ТЕМА 1. ТЕОРИИ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.
* Теории соотношения биологического и социального
В развитии человека
Вид Homo sapiens появился 40 тыс.лет тому назад. За это
время сменилось 16 000 поколений. На ранних стадиях развития
присутствовала изоляция популяций человека, что привело к по-
явлению рас. В настоящее время границы между расами стерты,
что приводит к их смешению - панмиксии. Ч.Дарвин считал,
что естественный отбор среди людей продолжается. Теперь пока-
зано, что биологическая эволюция человека погашена.
Тем не менее одно из мнений состояло в том, что из-за раз-
ницы в рождаемости разных социальных групп (меньшей в среде
интеллигенции и большей среди неимущих народов и классов),
умственный уровень человечества в целом падает (6). Кроме то-
го, одним из побочных последствий успехов медицины является
накапливание наследственных заболеваний и по логике должно
расти число людей с физическими и психическими отклонениями.
В следствие этого пересматривается даже само представление о
норме. Поэтому так важно определить, что в личности заложено
наследственностью, а что формируется под влиянием социальной
среды и индивидуального жизненного опыта. На академическом
языке эту проблему называют проблемой поиска соотношения
в человеке биологического и социального.
Существующие теории группируются вокруг двух полярных
позиций, представители каждой из которых приводят аргументы в
|
|
свою пользу.
Нативизм - все особенности человека имеют врожденный ха-
рактер. Разновидности: евгеника, социал-дарвинизм (Ленц, Гру-
бер и др.).
Эмпиризм - ребенок представляет собой "чистую
доску"(tabula rasa), на которой жизнь откладывает свои письме-
на. Один из родоначальников этого направления Дж.Локк (1632 -
1704). С его точки зрения, не существует врожденных идей,
любые идеи - продукты переработки простейших ощущений,
например, удовольствия и боли. Локк заложил основы интроспе-
ктивной психологии и указал на вероятный механизм работы
сознания - ассоциации между идеями.
Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) вопреки Локку заметил, что
нет доски абсолютно гладкой и "даже мрамор бывает с прожилка-
ми", в душе имеются задатки, предрасположеннсть к познанию,
реализуемая активной деятельностью разума.
Исследования роли наследственности были проведены
Френсисом Гальтоном (1822 -1911), родоначальником дифференци-
альной психологии. Он разработал "близнецовый метод"
исследования (см.Таблицу 1).
Таблица 1. Особенности наследования музыкальных способностей.
_____________________________________________________________
Дети: ! музыкальны не музыкальны
|
|
Родители: \
_____________________________________________________________
музыкальны 85 % 7 %
не музыкальны 25 % 58 %
_____________________________________________________________
Близнецы демонстрируют значительное сходство в уровне
музыкальных способностей, так как коэффициент корреляции
достаточно высок (р = 0,7). У детей - не близнецов - 0,3-0,4.
В то же время частота музыкальных способностей связана с
родным языком: тональным, полутональным или не тональным. Влияние
родного языка на проявление этих способностей можно
проиллюстрировать сравнением носителей не тонального языка,
например, русского и тонального - вьетнамского. Если у русских
четверть детей без музыкального слуха, то у вьетнамцев таких
практически нет.
Взаимодействие влияния биологического и социального часто
изучается на материале процесса проявления и развития способностей.
Способность - это индивидуально-психологическая характе-
ристика, обозначающая готовность к овладению определенным ви-
дом деятельности.
В основании способности физиологические задатки. Но ее
развитие определяется взаимодействием задатка и социальной
среды. Так, развитие музыкального слуха проходит успешно, если
|
|
оно "вплетено" в важную деятельность ребенка - освоение родно-
го языка. Здесь важно понятие сензитивного периода - возраст-
ного отрезка, внутри которого повышена его чувствительность к
освоению той или иной деятельности. Обучение малоэффективно,
если оно опережает или запаздывает по отношению к соответству-
ющему сензитивному периоду.
