Философия права – основная часть всей гегелевской системы философии.



Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

  Понятие права употребляется в трех значениях:

1) право как свобода («идея права»);

2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

Право как закон («позитивное право»).

Абстрактное правопредставляет собой первую ступень в движении понятия право от абстрактного к конкретному. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).

  В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

Всеобщее (чиновники).

  Государство рассматривается трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

Во всемирной истории.

Тремя властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Проблемы государства и права находились в центре внимания Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 )на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Эта тематика обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких, как «Конституция Германии», «О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве», «Феноменология духа», «Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг», «Философия духа», «Философия права», «Философия истории», «Английский билль о реформе 1831 г.» и др. Философия права – важная составная часть всей гегелевской системы философии. Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть. В философии права Гегель как раз и освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Общество и государство соотносятся как рассудок и разум: общество – это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве. Гражданское общество в освещении Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в древности и в Средневековье, связано с утверждением буржуазного строя. Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. Идея государства, таким образом, представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство само, будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную монархию. Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательная власть, по характеристике Гегеля, это власть определять и устанавливать всеобщее. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т. п., а не путем индивидуального голосования. . Гегель (1770–1831 гг.), основные труды: «Конституция Германии», «Феноменология духа», «Философия духа», «Английский билль о реформе 1831 г.».

 

Философия права – основная часть всей гегелевской системы философии.

 

Основная задача философии права – научное познание государства и права, а не указание на то, какими они должны быть.

 

Понятие права употребляется в трех значениях:

 

1) право как свобода («идея права»);

 

2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

 

3) право как закон («позитивное право»).

 

Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия право от абстрактного к конкретному. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности).

 

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

 

1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне);

 

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

 

3) всеобщее (чиновники).

 

Государство рассматривается трояко:

 

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;

 

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

 

3) во всемирной истории.

 

Тремя властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

 

Политико-правовые учения в Германии XVIII-XX (И. Фихте). .ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ И.Г. ФИХТЕ И. Г. Фихте (1762–1814 гг.), основной работой которого является «Замкнутое торговое государство».

Общетеоретические взгляды И.Г. Фихте на государство и право развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте – убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир со всеми его аспектами существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа, вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

Право «выводится» из чистых форм разума. Внешние факторы не имеют отношения к природе права. Необходимость в нем диктует самосознание, ибо только наличие права создает условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется оно на основе взаимного признания индивидами личной свободы каждого из них.


Дата добавления: 2018-05-31; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!