:

1) учредительная власть – высшая в системе властей, призванная принять Конституцию государства, где определяются: устройство верховной власти и основные права и обязанности граждан;

2) законодательная власть, осуществляющая законотворческие функции («устанавливает юридические нормы»);

3) исполнительная (правительственная власть), приводящая законы в исполнение и управляющая обществом;

 

4) судебная власть, рассматривающая споры, возникающие среди граждан, и налагающая наказания.

Образование государства возможно несколькими путями:

1. Из других союзов – способствует развитию сознания тех, кто входит в тот или иной союз.

2. Свободным способом – появление государственного союза из «неустроенного» общества, члены которого никому не подчинены и не имеют юридических законов (пользуются естественными).

3. Производным способом – появление нового государства на месте распавшегося старого или в результате объединения нескольких государств. Подобные процессы возможны как во время войн, так и в мирное время.

Разнообразие форм правления зависит от:

· от местных и временных условий;

· от преобладания того или иного элемента государства: власти, закона, свободы или цели.

Выделяются три формы правления:

· аристократия (олицетворение закона);

· демократия (олицетворение свободы);

· монархия (олицетворение власти).

57. Политико-правовые учения в России XIX в. (М.М. Ковалевский). Среди обществоведов и правоведов своего поколения Мак-

сим Максимович Ковалевский (1851 — 1916) выделялся разносто-

ронностью исследовательских интересов, большим объемом

публикаций, и все это сочеталось с активной общественной

деятельностью — публицистической, издательской, депутат-

ской. В отличие от правоведов, находившихся под традицион-

ным и сильным влиянием немецкой классической философии

и ォнауки государственного праваサ, он был позитивистским со-

циологом в духе О. Конта, Первой его программной работой стал очерк ォИсторико-

сравнительный метод в юриспруденцииサ (1880), где отчетливо

проведена мысль об огромных и все еще мало используемых

возможностях в деле воссоздания ォестественной истории пра-

ваサ (как важной составной части общественного бытия и пере-

мен). Уточненная Ковалевским задача сравнительного метода в

правоведении сводилась к следующему: выделив особую группу

сходных обычаев и учреждений у разных народов на сходных

ступенях (включая, в частности, обычаи и учреждения России

и Индии), необходимо тем самым подготовить материал для

построения истории прогрессивного развития форм общежития

и их внешнего выражения в праве. От сравнительной истории

права, согласно Ковалевскому, надо ждать ответа на вопрос,

какие правовые порядки отвечают родовой, а какие государст-

венной или всемирной (универсальной) стадии общественно-

сти, в какой внутренней связи состоят между собой отдельные

юридические нормы в каждом из указанных периодов. Нако-

нец, что может считаться в том или ином законодательстве пе-

реживанием прошлого и что зачатком будущего развития, что

вымирает, что зарождается, а также что должно быть устранено

со временем и что восполнено и усовершенствовано. Ковалевский был правоведом, государствоведом, социоло-

гом и историком одновременно. Для него понимание природы

государства и его деятельности немыслимо без выявления и

учета его исторических корней. Невозможно обходиться, к

примеру, ォбез материального понимания действующего зако-

наサ, неразумно ограничиваться при его изучении лишь фор-

мальным анализом предписаний о правах, компетенции, обя-

занностях, ответственности и т. д. Нельзя понять американской

Конституции 1787 г., не уяснив себе, что было заимствовано на

этой земле из английского конституционного опыта и тради-

ций, что сохранила новая федерация от старой конфедерации и

какие исторические прецеденты (например, Нидерланды) уже

имела конфедеративная форма объединения.

Политико-правовая мысль в России XX в. (П.И. Новгородцев). Павел Иванович Новгородцев (1866–1924), «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» (1909). Он был представителем нормативно-этической концепции права. Поиск и обоснование общественного идеала – главная тема учения Новгородцева.

Абсолютный идеал – создается каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве требования нравственного поведения индивида, бесконечного совершенствования личности. Требования этого идеала – общие для права и морали. Относительный идеал – зависит от нескольких субъектов, всегда ориентирован на создание какого-либо общественного порядка. Он носит условный характер.

Общество как союз лиц содержит в себе множество различ- ных интересов, которые должны быть согласованы. В совместной деятельности лиц в обществе создается особая область нравственных требований.

Мораль столь же неизменна, сколь постоянна сущность человека: то, что нравственно для одного человека, не может быть этически безразличным для другого. Право же подвижно и изменчиво; оно может противоречить себе или идее справедливости. То, что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом.