Два принципа, учитываемые при исследовании способностей:
1. Устойчивость генетической структуры популяции человека.
Этот принцип выявлен во многих исследованиях как этнографиче-
ких и демографических, так и в генетических.
2. Отсутствие детерминирующей связи между биологической
основой и социальными свойствами личности человека.
Если бы этот принцип нарушался, разница в условиях жизни при-
водила бы к непреодолимым различиям между людьми. С другой стороны,
были бы вполне оправданные основания для фатализма: собственными
усилиями человеку ничего не удавалось бы изменить.
* Модели природы человека
Условно можно выделить по крайней мере три вида моделей
природы человека:
1) механистический вид:
представители - Кабанис, Р.Декарт.
Эти модели претерпели значительное историческое развитие. В
|
|
работе "Человек-машина" Кабанис ввел метафору человеческого тела
как машины и человеческих органов как отдельных механизмов.
Противоположный логический ход использовал П.А.Флоренский для
понимания роли новых машин и приборов (11). С его точки зрения
технические устройства можно рассмативать как своего рода проекции
естественных органов - "органопроекции".
Современный вариант механистических представлений
разрабатывается в когнитивной психологии, где психика человека
рассматривается как аналог самой современной машины - компьютера (12).
2) экологический вид моделей:
Яркий представитель - современный исследователь А.Печеи(9).
В соответствии с его точкой зрения близятся граничные
условия существования человечества. Природные ресурсы - на исходе.
Каждые десять лет население увеличивается на 1 млд. жителей.
Действия отдельных правительств эгоистичны и не эффективны.
Настало время решать проблемы человечества сообща.
3) экзистенциальный вид моделей:
Представители- Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер(7), К.Роджерс(12),
А.Маслоу (10).
Первоначально человек был един с миром, воспринимал его
чувственно. Об этом свидетельствуют даже философские произве-
дения до Сократа. Истинным считалось не логичное,а "несокры-
тое", проявляющее себя явление. Затем у Платона произошел пере-
ход к истинному как к правильному видению идеи явления. Далее
происходило все большее размежевание чувственного, поэтическо-
го понимания мира с рациональным, все более отдаляющее субъек-
та от объекта. Теперь же мир человека расколот, не целостен и
от этого многие в том числе личностные проблемы.
* Теории агрессии
1-я мировая война так подействовала на З.Фрейда, что ввел
в психоанализ понятие "влечение к смерти", демонстрирующее са-
моразрушительные, агрессивные тенденции в психике.
К.Лоренц провел широкие этологические исследования и по-
казал, что из агрессии как базового понятия могут быть выведе-
ны многие эмоциональные явления: дружба, любовь, честолюбие. В
животном мире эволюция нашла механизмы регулирования агрессив-
ных проявлений в виде ритуалов. В то же время в человеческом
сообществе агрессия произрасла пышным цветом, усилилась в сле-
дствие научно-технического прогресса.
Поэтому социотехнический смысл любого гуманитарного
исследования должен состоять в поиске механизмов гуманистиче-
ской регуляции жизни общества, снижения агрессивных проявлений,
выравнивания условий жизни людей и их возможностей в самореали-
зации.
* Возможности изменения характеристик человека
Возможны несколько планов анализа:
-онтогенетический - изменение функций организма и психики
в течение индивидуальной жизни, описывается периодизацией жиз-
ненных циклов,
-филогенетический - изменение свойств на протяжении жизни
одного или нескольких поколений,
-культурологический - изменение свойств человека под воз-
действием смены моды, культуры, уровня благосостояния, разви-
тия техники, образования,
-психотерапевтический - изменения, вызванные психотера-
певтическим воздействием.
* Стремление к самоактуализации
Многие мыслители предлагали пути развития человеческих
качеств. Практически каждая теория имеет раздел, содержащий
воззрения автора на идеального человека.
