Общая характеристика и основные направления политико-правовых учений в России XI-XVII вв (В. Маномах).



 

Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха ().

Политическая программа Мономаха сформулирована в его сочинениях: «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», в которых затронут большой круг вопросов, касающихся: объема полномочий великого князя, взаимоотношений церкви и государства, принципов отправления правосудия в стране.

 

Политическое содержание его взглядов наиболее отчетливо представлено в «Поучении…», где ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения.

 

Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении… » не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений.

 

Мономах разрабатывает поставленную еще Илларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорит при разрешении вопросов об управлении страной, организации правосудия и необходимости военных действий. Во всех спорных случаях он советует отдавать предпочтение миру, так как не видит причин для братоубийственных войн, поскольку всем народам уготовано место на земле, а правителям следует направить усилия на поиски путей достижения мира. С теми же, кто жаждет войны, достойным князьям не по пути, ибо месть не должна быть определяющим мотивом в политике.

 

При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной власти Мономах отводит церкви почетное, но явно подчиненное место. Он «чтил чернеческий и поповский чин», но, тем не менее, отдавал предпочтение мирским людям, которые «малым добрым делом» стараются помочь своей стране и народу, перед монахами, которые терпят «одиночество, чернечество и голод» в поисках личного спасения.

 

С начавшимся вскоре после смерти Мономаха (1125) и его сына Мстислава (1132) процессом феодальной раздробленности общественное мнение еще долго не могло примириться. Воспитанные в лучших традициях древнерусской мысли, идеалом которой было сохранение единства русской земли, мыслители пытались предотвратить или хотя бы замедлить распадение единого Русского государства на отдельные государства-княжества.

42. Общая характеристика и основные направления политико-правовых учений в России XI-XVII вв (М. Грек). Основные положения учения нестяжания наиболее полно

были разработаны Максимом Греком(ум. 1556), подлинное имя

которого Михаил ТриволисИсходным пунктом всех рассуждений Максима Грека явля-

ется евангельская проповедь предпочтительности ォнестяжанияサ и

обязательности личного труда.Лицам, принявшим монашеский

обет, лучше ォобнищати... нежели сребром облиятися. Стужаема

терпети, а не самим стужати... не желать питатися кровию убо-

гих...サ. Нынешняя церковь преступила евангельские заповеди,

ォсобирающи себе богатства... и за села и земли... с суперники

сварящасяサ. Максим Грек вообще оценивает источник приоб-

ретения и умножения крупной частной собственности как не-

справедливый, расходящийся с евангельскими принципами

жизни людей. Руководствуясь основными положениями учения

Иисуса Христа, он сделал вполне определенный вывод о про-

тиворечии практики вотчинного быта монастырей христиан-

ским заповедям.

Иосифлянев качестве основной аргументации к оправданию

стяжательского положения крупного общежительного монасты-

ря обычно выдвигали тезис о личной нищете каждого в отдель-

ности члена корпорации, утверждая, что евангельские принци-

пы не нарушаются, поскольку каждый монах нищ, а все богат-

ство в целом принадлежит монастырю.

Максим Грек считает этот тезис несостоятельным, смело

приводя сравнение с шайкой разбойников, члены которой все

несут ответственность за грабеж, даже если и не каждый из них

участвует в дележе награбленного. Он принципиально осуждает

богатство, которое, по его мнению, лежит в основе всех ォне-

строений и преступлений человеческихサ. Стяжательство — са-

мый тяжкий человеческий порок, губительный не только для

иноков, но и для мирян, а монастыри вообще не должны иметьчастновладельческих накоплений в любой форме, ведущих к

порочной жизни за счет других лиц. Причину всех пороков со-

временной монастырской системы как социального характера

(эксплуатация крестьян, ростовщичество, обман и т. д.), так и

нравственного (моральный облик лиц, принявших иноческий

обет: алчность, жадность, сребролюбие, взяточничество, покуп-

ка чинов и званий, растленное поведение в быту и т. д.) он ус-

матривает в организации вотчинного быта всей церковно-мо-

настырской системы.

Максим Грек настаивал на прекращении монастырской

практики ォстяжанийサ; рабской эксплуатации крестьян, доводя-

щей их до обнищания; неукоснительного использования цер-

ковно-монастырского богатства для раздачи милости. Он пола-

гал даже возможным государственное принудительное вмеша-

тельство в случае неисполнения духовенством этих требований.

Значительный интерес представляют политико-правовые

взглядыМаксима Грека. Его интересовали проблемы, связан-

ные с выяснением происхождения и сущности верховной вла-

сти, формами ее организации и способами реализации.

К законным способам происхождения властиМаксим Грек

относит не только наследственное восприятие престола, но и

занятие его выборным путем. Всенародное избрание правителя

он считает вполне законным получением царского достоинства

и сана. В русскую политическую литературу Максим Грек вво-

дит эту мысль первым, причем у него имеется не только поста-

новка вопроса о законности выборного способа занятия цар-

ского престола, но и положение об участии в этом процессе об-

щественного мнения в форме ォединомыслияサ всей земли.

Предпочтительной формой власти,по Максиму Греку, явля-

ется такая ее организация, при которой царь управляет подвла-

стными ォв синклитских советах царскихサ, к участию в которых

допущены ォблагохитростные советникиサ и ォкрепкодумные вое-

водыサ. Плохих советников, ォговорящих и советующих что-либо

развратноеサ, следует немедленно удалять, чтобы царь не под-

вергался их влиянию. Перечисляя состав ォсоветующих лицサ,

Максим Грек рядом с боярством упоминает и дворянство (вое-

воды, военачальники). Везде подчеркивается почетная роль во-

инства в государствекак одной из сил, при помощи которой

осуществляется главная задача государственной деятельности —

обеспечение мирной и стабильной жизни всем подданным. Максим Грек в определении формы власти весьма близко

подошел к мысли о сословно-представительной монархии. Во-

прос о совете и советниках Максим Грек ставит как о необхо-

димой форме ограничения самоволия властвующей персоны.

Он развивает далее последовательно мысль об ограничении

верховной власти не только советом, но и законом.

Другим существенным аспектом ограничения власти царя

являются нравственные критерии, определяющие моральный

облик верховного властителя. Здесь Максим Грек практически

повторил разработанные предшествующими мыслителями по-

ложения о том, что царь, являясь господином над людьми,

обязан господствовать над своими страстями и не давать во-

лю таким порокам, как властолюбие, сребролюбие, славолю-

бие и т. п.

Сущность верховной властитрактуется им традиционно, как

реализация божественной воли. В его теории явно наличеству-

ют элементы сакрализации властвующей персоны, и в этом на-

правлении афонский монах продолжает традиции иосифлян-

ской политической мысли. Царь рассматривается как ォобраз

одушевлен самого царя небесногоサ. Власть царя превозносится

в таких формулах, которые исключают возможность видеть в

Максиме Греке защитника привилегий удельной знати в ущерб

централизованной великокняжеской власти. Носителя верхов-

ной власти он называет ォвысшим царемサ, русское государст-

во — ォвсевидимой преславной державойサ, Москву — ォцарст-

вующим всеа Руси преславным градомサ. Авторитет государства,

представленный


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!