Формирование грамматического строя речи 11 страница



К таким занятиям можно подобрать фольклорные, литературные и музыкальные произведения, которые углубляют впечатления детей от рассматриваемой картины, заставляют их находить новые языковые средства для выражения своих впечатлений. Существуют разные виды занятий: посещение музея, рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, проведение выставок картин.

Взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется четкая структура, содержатся разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Ребята не только могут составить рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, но и замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.

Ознакомление с разными жанрами изобразительного искусства углубляет осознание детьми разных типов связных высказываний. Во-первых, дети начинают свободно определять жанр («Это пейзаж, потому что здесь нарисована природа»; «Это натюрморт: здесь изображены цветы на столе»). А во-вторых, при рассматривании пейзажа и натюрморта дети составляют высказывание описательного типа, при рассматривании жанровой картины придумывают сюжетный рассказ (или сказку). При этом находят место и высказывания типа рассуждения, и контаминированные тексты, когда в ткань повествования включается описание или рассуждение.

Такая работа влияет на точность словоупотребления, выбор и качество образных средств, используемых в сочинениях детей, на развитие образного мышления и речевую культуру в целом.

Необходимо развивать словесное творчество и на основе восприятия литературных произведений, при этом просматриваются линии взаимосвязи с изобразительной, музыкальной и особенно театральной деятельностью (Л.В. Танина).

До обучения восприятию литературных произведений у большинства детей формируется умение придумывать связные тексты, композиционно их оформлять. Однако сюжеты многих детских сочинений бывают элементарны и громоздки, в них отсутствует фантазия. Проявляется также неумение соединять сказки, строить диалоги действующих лиц, изображать (драматизировать) литературные персонажи. Рисунки на тему о театре отличаются бедностью, однообразием колорита. А представления о театре у детей нечеткие: они не могут объяснить, кто ставит спектакль, какова роль актеров, сценаристов, художников, музыкантов в театре.

На всех этапах опытного обучения необходимо серьезное внимание уделять развитию всех сторон речи: грамматической, лексической, фонетической во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлением с художественной литературой.

На речевых занятиях большое значение придается развитию каждой стороны речи. В лексике углубляются представления детей о семантике новых слов и словосочетаний, даются задания на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов.

В совершенствовании грамматического строя речи в качестве основной задачи выступает формирование языковых обобщений, особое внимание уделяется работе над синтаксисом, в первую очередь над интонационным синтаксисом.

В развитии связной речи на первый план выступает работа над структурой текста (композиционное оформление) и формированием разнообразных способов внутритекстовых связей между структурными частями высказывания (описания, повествования, рассуждения).

Для занятий по ознакомлению с художественной литературой надо отобрать произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), которые соотносятся тематически, по имени разных героев, или объединяются общими персонажами, но имеют разные сюжеты и различное развитие действий (событий).

Каждое из занятий по литературе знакомит детей с содержанием и художественной формой произведения, обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями самих детей.

Затем дети выполняют творческие задания, целью которых является:

§ уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;

§ включение в диалог персонажей новых действий и передача импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;

§ выполнение пластических этюдов, изображающих того или иного героя в разных ситуациях;

§ придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

§ соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров;

§ подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

§ драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

§ развитие отдельных сценических навыков, исполнение (повторение) реплик героев;

§ рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;

§ соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое может усилить понимание сюжета литературного произведения.

Развитие словесного творчества осуществляется как на занятиях, так и вне их. На фронтальных занятиях детей обучают включению в текст диалогов действующих лиц, развивают умение соединять структурные части высказывания (начало, середина, конец) разнообразными способами цепной (через местоимения, лексический повтор, синонимическую замену) и параллельной связи.

Вне занятий, проводится индивидуальная работа с детьми, в которой особое внимание уделяется развитию умений выстраивать самостоятельные сочинения в логической последовательности, с использованием разнообразных образных слов и выражений.

Результатом проведенной работы может стать сочинение детьми сценариев по мотивам знакомых литературных произведений, постановка спектаклей на их основе, умение импровизировать по ходу развития действия. В работе над спектаклем принимают участие все дети, сценарист (автор текста) чаще всего выступает и в качестве режиссера: распределяет роли, отбирает рисунки для оформления спектакля, подбирает (совместно с другими детьми) музыку, которая помогает передать настроение действующих лиц.

Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности. Все это способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений (Л.В. Танина). -

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова).

Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе трех занятий и тематических развлечений у дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Содержание пропедевтической работы подчиняется образовательной цели обратить внимание детей на форму и содержание метких образных изречений, типизирующих различные явления жизни.

Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.

В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и поговорок:

1) семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2) художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;

3) частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.

В тематическую группу вошли тексты, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями.

Природа

Апрель с водой, май с травой. Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Два друга — мороз да вьюга. Дыма без огня не бывает. Куда ветер, туда и тучи.