Наиболее популярной в последние десятилетия является модель,
предложенная одним из основателей гуманистической психологии
А.Маслоу (10).
В основании его модели самоактуализации личности
представление об иерархии в мотивационно-потребностной жизни
человека.
Потребности, расположенные в иерархии высоко, не
актуализируются до тех пор, пока нижележащие по крайней мере от-
части не удовлетворены.
Перечислим рассмотренные Маслоу потребности, начав с верхнего
уровня.
Потребности в самоактуализации: реализовать собственный
потенциал.
Эстетические потребности: в симметрии, порядке и красоте.
Когнитивные потребности: знать, понимать и исследовать.
Потребности в оценке: достижения, компетентность, полу-
чить одобрение и признание.
Потребности в любви и принадлежности: быть принимаемым и
принадлежать к сообществу.
Потребности в безопасности: чувствовать безопасность,
быть вдалеке от опасности.
Физиологические потребности: голод, жажда и т.п.
Самоактуализация как высший мотив доступен не всем, а
лишь незначительной части людей, которых Маслоу назвал
Self-actualizers. К ним он относил Спинозу, Томаса Джефферсо-
на, А.Линкольна, А.Энштейна. Для большинства же людей доступны
лишь кратковременные периоды самоактуализации - peak
experiences, субъективно переживаемые как счастье, полнота
ощущений, единство с миром. Они достигаются в творчестве,
восприятии природы, родительских чувствах, эстетическом восп-
риятии.
Психологические свойства Self-actualizers:
-эффективное восприятие реальности и умение переносить
неопределенность,
-принятие себя и других такими какие они есть,
-спонтанность в мышлении и поведении,
-ориентация на решение проблемы больше, чем ориентация на
себя,
-чувство юмора,
-высокая креативность,
-служение благу человечества,
-сопротивление влиянию среды, тем не менее не являющееся
самоцелью,
-ничто человеческое им не чуждо,
-глубокое общение с небольшим числом людей,
-объективный взгляд на жизнь.
Поведение, ведущее к повышению самоактуализации:
-принимать жизнь как это делает ребенок - с полной само-
отдачей,
-не искать легких путей, а делать нечто новое,
-больше принимать во внимание собственные ощущения, а не
традиционные представления, мнение авторитета или большинства,
-быть честным и не играть во взрослые игры,
-быть готовым к непопулярности, если ваше мнение будет от-
личаться от мнения большинства,
-принимать ответственность на себя,
-любое дело осуществлять с полным вложением сил.
ЛИТЕРАТУРА
1.Hollis,M.(1977) Models of Man. Cambridge Univ.Press.
2.Soper,K.(1981) On Human Needs. Harvest Press.
3.Berry,C.J.(1986) Human Nature. MacMillan. 4.Cowen,H.(1994)
The Human Nature Debate: Sociale Theory,
Sociale Policy and the Coping Professions. Plato Press.
5.Rustin,M.J.(1991) The Good Society and The Inkier
World. Vigaro.
6.Reed,SH.C. (1965) The Evolution of Human Intelligence:
Some Reasons Why Should Be A Continuous Process. American
Scientist. Vol.53. N 3, pp.317-326.
7.Heidegger,M. (1957) Holzwege. Frankfurt a/M.
8.Лоренц К. Агрессия (Так называемое "зло").-М., Прогресс-
Универс. 1994.
9.Печеи А. Человеческие качества. -М., Прогресс. 1980.
10.Masloy,A.H. (1970) Motivation and Personality. N.-Y.:
Harper and Row.
11.Флоренский П.А. Органопроекция. Труды Моск.Патриархии.
Вып.ХVII.
12.Роджерс К. К науке о личности.// История зарубежной
психологии: Тексты. -М., МГУ. 1986. С.200 - 230.
ТЕМА 2. КРАТКИЙ ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ.
