Аксаков много внимания уделял проблеме соотношения личности и общества. Личность – это всего лишь часть народного организма. Только в связи с ним она имеет свое значение.



Общество у Аксакова не тождественно государству: общество является результатом действия живых сил. Оно не мертвый организм, не статичное образование. Общество находится в постоянном процессе обновления благодаря притоку новых народных сил. Государство играет роль внешней формы общества.

Одну из главнейших опасностей для общества представляет неимоверно разросшийся бюрократический аппарат государства. Государство должно быть в определенной мере отвлечено от народной жизни, общества. Одновременно он выступает и как противник сословного деления общества.

Но концепция Аксакова не предусматривает либеральных политических преобразований. Аксаков выступал за сохранение самодержавия, православной веры как основы русского народного духа.

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) тоже внес большой вклад в формирование идеологии славянофильства. Опорой российского общества он считал крестьянскую общину. Благодаря общинному укладу крестьянство избегает конфликтов народа с властью. Община хранит и защищает своеобразие и внутреннюю свободу личности.

В русском национальном характере наиболее развиты этические принципы христианского гуманизма, отсутствуют национальный эгоизм и враждебность к другим народам. Не чуждо русскому народу чувство единства с родственными ему славянскими народами.

Он призывает церковь сбросить с себя ярмо светской власти и в борьбе за веру рассчитывать на свои собственные силы. Он полагает, что невозможно светской власти вмешиваться

К концу 30-х годов оформились в течение общественной мысли

противостоящие западникам славянофилы. Ю. Ф. Самарин,

А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С, Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские

объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Москови-

тянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы

основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицательно,

усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет

чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стремились

решать положительно, исследуя те особенности русской и славянской

жизни, которых нет у других народов. Такой подход привел

к противопоставлению Западу России, особенно допетровской

Московской Руси.

Славянофилы утверждали, что идеализированное западниками

развитие германского начала личности не имеет ни конца, ни выхода.

На Западе личность понимается только в атомарном, индивидуалистическом

духе. Господствующий в странах Запада индивидуализм

породил эгоизм и грубый материализм, частную собствен-ность, погоню за наживой, стяжательство, суетность, "язву проле-

тариатства". Увлечение западных стран политикой и законотворчеством

создает лишь внешнюю свободу, повиновение независимо

от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и

протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного

наследия.

Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, славянофилы

называли "общинное начало", "соборность", единодушие

и согласие. В славянском мире личность органически включена в

общность. "Общинный быт славян основан не на отсутствии личности,

— писал Самарин, — а на свободном и сознательном ее отречении

от своего полновластия". Самосознание и внутренняя свобода

славян опираются на "просветление общинного начала общинным

церковным (началом)". Это просветление и гарантии внутренней

свободы даются православием, сохранившим подлинное христианство,

не оскверненное античным рационализмом: "Истина науки в

истине православия". Славянский мир выше всего ценит общность

и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с Богом).

Поэтому у России свой, особый путь, отличный: от "ложных начал

исторической жизни Запада"; славяне для того и призвали варягов,

чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю.

Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь

была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I

разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и узаконив

"мерзость рабства". С Петра I берет начало "душевредный

деспотизм".

Резко осуждая "петербургскую бюрократию", славянофилы одобряли

самодержавие: самодержавие лучше всех других форм именно

по той причине, что любое стремление народа к государственной

власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. Необходимость

и полезность самодержавия объяснялись тем, что народ не

стремится к политической свободе, а "ищет свободы нравственной,

свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри

себя".

Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни

было конституции еще и на том основании, что такая конституция,

не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, антинародной

— немецкой, французской или английской, но не русской

конституцией.

Исходя из суждения, что "государство как принцип — ложь",

славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: "Сила власти

— царю; сила мнения — народу". Они утверждали, что в допетровской

Руси проявлением единства власти и народа были Зем-ские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде

чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Единство

власти и народа в Московской Руси XVII в. понималось как

союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодержавной

власти царя.

Развивая свои мысли о соотношении внутренней и внешней

свобод, славянофилы порой приходили к радикальным для России

того времени выводам: "Правительству — право действия и, следовательно,

закона, народу — силу мнения и, следовательно, слова".

Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение

крестьян.

Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у

славянских народов общинного землевладения. В крестьянской общине

они видели проявление соборности, коллективных начал славянского

быта, преграду частной собственности и "язвы пролетари-

атства", "балласт разумного консерватизма против наплыва всяких

чужеземных теорий демократизма и социализма". При отмене крепостного

права славянофилы предлагали наделить крестьян землей,

сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасности

правительства".

Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской

роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали,

что православный русский народ — богоносец с его старинными

формами общинности избавит от "скверны капитализма" сначала

славян, а затем и другие народы.

Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной

народности. Тем не менее критика бюрократии, защита свободы

мнения и свободы слова стали причиной преследования славянофилов

правительством (за ними был установлен тайный надзор, им

запрещалось выступать в печати, Аксаков и Самарин подвергались

арестам и допросам).

Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену

идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с

философией Гегеля. Западники признали значение самобытности

России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной

и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Бакунин

взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в

ней основу "русского социализма".__


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 241; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!