Дальше разбор по произведениям



1. Портрет канцлера Головкина. 1720-е. ГТГ. Никитин И.Н. (вспомнить о том, кто такой был Головкин – первый канцлер, ВОПРОС КЛАССУ?каким указом ведена эта должность? – Табель о рангах (вспомнить, что значило это звание и как в портрете отражено это звание Головкина).

2. Портрет напольного гетмана. 1720-е. ГРМ. Никитин И.Н.

3. Портрет Петра I на смертном одре. 1725. ГРМ. Никитин И.Н.

4. Автопортрет с женой. 1729. Матвеев А.М.

5. Полтавская баталия. Луи Каравакк.

Скульптура.

Главная мысль: до этого скульптуры практически не существовало (это было запрещено фактически церковью: идолы истуканы. А скульптуры гражданской фактически не существовало, тем не менее мы знаем, что культовая скульптура частично ваялась, но в основном из дерева и не на проф. уровне).

Стиль: барокко.
Характеристика:
сильная пластическая игра, светотень, бурлящий, будто оживший камень, разнообразные ракурсы.

Мастера: Бартоломео Карло Растрелли. Флорентинец. Приехал со своим сыном в 1716. Сын будет в дальнейшем архитектором.

Работы:

Бюст Меншикова А.Д.

2. Памятник Петра на коне (поставлен перед Инженерным замком только при Павле I)

Портретный Бюст Петра

Статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

Проговорить с ребятами итоги искусства петровского времени. Могут накидывать разное, главное, чтобы сказали эти тезисы: Обмирщение искусства, гражданский и государственный пафос, европеизация искусства (пенсионерство), развитие новых жанров и видов искусства (скульптура, графика, жанры: батальный, парадный портрет, пейзаж).

Гг.

Общее: после смерти Петра I в 1725 году началась эпоха дворцовых переворотов.

ВОПРОС КЛАССУ?Почему начались дворцовые перевороты?

Ответ: 1. В 1722 году Петр 1 издал Указ о престолонаследии, по которому отменялся обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение по воле монарха, которого сам Петр перед смертью не успел сделать.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ УЯСНИТЬ:До прихода к власти Елизаветы не было сформировано цельного этапа развития культуры (то бишь при Екатерине I, Петре II, Анне Ионовне). Продолжали работать некоторые мастера петровской эпохи, продолжало развиваться барокко, в архитектуре возникло понятие «аннинское барокко» (подробного разбора этой темы не будет, поскольку она узкая и редко встречается в ЕГЭ, ОГЭ).
Именно при Елизавете произошёл подлинный расцвет искусства.

Архитектура

Стиль: Елизаветинское барокко.

Основные характеристики (раскрывать их на конкретных примерах в архитектуре – визуальный ряд на слайде):

1. Пышное декоративное убранство фасадов с многочисленными кривящимися завитками.

2. Особая пышность и роскошь

3. Игра светотени на фасадах

4. Активное использование позолоты как в экстерьере, на фасадах, так и в интерьере

5. Синтез искусства – то есть активный скульптурный декор, внутри – это активное вкрапление разного рода живописных монументальных композиций, поражающих роскошью. То есть это шедевр не только архитектуры, но также скульптуры и живописи

6. Тяготение к анфиладному построению пространства + использование во внутреннем убранстве больших зеркал для визуального расширения пространства (такой эдакий обман).

Архитекторы: Растрелли (самый главный), Чевакинский

Памятники (раздаточный материал как для петровского барокко)

1. Зимний Дворец (1754-1762). Растрелли.

2. Большой Петергофский дворец (1745-1755). Растрелли.

3. Большой или Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757). Растрелли. Разобрать вопрос, почему дворец Екатерининский, но построен при Елизавете?

4. Смольный монастырь.(1748-1764). Растрелли.

Живопись:

Мастера:ПьетроРотари, Георг Христофор Гроот, И.Я. Вишняков, А.П. Антропов.

1. Портрет статс-дамы А.М. Измайловой, 1759, ГТГ. Антропов А.П.– (про медаль с лицом Елизаветы и про роль статс-дамы).

2. Портрет М.А. Румянцевой. 1764. Антропов А.П. (мать великого русского полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского)

3. Парадныйпортрет Петра 3 (1762).Антропов А.П.(ВОПРОС КЛАССУ?Каким пытается представить Антропов на своем полотне Петра III?)

4. Портрет Сарры Фермор. 1750 г. И.Я. Вишняков.

5. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (Екатерины II). Гроот Г.Х.

Мозаика: Фактически, со времен домонгольского периода на Руси не развивалось искусство мозаики (причины: дорого и был утрачен опыт после татаро-монгольского ига. Однако в XVIIIее попытался возродить М.В. Ломоносов (данная информация полезна для написания эссе по данной исторической личности). Поскольку он был химик он производил разного рода сплавы смальт, добавляя туда разного рода минералы и элементы для достижения желаемого оттенка. Свои опыты реализовывал на Усть-Рудицкой фабрике под Петербургом.

Основные работы: Портрет Петра I (1755-1757, ГЭ), Полтавская баталия.

Речи о скульптуре вести не будем так как крупных скульпторов в это время нет, но продолжает работать К.Б. Растрелли.

Подвести итоги:что было характерно для искусства периода Елизаветы?

Игра для расслабления и повторения материала по архитектуре: на экране высвечиваются фрагменты фасадов, декоративные элементы (подписаны номерами), которые характерны для петровского барокко (и относятся к определенному зданию) и к елизаветинскому (тоже элементы определенного здания). Они перемешаны. Ребята должны распределить их по колонкам у себя в тетради.


Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!