В историческом плане личность как психологическое явление
сформировалась не сразу. Человеческая индивидуальность, характер-
ная для древности и даже для средних веков, скорее может быть оха-
рактеризована как социальный индивид. Человек жил среди других
людей, находя в них опору и оценку, поступал как принято в группе
и не мыслил себя вне ее. Отлучение от группы было высшим
наказанием и означало верную смерть. Только позднее практически на
заре капитализма люди стали отличать свои личные интересы от
интересов клана. Тем самым возникли предпосылки для разных
стратегий поведения в группе, взаимодействия между группой и
отдельным ее членов. С этого периода можно было говорить о
возникновении личности как социально- психологического явления.
Для западной психологии в настоящее время характерно
рассмотрение большинства индивидуально - психологических характеристик
человека как характеристик личностных. Поэтому в учебниках по
психологии личности рассматриваются воззрения большинства
психологических направлений, включая бихейворизм. Отечественные
психологи подходят к понятию личности более избирательно,
предъявляя к ней ряд дополнительных требований иногда завышенных.
Последнее позволило одному из известных российских психологов
пошутить, что рассмотрев все требования отечественной психологии к
личности, он засомневался в том, личность ли он сам.
Попытки научно различить личностные типы начались еще в
античные времена. Так, около 400 до н.э. Гиппократ предложил
типологию характеров: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.
Другая типология принадлежит Теофрасту (372-287 до н.э.).
Он предложил различать 30 типов характера.
* Психоанализ
Зигмунда Фрейда часто сравнивают с Коперником и Дарвином,
так как все они немало сделали для разоблачения божественного
происхождения человека. Коперник продемонстрировал, что Земля
не является центром вселенной, Дарвин, что у человека и обезь-
ян общие предки. Фрейд показал, что многое в поведении челове-
ка управляется отнюдь не сознанием.
Периодизация наследия З.Фрейда.
1-й период (конец Х1Х века - 1905 год):
-введение понятий сознание, предсознание,бессознательное,
цензура между ними.
2-й период (1906 - 1918):
-превращение психоанализа в общепсихологическую теорию.
Отход от Фрейда Адлера(1911) и Юнга (1912).
3-й период (1919 - 1939):
-философское завершение концепции.
* Поведенческая психология
Постулаты поведенческой психологии были сформулированы как
альтернатива неудачам в классической ассоцианистской психологии.
Интроспективный метод классической психологии не удовлетворял
научным критериям, давая нестабильные и неповторяемые результаты.
Поэтому бихевиористы предложили отказаться от таких непроверяемых
научными методами понятий как сознание, ассоциация, чувство и
рассматривать лишь те человеческие проявления, которые могут быть
надежно зарегистрированы и повторены в условиях лабораторного
эксперимента. Несмотря на своеобразную терминологию в этом
направлении все же были получены многие интересные результаты.
Поэтому поведенческая психология включена в число направлений,
предлагающих данные относительно личностных проявлений.
* Теория личностных черт
Американец Гордон Олпорт определили ЛИЧНОСТНУЮ ЧЕРТУ как
образующий блок психологической организации, служащий объеди-
нению реакций на различные стимулы. Наиболее часто изучаемые
черты - экстраверсия-интроверсия, тревожность, ригидность.
Основные свойства черты личности:
-степень выраженности,
-трансситуативность,
-потенциальная измеримость.
Олпорт различил отдельные черты, позволяющие сравнивать
людей между собой, персональные диспозиции, представляющие со-
бой уникальные для каждого человека сочетания отдельных черт.
В английском языке существует 18000 слов, с помощью кото-
рых можно охарактеризовать поведение. Олпорт поставил задачу
сокращения размерности этого словаря. Ему удалось свести его
до 4500 слов, наиболее четко характеризующих поведение.
Последующие успехи в этом направлении принадлежит Раймон-
ду Кэттеллу. Сначала он сократил список Олпорта до 200 слов,
убрав из него низкочастотные слов и синонимы. Затем с помощью
факторного анализа Кэттелл выделил 16 факторов общего значения.