Недопустимо подчинять личность обществу «в качестве орудия или средства» своего существования. Общественную задачу личность может выполнить только по-своему. Поэтому каждый человек ощущает потребность в соединении и взаимо действии с другими индивидами.

Общественно-политический идеал – правовое государство. Цель права – охрана свободы. Важно также заботиться о материальных условиях свободы. Новгородцев обосновал понятие «право на достойное человеческое существование». Обладая нравственной природой, это право должно иметь юридическое значение.

 Новгородцев - философ права, , родоначальник концепции возрожденного

естественного права в России.

Представитель этической концепции права - Этический момент в естественно-

правовой конструкции заключается в том, что происходит оценка существующего

положения с точки зрения нравственного долженствования. Н. считал основным

вопросом философии права вопрос о высших и последних основаниях юридических

установлении. Человек видит в праве установление, зависящее от личной воли и

в то же время составляющее часть нравственной субстанции. Практическая

сторона понятия естественного права,выражается в протесте нравственного

сознания против недостатков действующего правопорядка. Это утверждение имело

большое значение в условиях России на рубеже веков, когда позитивный закон

был плох и необходим был упор на критическую сторону теории естественного

права.

. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов, которые

составляют содержание общественного идеала. В действительной жизни

соотношение этих идеалов не однозначно, поскольку абсолютный идеал носит

личностный характер и решается каждым человеком по-своему; относительный же

идеал зависит не только от отдельного лица, но и от других субъектов

общественной жизни (группы, класса, движения, партии и т.д.).

Общественно-политический идеал (относительный – по терминологии Новгородцева)

в конце XIX – начале XX в. выражался, согласно учению Новгородцева, в

требовании правового государства, причем в неолиберальном духе. Бурное

экономическое развитие XIX в. показало необходимость материальных гарантий

формально признанных прав и свобод и социальной помощи нуждающимся.

Новгородцев стремился, учитывая состояние общественной жизни, выявить черты

нового этапа идеи правового государства, а именно социально-правового

государства. Он провозгласил и обосновал понятие “права на достойное

человеческое существование: цель права – охрана свободы, однако пользование

этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот

почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной

свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи – забота о

материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал Новгородцев,

должно взять на себя гос-во. Подобное рассмотрение права на достойное

человеческое существование – гуманная общечеловеческая постановка вопроса о

социальных гарантиях в правовом государстве.

59. Политико-правовая мысль в России XX в. (Л.И. Петражицкий). Л. И. Петражицкий (1867–1931 гг.), основной работой которого явилась «Теория государства и права в связи с теорией нравственности» (1909 г.).

Петражицкий считал, что источник права следует искать в мире духовном, в психике человека. Право – психический феномен, изучить который можно, наблюдая свой или других психический опыт.

  Психика индивида– сложнейший мир, где ведущую роль играют эмоции. Эмоции, во-первых, основные двигатели человеческих действий. Во-вторых, они выполняют функцию контакта с внешним миром. Общаясь, индивид дает оценку действиям других: положительную или негативную.

Среди всех эмоций наиболее важны этические эмоции, представляющие собой переживания по поводу каких-либо поступков.

Нравственные обязанности – переживания, не отягощенные каким-либо долгом обязательства по отношению к другим. Правовые – переживания, связанные с возвращением какого-либо долга. Оценка названных обязанностей дает проекцию нормы поведения: нравственной или правовой. Нравственная – чисто императивная норма. Она не предполагает никаких прав, никаких притязаний с другой стороны. Поведение, сопутствующее ей, – односторонне обязательное (подача милости).

В основе психологии и других наук, касающихся психических явлений, лежат деления на:

1) двусторонние, пассивно-активные переживания, моторные раздражения – импульсии или эмоции;

2) односторонние переживания, распадающиеся в свою очередь на:

а) односторонне-пассивные, познавательные и чувственные;

б) односторонне-активные, волевые.

Импульсии и эмоции играют в жизни человека и животных роль главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни, прочие односторонние элементы психической жизни играют при этом вспомогательную, подчиненную и служебную роль.

  Право выполняет две функции:

1. Распределительную– эта функция соответствует атрибутивной природе правовых переживаний и состоит в наделении отдельных индивидов или групп социальными благами. Это могут быть «хозяйственные» (распределение плодородных земель, других средств и орудий производства, предметов потребления) и «идеальные» (неприкосновенность личности, чести, свободы печати, совести собраний, блага).

2 . Организационную– проявляется в создании порядка властвования и подчинения в различных социальных организациях, в том числе в государстве.

Л. И. Петражицкий различал интуитивное и позитивное право.

Интуитивное право в психологической теории не является идеальным или желаемым правом.

