Методы построения перспективы: метод архитекторов



В практике работы архитектурных мастерских широко применяется метод построения перспективных изображений с использованием точек схода параллельных прямых.

Построение перспективы данным методом основано на использовании ортогональных проекций предмета и может осуществляться на отдельном листе. Сущность метода сводится к построению перспективы основания (плана) предмета и к последующему определению положения отдельных точек изображения по высоте.

ПРИМЕР. Построить перспективу геометрического тела, заданного в ортогональных проекциях на Рис. 6 .5.

Построение проводим в следующем порядке.

1. Руководствуясь вышеизложенными правилами назначения точки зрения и картины, через ребро D1E1 плана тела проводим след K1(0101) картинной плоскости, намечаем основания точки зрения S1 (точку зрения) и главной точки P1. Проводим линию горизонта на расстоянии h от линии основания картины (на фронтальной проекции).

2. На горизонтальной проекции (см. Рис. 6.5) проводим прямые, соединяющие основание точки зрения S1 со всеми видимыми вершинами основания предмета.

Точки пересечения 1, 2, 3, 4, 5 и 6 этих прямых с основанием картины переносим в перспективу (рис. 6.6) и проводим через них тонкие вертикальные линии. Переносим в перспективу также точки D1ºE1 и A1'.

3. Проводим на горизонтальной проекции прямые S1F1 и S1F1' (проекции лучей SF и SF'), параллельные сторонам основания предмета, до пересечения с основанием картины K1 в точках F1 и F1' (горизонтальные проекции точек схода); определяем (см. рис. 6.6) на линии горизонта точки схода F и F' горизонтальных ребер данного тела.

Рис. 6.5

 

4. Строим перспективу основания тела, пользуясь способом, рассмотренным в прим. 1 предыдущей темы (см. рис. 6.6 –6.7).

Прежде всего, строим перспективу сторон EN, EM и BL, соединяя точку D1E1 (см. рис. 6.6) с точками F и F', а точку A' - с точкой F', и определяем положение вершин N, M, B и L (в перспективе они не обозначены) при помощи вертикальных прямых, проходящих через точки 1, 3, 5 и 6.

После этого, имея перспективу вершин E, N, M и B, строим перспективу остальных сторон и вершин основания.

5. Строим перспективу ребра DE или (DD1), откладывая от точки D1 вверх вдоль вертикальной прямой натуральную длину этого ребра.

6. Строим перспективу ребра AB, откладывая его натуральную длину в виде отрезка A1'A', расположенного в картинной плоскости.

Отрезок A1'A' можно рассматривать или как проекцию ребра AB на плоскости K (см. Рис. 6.7), или как линию пересечения с плоскостью картины продолженной грани предмета.

 

Рис. 6.6

 

 

Рис. 6.7

 

7. Дальнейшие построения выполнены на рис. 6.7 и заключаются в проведении горизонтальных ребер предмета, идущих в точки схода F и F'.

Примечание. Перспектива тела на рис. 6.6 и рис. 6.7 построена в масштабе 2:1 по отношению к размерам ортогонального чертежа (см. Рис. 6.5).

Лекция № 7

Тема «Перспектива опущенного плана. Перспектива планировки. Обратная перспектива»

План

7.1 Перспектива опущенного плана.

7.2 Перспектива планировки

7.3 Обратная перспектива

7.4 Основные методические рекомендации для построения перспективы

Построение опущенного плана

При построении перспективы методом архитекторов во многих случаях перспектива основания (плана) предмета получается, как говорят, "смятой". Поэтому построение изображения (и особенно теней) становится весьма затруднительным.

ПРИМЕР. Построить перспективу прямоугольного параллелепипеда, заданного в ортогональных проекциях на Рис. 7.1.

 

 

Рис. 7.1

 

Учитывая, что план параллелепипеда в перспективе будет значительно сокращенным, или "смятым", так как линия горизонта принята близко расположенной к линии основания картины, строим так называемый опущенный план (Рис. 7 .2).

На произвольном расстоянии от действительной линии основания картины OO проводим новую опущенную линию основания Р'Р'. На эту линию и переносим все точки, которые были получены на следе картины в ортогональных проекциях (см. Рис. 7.2).

После этого строим перспективу опущенного плана путем проведения из соответствующих точек вертикалей и прямых в точки схода.

 

Рис. 7.2

 

Перспектива планировки

При построении перспективы больших участков (планировки) с высоким горизонтом точка зрения располагается далеко, поэтому точки схода, как правило, не размещаются на чертеже, тем более при нерегулярном характере планировки их получается много. В этом случае можно применить способ, который называется «способ сетки».

На план участка (в ортогонали рис. 7.3, а) накладывается (вычерчивается на кальке) сетка из квадратов с размерами сторон в зависимости от условия задания и размеров перспективы - 1, 2, 3 м и т. д. Такая же сетка строится и в перспективе (рис. 7.3,б). Обычно используется часть расстояния до дистанционной точки (например, PD1 : 2).

Отмечая расположение характерных точек в ортогональном чертеже относительно ячеек сетки, переносим их затем на перспективу в соответствующие ячейки перспективной сетки и соединяем прямыми. Затем строим высоты ребер зданий, определяя их сначала в совмещенном положении с горизонтальными линиями сетки, затем поднимая ввертикальное положение (Рис. 7.3, в). Если есть возможность использовать точки схода, работа упрощается.

Рис. 7.3

Обратная перспектива

Это прием рисования перспективы, суть которого в том, что параллельные и горизонтальные в пространстве линии на картине изображаются в своем продолжении не сходящимися в одной точке, а расходящимися; встречается довольно часто в старинной иконописи. Так, например, икона «Иоанн Златоуст» (середина XVI в.) выполнена в обратной перспективе (Рис. 7.4).

В большинстве изданий обратная перспектива трактуется как ошибочное изображение художниками предметов вследствие незнания ими элементарных правил перспективы. Однако при всей условности получаемого изображения необходимо отметить определенное психологическое воздействие, создаваемое таким произведением на человека.

Обратная перспектива как бы концентрирует наше внимание на сути явления; вводит понятие так называемого духовного зрения; заставляет видеть предметы не в привычном для нас виде.

Рис. 7.4

Преимуществом обратной перспективы является то, что она позволяет подчинять все композиционное решение главной цели произведения, акцентировать и направлять внимание зрителя к центру полотна, где изображаются главные образы, а также осуществлять связь зрителя с изображаемыми событиями. В дизайне возможно использовать обратную перспективу в различных художественных произведениях и в композициях, однако применение данного приема должно быть оправдано тематикой и предназначением работы.

 


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 2177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!