Следующий шаг принадлежит Гансу Айзенку. Его подход был
аналогичен логике Кеттела. Однако он применил более прог-
рессивный вид факторного анализа и получил еще более компакт-
ное пространство признаков. Ведущими в этом пространстве ока-
зались факторы экстраверсия-интроверсия, фактор невротизм и
фактор психотизм.
Вопрос о числе факторов, определяющих личностные осо-
бенности еще далеко не закрыт. Разные исследователи, используя
разные методы, называют разные числа. Спирмэн - 1, Терстоун
-7, Гилфорд - более 150.
* Гуманистическая психология
В 1962-м году группа психологов организовала Ассоциацию
гуманистической психологии. Ее возглавили Карл Роджерс
(1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908-1970).
Они провозгласили 4 ведущих принципа своего подхода:
1.Основное внимание личному опыту. Люди не являются объ-
ектами для исследований. Они могут быть описаны, исходя из их
собственного опыта, восприятия себя. Основной вопрос для каж-
дого: "Кто Я ?" По мере углубления ответов на этот вопрос пси-
холог может партнером и помощником.
2.Личностный выбор, творчество и самоактуализация явля-
ются основными темами исследования.
Гуманистические психологи отвергают психоанализ, изучающий
низменные инстинкты. Не подходит и бихевиоризм, избегающий
сознание и изучающий простейших животных. Люди отличаются от
животных прежде всего потребностью в развитии собственного по-
тенциала и возможностей. Личностный рост и самоактуализация, а
не эго-контроль и приспособление к среде должны стать критери-
ями психического здоровья.
3.Ценность должны занимать первое место при выборе объек-
та исследования.
Слишком часто экспериментальная точность занимает первое
место в ущерб важности проблемы, нуждающейся в разрешении.
Исследование не должно быть свободным от ценностей.
4.Основная ценность - достоинство человека.
В своей основе человек хорош. Цель психологии понять че-
ловека, а не контролировать его или предсказывать его поведе-
ние. Даже употребление понятия "субъект" умаляет достоинство
человека.
Основная мотивирующая сила принадлежит тенденции к актуа-
лизации. Растущий организм стремится к реализации своего по-
тенциала в границах, заданных задатками. Человек не всегда
представляет себе какие действия ведут к росту, но он всегда
предпочитает прогресс, а не регресс.
Как биологические, так и средовые факторы оказывают влия-
ние на поведение, но намного важнее собственная роль и
собственный выбор.
Психологическое здоровье - это не столько состояние
сколько процесс.
Бихевиоризм идеологически связан с либеральной платфор-
мой, стремящейся к оптимизации среды. Гуманистический подход
более близок радикальным взглядам, в соответствии с которыми
не может быть ограничений для личной свободы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Mischel,W.(1993) Introduction to Personality. Fort Worth:
Harcourt Brace Jovanovich.
2.Feshbach,S.and Weiner,B.(1991) Personality. Lexington, MA:
Health.
3.Bandura, A.(1977) Social Learning Theory. Englewood
Cliffs. N.-Y. Prentice Hall.
4.Freud,S.(1965) New Introductory Lectures on Psychyoanalysis.
N.-Y.:Norton.
5.Holzman,P.S.(1970) Psychoanalysis and Psychopathology.N.-Y.:
McGrow-Hill.
6.Eagle,M.N.(1984) Recent Developments in Psychoanalysis: A
Critical Evaluation. N.-Y.: McGraw-Hill.
7.Maddi,S. and Costa,P.(1972)Humanism in Personology: Allport,
Masloy and Murray. Chicago: Aldine.
8.Keen,E.(1982) A Primer in Phenomenological Psychology.
N.-Y.:Holt, Rinehart and Winston.
9.Aiken,L.R.(1989)Assessment of Personality.Boston: Allyn and
Bacon.
10.Cronbach,L.J.(1984)Essentials of Psychological Testing.
N.-Y.: Harper and Row.
Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 557; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!