  Интуитивное право– одно из «первичных» проявлений психического опыта индивида. Это «императивно-атрибутивное переживание» поступков людей, позитивного права с точки зрения справедливости как высшего критерия.

  В обычном праве выделяется два вида:

1) « Старообразное» – обычное право предков, старых традиций;

2) « Новообразное» – право современных обычаев (возникающих в области этикета, торговли и т. д).

Судебная практика не относится к позитивному праву. Таковыми признаются лишь преюдициальные (отдельные преюдиции в сочетании с судебной практикой) и юдициальное право, возникающее в ходе судебных разбирательств.

  К разновидностям позитивного права относятся:

1) книжное право (частные и официальные сборники);

2) прецедентное право;

3) договорное право;

4) право принятых в науке мнений;

5) право юридической экспертизы;

6) программное право.

  Правовая жизнь с точки зрения взаимоотношения интуитивного и позитивного права распадается на три области:

· исключительного существования и действия позитивного права;

· существования и действия интуитивного права;

· параллельного существования и действия обоих видов права

60. Политико-правовая мысль в России XX в. (Н.А. Бердяев). Н. А. Бердяев(1874–1948 гг.) –участник русского религиозного возрождения начала века, инициатор создания Академии духовной культуры, соавтор сборников «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины».

Характеризуя взаимоотношения марксизма и русского революционного движения, Бердяев писал, что марксизм представляет собой «серьезное явление в исторических судьбах человечества». Марксизм есть и политика, и религия, и мораль, и право, и наука, и философия.

Тему о власти и об оправдании государства Бердяев называл русской темой и соглашался с К. Леонтьевым о том, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементу. Зло и грех всякой власти русские люди чувствуют сильнее, чем западные люди. Возрастание государственного могущества, высасывающего все соки из народа, имело обратной стороной русскую вольницу, уход из государства, физический или духовный.

Русский коммунизм в Советской России явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь.

  Правда– раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь– в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности всякого человека, к сужению человеческого сознания, которое уже наблюдалось в русском нигилизме.

Социализм и анархизм – как последние соблазны человечества – в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм), либо в своей жажде свободы (анархизм).

Оригинальные политико-правовые воззрения развивал Ни-

колай Александрович Бердяев(1874—1948), один из крупнейших

философов и религиозных мыслителей России. Его взгляды об

обществе, государстве и праве изложены в таких произведениях,

как ォНовое религиозное сознание и общественностьサ (1907),

ォФилософия неравенстваサ (1918, изд. 1923), ォО назначении че-

ловекаサ, ォО рабстве и свободе человекаサ (1939), ォЦарство Духа и

царство Кесаряサ (1947) и др. В своем персоналистическом учении о свободе человека

Бердяев отличает личностьот индивида.Индивид есть категория

натуралистическая, биологическая, социологическая, несвобод-

ная, а личность — категория духовная, свободная. Именно в

качестве личности человек есть микрокосмос, универсум, а не

часть или атом какого-то внешнего целого. У человека есть два путивыхода из своей замкнутости. Пер-

вый путь, путь объективации,т. е. выход в посюсторонний мир,

в царство Кесаря, в реальность общества и государства с их об-

щеобязательными формами, нормами, институтами и т. д., —

это потеря личности, отчуждение человеческой природы, вы-

брос человека в объективный мир зла, несвободы, несправед-

ливости и рабства — рабства человека у бытия, у Бога, у приро-

ды, у цивилизации, у общества, у государства, у собственности

и денег, у коллективизма, национализма и войны. Второй, духовный путь,т. е. реализация личности в челове-

ке, это путь самоопределения, постоянного трансцендирова-

ния, перехода к транссубъективному (духовному, но не объек-

тивному) миру — к жизни в свободе, к экзистенциальной

встрече с Богом, с другими личностями, с внутренним сущест-

вованием мира, к экзистенциальному общению и коммюнотар-

ной общности (противоположной объективному обществу). Обосновывая свою концепцию антииерархического персона-

лизма,Бердяев отвергает различные формы иерархического пер-

сонализма, согласно которому иерархически организованное це-

лое состоит из личностей разных иерархических ступеней, при-

чем каждая личность подчинена высшей ступени, входит в нее в

качестве подчиненного органа или части. противовес всякой государственности он призывает пе-

