Политико-правовая мысль за рубежом в XX в. (Юридическое



неокантианство). развитие неокантианских учений о праве заметный вклад

внес известный немецкий юрист Рудольф Штаммлер(1856—

1938). В русле кантовских положений о соотношении должного

и сущего, формального и фактического он отстаивал логиче-ский примат права как ォрегулирующей формыサ по отношению

к социальным реалиям и подчеркивал, что ォзакономерность со-

циальной жизни людей есть закономерность юридической фор-

мы ееサ. При этом под закономерностями и целями социальной

жизни и общественного развития Штаммлер как кантианец

имел в виду априорные идеи разума, включая и априорные

формы права и правового долженствования. ォЧастные наблю-

дения над правом, — подчеркивал он, — зависят от общих по-

нятий права, а не наоборот. Понятие права, напротив того, со-

вершенно независимо от того или иного социального приложе-

ния его в сфере конкретного опыта. Под правом в учении Штаммлера имеется в виду естествен-

ное право с меняющимся содержанием.Поскольку речь идет об

априорном понятии естественного права, то и его меняющееся

содержание— это формальные характеристики права(априор-

ные целеполагания разума), а не некое фактическое (социаль-

ное) содержание. В контексте штаммлеровского учения эта

сформулированная им концепция естественного права с ме-

няющимся содержанием означала, что именно право и его из-

менения определяют основу всех социальных явлений и в це-

лом развитие общества. Видным представителем юридического неокантианства был

и другой немецкий юрист ГуставРадбрух (1878—1949). Его фи-

лософско-правовая критика юридического позитивизма и настойчивые призывы к восстановлению в юриспруденции ォидеи

права и концепций надзаконного права существенно содей-

ствовали послевоенному ォренессансуサ естественного права в

Западной Европе. Эта идея ォнадзаконного праваサ как отрицание юридического

позитивизма для многих была идентична признанию естествен-

ного права и существенно содействовала расширению круга

сторонников его ォвозрожденияサ. Но для неокантианцев харак-

терны те или иные версии формализации смысла и значения тра-

диционного естественного праваи выражения этого смысла в ви-

де свойств формально-правовой конституции (в духе трансцен-

дентальной и априорной идеи права). ォПодлинная философия

права, — писал испанский неокантианец Андрее Оллеро,

пребывает в вечном поиске формального правового принципаサ. Наполнение этих априорных формальных конституций из-

менчивым содержанием ォкультурных ценностейサ (определен-

ным смыслом справедливости, свободы, основных прав челове-

ка, правового государства и т. д.) осуществляется постижением

правового долженствования для соответствующей социально-

исторической ситуации. Постигая требования этого трансцен-

дентального правового долженствования применительно к из-

меняющимся историческим условиям, философия права тем са-

мым, согласно неокантианским представлениям о соотношении

идеи права и позитивного права, формулирует для юриспруден-

ции, законодателя и правоприменительной сферы (и прежде

всего — правосудия) разумные ориентиры и образцы для пози-

тивно-правовых установлений и решений.

В русле идей Канта и неокантианцев (Штаммлера и др.) раз-

вивает свою философско-правовую концепциюВ целом философско-правовые концепции неокантианцев в

XX в. внесли существенный вклад в развитие правовой мысли и

утверждение правовых ценностей.

Политико-правовая мысль за рубежом в XX в. (Юридическое

неогегельянство). Основные аспекты неогегельянской интерпретации полити-

ко-правовой теории Гегеля в первой половине XX в. дали глав-

ным образом немецкие неогегельянцы.Зародившись в начале

XX в. в условиях агрессивных установок вильгельмовской Гер-

мании, немецкое юридическое неогегельянство теоретически

обосновывало ォидеи 1914 г.サ, а после краха кайзеровской Гер-

мании критиковало буржуазно-демократические принципы и

институты Веймарской республики и выступало за авторитар-

ную власть. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеров-

ский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри- и

внешнеполитическим целям свою интерпретацию (а нередко —

фальсификацию) ряда консервативных идей гегелевской фило-

софии права. ォХарактерно, — отмечал неогегельянец К. Ла-

ренц,— что неогегельянство свое начало берет как раз от фило-

софии праваサ. Ведущей фигурой в кругу неогегельянцев, обращавшихся

к философии права, был Юлиус Биндер(1870—1939). У него

были многочисленные ученики и последователи не только в

Германии, но также в Голландии и скандинавских странах.

Начав как неокантианский историк римского права, он уже в

20-е гг. (в 1925 г. вышла его работа ォФилософия праваサ) от

Канта переходит к Гегелю. В работе ォГосударственный резон и

нравственностьサ (1929) он с позиций неогегельянства обосно-

вывал политическую и нравственную оправданность агрессив-

ной войны. Его призывы к юристам понимать подлинное право

как ォдухサ, ォживое развитие духаサ, ォцепь членов духовного орга-

низма, проистекающих из целогоサ были направлены против ре-

жима буржуазной законности и правопорядка. Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его уче-

ник Карл Ларенц.Задачу философии права в условиях фашист-

ского режима он видел в ォпостижении разумности данного,

т. е. действительного, эмпирического праваサ. Неогегельянскую линию на приспособление Гегеля к нацист-

скому тоталитаризму развивал и Теодор Гаеринг.В работе ォУче-

ние Гегеля о государстве и праве. Его развитие и значение для

современностиサ он подчеркивал близость гегелевского учения к

современности, особенно в вопросе о ォтотальном государствеサ.

Причем подлинным выразителем этой тотальности является, по

Гаерингу, фюрер, который так же нужен для борьбы против

анархизма и разрушения государства, как больному организму

нужен врач. Другой неогегельянец, В. Шмидт,апеллируя к ге-

гелевским положениям об эпохе германской нации, обосновал

ォевропейский порядок как систему руководства под упорядочи-

вающей властью рейхаサ. Усилия итальянского неогегельянца Д. Джентилебыли на-

правлены на оправдание идеологии и практики фашизма. Геге-

левские идеи о государстве как нравственной целостности он

использовал для апологии фашистского режима в качестве выс-

шего выражения нравственности и свободы. С крайне антиин-

дивидуалистических позиций Джентиле обосновывал всевла-

стие тоталитарного режима и отвергал все частные сферы жиз-

ни индивидов.

Среди голландских неогегельянцевпроблемами философии

права занимался в 30-е гг. Б. Телдерс.Со ссылкой на Гегеля он

оправдывал внешнюю агрессию и отвергал положения между-

народного права, ограничивающие ォсамовластие государстваサ. После краха национал-социализма и фашизма юридическое

неогегельянство прекратило свое существование. Важными на-

правлениями послевоенного гегелеведения (в том числе и по-

литико-правового профиля) стали очищение творческого на-

следия Гегеля от неогегельянских фальсификаций, преодоление

крайностей в подходах к гегелевской философии права, объек-

тивная оценка ее места и роли в истории политико-правовой

мысли.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!