Политико-правовые учения в России XIX в. (западники: общая



Характеристика). В истории русской политической мысли XIX в. существовали два противоположных течения: славянофильское и западническое. Западники полагали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения.

Западничество оформилось как идейное течение в работах историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова и др.

Поводом для споров между западниками и славянофилами фактически стал выход в свет «Философского письма» П. Я. Чаадаева (1794–1856).

Чаадаев полагает, что Россия оказалась вырванной из всемирного исторического процесса. Она опирается как на Европу, так и на Восток, но она должна объединить в себе эти два начала. Такая оторванность есть следствие принятия Русью православия: оно воспитывает в человеке такие качества, как покорность, смирение, аскетизм.

Западники считали своим идеалом социального развития Западную Европу. Одним из их лидеров был профессор Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855).

Грановский анализирует историю стран Западной Европы. Феодализм сформировался на основе распределения земли и политической дифференциации. Политическая власть сконцентрировалась не в руках одного правителя, а в руках целого сословия. Здесь заложены предпосылки становления свободной личности, независимого от власти собственника. Свой идеал он видел в такой системе отношений, которая регламентируется справедливой системой юридических и гражданских законов.

Грановский считает, что Россия еще пребывает в Средневековье. Она не пережила феодальной цивилизации, а следовательно, и свободы личности. Политическое будущее России Грановский видел в республиканском типе государственного устройства. Такое государство должно основываться на соблюдении и реализации важнейших прав личности.

Одним из ведущих идеологов западников был правовед и историк Константин Дмитриевич Кавелин. Кавелин считает, что на Западе представления о свободе существуют издревле. Россия же, в свою очередь, не имеет юридического обоснования личного права. Государство и власть не создают условий для развития свободы и прав человека. Свобода человека всегда подавляется социальными или политическими институтами (семьей, общиной, государством, церковью). Такое положение вещей можно исправить только путем реформ. Они должны быть направлены на развитие личностного начала в России. Проведение таких преобразований Кавелин связывал с личностью просвещенного монарха.

Обсуждение перспектив развития России породило к концу

30-х годов два идейных направления в среде столичной интеллигенции

— западников и славянофилов.

Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной

Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости.

Главой московских западников был профессор Тимофей Николаевич

Грановский (1813—1855). В лекциях по всеобщей истории,

которые он читал в Московском университете, Грановский почти

открыто сопоставлял историю сословно-крепостнического строя и

его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами

существования крепостничества в России. Подчеркивая, что

феодальный произвол основан на "презрении к человечеству", Грановский

считал общей целью исторического развития (и критерием

прогресса) создание нравственной и образованной личности, а также

общества, соответствующего потребностям такой личности1.

Видным западником был историк и правовед Константин

Дмитриевич Кавелин (1818—1885). Следуя мысли Гегеля о том, что

в основе развития германских племен лежало "личностное начало",

определившее всю послеантичную историю Западной Европы, Кавелин

доказывал, что в истории русского права личность всегда

поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью.

Поэтому если история Запада была историей развития свобод и

прав личности, то русская история была историей развития самодержавия

и власти. Как и другие западники, Кавелин осуждалкрепостное право; в период подготовки крестьянской реформы он

высказывался против политических преобразований, опасаясь, что

конституцию, если она будет введена в России, дворянство использует

для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ.

В среде западников обсуждались не проекты конституции будущей

России, а общие перспективы развития страны в связи с

историей других европейских стран.

Очень осторожно западники касались проблем самодержавия,

православия, народности. По их мнению, развитие государственного

строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный

путь. Основной и первостепенной задачей западники

считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преждевременное

создание в России представительных учреждений по

западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворянства,

а потому замедлит отмену крепостного права. Проблемы православия

затрагивались западниками в неподцензурной печати. В

знаменитом "Письме к Гоголю" В. Г. Белинский писал, что православная

церковь в России "всегда была опорою кнута и угодницей

деспотизма".

Для западников первостепенной была проблема прав личности.

Обсуждение проблем личности, ее прав и свобод закономерно привело

к вопросу о гарантиях этих прав и свобод в условиях становления

промышленно-капиталистического общества. Часть западников

склонялась к идеям социализма (например, А. И. Герцен,

В. Г. Белинский, Н. П. Огарев), другие же — были противниками

этих идей (в частности, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин,

И. С. Тургенев).


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!