рейти к общинной жизни и федерации общин.Такую общинность

он именует коммюнотарностью(от франц. commune — община),

которая — в отличие от обезличенного и авторитарно-государ-

ственного типа отношений и соответствующего типа коллекти-

визма — означает непосредственное отношение человека к че-

ловеку через Бога как внутреннее начало жизни. Подобную

религиозную коммюнотарность Бердяев характеризует как со-

борностьи утверждает, что соборность-коммюнотарность не

может означать никакого авторитета, она всегда предлагает

свободу. Противопоставляя государству и его закону идеальное пра-

во, Бердяев писал: Право есть свобода, государство — наси-

лие, право — голос Божий в личности, государство — безлично

и безбожно. Под безличностью государства и закона  при

этом он имеет в виду их абстрактно-всеобщий характ: Госу-

дарство не знает тайны индивидуального, оно знает лишь об-

щее и отвлеченное. И личность для него есть общее... Государ-

ство еще может признать отвлеченное субъективное право че-

ловека и гражданина, да и то неохотно, но никогда не признает

индивидуальных, неповторимых, единичных, качественно свое-

образных прав отдельной личности с ее индивидуальной судь-

бой. Бердяев постоянно открещивался от такого толкования его

позиции и подчеркивал, что ォотвержение государства как зла и

неправды не есть отрицание всякой системы управления, вся-

кой общественной организации и гармонизации жизни во имя

положительных начал. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений, что настойчи-

вая проповедь Бердяевым идей свободы и неотчуждаемых прав

человека, его радикальная критика всех форм гнета, насилия,

авторитаризма и тоталитаризма стали существенным духовным

вкладом в дело борьбы за утверждение идей гуманизма, прав и

свобод личности в реальной действительности нашего несовер-

шенного мира. И сегодня можно сказать, что Бердяев не только

ォсын свободыサ, как он сам себя называл, но и один из ее бес-

компромиссных идеологов.

61. Политико-правовая мысль в России XX в. (И.А. Ильин). И. А. Ильин (1883–1954 гг.), основными работами которого являются «Учение о правосознании», «Основные задачи правоведения в России», «Пути духовного обновления», «О монархии и республике», «Наши задачи».

Исторический опыт государства показывает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре, но, прежде всего на духовной правоте или на содержательной верности издаваемых повелений и норм.

Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. Государственная власть в состоянии соблюдать свою истинную духовную природу, если она останется верна своей цели, своим путям и средствам. Государственная власть принципиально связана со справедливостью, но она имеет право отступать от нее, когда этого требует «поддержание национально-духовного бытия народа».

Правовое государство в отличие от тоталитарного, основывается на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, то есть оно покоится на лояльном правосознании.

Справедливость не сводится к равенству фактическому, она состоит в «беспристрастном предметном учете, признании и отражении каждого субъекта во всех существующих свойствах и основательных притязаниях».

Иван Александрович Ильин (1883–1954), юрист по образованию, приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии, истолкованию их в либерально-консервативном духе. Среди работ этого направления выделяются «Понятие права и силы: опыт методологического анализа» (1910), «Учение о правосознании» (1919), «Основные задачи правоведения в России» (1921), «О сопротивлении злу силою» (1925), «Пути духовного обновления» (1937), «О монархии и республике» (незавершен.), «Наши задачи» (сборник в 2 т. 1956).

После административной высылки из России в 1922 г. Ильину довелось участвовать в работе Религиозно-философской академии и Русского научного института в Берлине (1923–1934). При нацистском режиме его очередной раз отстранили от преподавания и запретили устные выступления. Он вынужден был эмигрировать в Швейцарию.

Исторический опыт человечества, писал Ильин, показывает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре («на общественном сговоре»), не только на признанных полномочиях законодателя, не только на «внушительном воздействии приказа и угрозы», но «прежде всего» на духовной правоте, или, что то же самое, на «содержательной верности издаваемых повелений и норм». В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой своей внутренней природе генетический, и притом духовный. Физическая сила, понимаемая в данном случае как

способность к вещественно телесному воздействию на человека, по сути дела, необходима государственной власти, однако она отнюдь не составляет основного способа действования, присущего государству.

Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. «Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению.» Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле. Создание такой атмосферы есть дело особого искусства, требующего не только интенсивного волевого бытия, но также – и это следует считать важным основополагающим элементом всей конструкции Ильина – «душевно-духовной прозорливости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать». Вот почему государственная власть только тогда в состоянии «соблюдать свою истинную духовную природу... если только она остается верна своей цели, своим путям и средствам, она получает свое священное назначение только на этой последней, нравственной и религиозной глубине».

Таково исходное толкование Ильиным природы и общего назначения власти в его социальном, психологическом и духовно-религиозном аспектах. Далее эта общая мысль конкретизируется у него через посредство идеальных требований к надлежащей организации власти в государстве, которые Ильин в привычной для него дидактической манере именует аксиомами власти. Согласно этим аксиомам, государственная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза («как один Дух и его правота»); она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу; политические программы могут включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Эти меры должны быть внеклассовыми и даже сверхклассовыми, равным образом избегая включения частного, личного интереса; программа власти может включать в себя

только осуществимые меры и формы (иначе это будет химерической и утопической затеей); государственная власть принципиально связана с распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от нее тогда и только тогда, когда этого требует «поддержание национально-духовного бытия народа».

Ильин поясняет, что сама справедливость в ее правовом воплощении не сводится лишь к равенству фактическому (с его «слепотой к человеческим различиям»); она состоит в «беспристрастном, предметном учете, признании и отражении каждого индивидуального субъекта во всех его существенных свойствах и основательных притязаниях». Однако для претворения подобной «распределяющей» справедливости необходимо, чтобы сам индивид (как, впрочем, и народ, нация) обладал чувством достоинства. «Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоуважения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоопределение, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства,– политически недееспособен; народ, не движимый им,– обречен на тяжкие исторические унижения. Эти же свойства необходимы и государству, и отдельным его формированиям, например армии».

Определенную роль в воспитании чувства достоинства выполняет частная собственность. «Человеку необходимо вкладывать свою жизнь в жизнь вещей – это неизбежно от природы и драгоценно в духовном отношении». Поэтому частная собственность есть естественное право человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. Важно не то, чтобы не было имущественного неравенства, а то, чтобы в стране не было хозяйственно беспочвенных, бесцельных, безработных, бесперспективных людей. «Существенно не владение человека, а его сердце и воля. Только сильный и духовно воспитанный сумеет верно разрешить проблему частной собственности и создаст на ее основании цветущее и социальное хозяйство».

Частная собственность дает чувство уверенности, доверия к людям, к вещам и земле; она научает творчески любить труд и землю, свой очаг и родину; она закрепляет оседлость, без которой невозможна культура, единит семью, вовлекая ее в заботы о собственности, она питает и направляет государственный инстинкт человека; «она раскрывает ему художественную

глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному принятию природы и мира». Таким образом, «частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической свободе.

По мнению Ильина, правовое государство в отличие от тоталитарного – этого исторического и политического факта XX в. – основывается всецело на признании человеческой личности – духовной, свободной, правомочной, управляющей собою в душе и в делах, т.е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный режим, напротив, покоится на террористическом внушении. Сама сущность тоталитаризма состоит не столько в особой форме государственного устройства (демократической, республиканской или авторитарной), сколько в объеме управления: этот объем становится всеохватывающим. Режим держится не законами, а партийными указами, распоряжениями, инструкциями. При этом государственные органы, поскольку с виду они еще действуют, слагают из себя только показную оболочку партийной диктатуры. «Граждане» в таком сообществе только субъекты обязанностей и объекты распоряжений. Правосознание здесь заменено психическими механизмами – голода, страха, мучений и унижений. Поэтому тоталитарный режим не есть ни правовой, ни государственный режим. Если все же говорить о форме этой организации, хотя и не правовой и противоречивой, то это, по оценке Ильина, есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата.

Дух христианства есть дух «овнутрения», поэтому, подчеркивает Ильин, только внутреннее, сокровенное, духовное решает вопрос о достоинстве внешнего, явного, вещественного. Так, право и государство жизненны только там, где на высоте пребывает живое правосознание людей.

Заслуживает упоминания позиция философа в вопросе о достоинствах и несовершенствах двух основных форм устройства власти в государстве – монархии и республики. В основе его оценки – мера их содействия росту духовности и свободного правосознания. Дело в том, что правопорядок складывается в обществе лишь тогда, когда «каждого из нас признают главным, самоуправляющимся духовным центром, личностью, которая имеет свободное правосознание и призвана беречь, воспитывать

и укреплять в себе это правосознание и эту свободу». Идеальная форма для России, по мнению Ильина, единовластие, монархия. «История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие или хаос; к республиканскому строю Россия неспособна. И еще точнее: бытие России требует единовластия – или религиозного и национально укрепленного, единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии; или же единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного и притом антинационального и интернационального, т.е. тирании» (О монархии и республике).

Создание христианской культуры, подчеркивал Ильин, есть задача, поставленная перед человечеством много лет назад и им не разрешенная. Эта задача и не может быть разрешена одной эпохой, одним поколением раз и навсегда, ибо «каждая эпоха и каждый народ и каждое поколение должны стремиться к решению ее по-своему – по-своему достигая и не достигая».

 

 


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!