Животные

Волка кормят зубы, а зайца спасают ноги. Бежал от волка — попал на медведя. Крутится, как белка в колесе. Пустили козла в огород. Знает кошка, чье мясо съела. Не будь овцой, а то волк съест. Лиса хитростью берет.

Смелость

За правое дело стой смело. Волков бояться — в лес не ходить. Кто смел, тот и цел. Смелость города берет. Смелый там найдет, где робкий потеряет. Где смелость, там победа. Кто смел, тот наперед поспел.

Ложь

Врет — и глазом не моргнет. Вранье не ведет в добро. Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. Лжецу и в правде не верят. Лучше молчать, чем врать. Не верь словам, а верь делам. Шила в мешке не утаишь.

Еда

Запретный плод слаще. Голодной куме все хлеб на уме. Есть сало — да не про кота. Ешь калачи, пока горячи. Кашу маслом не испортишь. Ложки мимо рта не пронесешь. Сытый голодного не разумеет.

Безделье

В лесу живу, а без дров сижу. Под лежачий камень вода не течет. Лень до добра не доведет. Кто труд любит, долго спать не будет. Маленькое дело лучше большого безделья. Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. От скуки бери дело в руки.

Добро

Добро того учит, кто слушает. Добро помни, а зло забывай. За добро плати добром. И собака помнит, кто ее кормит. Мир не без добрых людей. При солнышке теплота при матери добро. Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Художественную группу составили пословицы и поговорки в стихотворной форме (с ярко выраженными ритмом, рифмой, созвучиями) и прозаической.

Стихотворные

Всяк сверчок знай свой шесток. Без друга на сердце вьюга. За правое дело стой смело. Конец — всему делу венец. Из огня да в полымя. Доброе братство лучше богатства. Старый друг лучше новых двух. Тяп да ляп — не выйдет корабль. На хотенье есть терпенье. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Хлеб-соль кушай, а правду слушай. Когда я ем, я глух и нем. Рабочие руки не знают скуки. Терпенье и труд все перетрут. Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Прозаические

Лиха беда — начало. Два сапога — пара. Семь раз примерь, один раз отрежь. Бежать сломя голову. Друзья познаются в беде. Хвалилась синица море поджечь. На воре и шапка горит. Тихая вода берега подмывает. Пчела мала, а и та работает. У страха глаза велики. Глаза страшатся, а руки делают. Всяк кулик свое болото хвалит. Лисичка от своего хвостика плачет. Корень ученья горек, да плод его сладок. Под лежачий камень вода не течет.

Логико-тематическая группа включала изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта (субъекта):

§ отрицательные или отношения противопоставления: не в свои сани не садись; ни кола, ни двора;

§ утвердительные или с выделением, акцентированием свойства, признака: лучше молчать, чем врать; мал, да удал;

§ проявляющие взаимосвязь, взаимозависимость «причина — следствие», «стимул — реакция»: что посеешь, то и пожнешь; как с гуся вода.

Отрицательные — или отношения противопоставления

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Мороз не велик, да стоять не велит. Не в свои сани не садись. Не зная броду, не суйся в воду. На берегу плавать не научишься. После драки кулаками не машут. Не беда ошибиться, беда не справиться. Умелые руки не знают скуки. Любишь есть калачи — не сиди на печи. Волков бояться — в лес не ходить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. В тесноте, да не в обиде. Не красна изба углами, а красна пирогами. Есть сало — да не про кота.

Утвердительные или с выделением свойства, признака

Уговор дороже денег. Разум силу победит. Делай добро и жди добра. Один за всех, все за одного. Старый друг лучше новых двух. Лучше молчать, чем врать. За правое дело стой смело. Смелость города берет. Ум хорошо, а два лучше. Заставили козла огород стеречь. Совет дороже денег. За добро плати добром. Играй, играй, да и дело знай. Ученье — свет, а неученье — тьма. Долг платежом красен.

Каузальные (взаимосвязь: «стимул — реакция», «причина — следствие»)

Какие труды — такие плоды. Будет терпенье— будет и уменье. Апрель с водой, май с травой. Кто посеет ветер — пожнет бурю. . Куда иголка, туда и нитка. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Как аукнется, так и откликнется. Делай другим добро — будешь сам без беды. Будешь книги читать — будешь все знать. Что посеешь, то и пожнешь. Любишь кататься, люби и саночки возить. Назвался груздем — полезай в кузов. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Куда ветер, туда и тучи.

Инокультурную группу составляла ограниченная подборка изречений разных языковых культур, предназначенная для ознакомления с общим смыслом выражения и формирования толерантного отношения к речевой культуре других народов.

На этом этапе обучения (11 занятий) внимание сосредоточивается на овладении компонентом слова, а также на поиске связей между словами при сравнении объектов, установлении общего и отличного между ними. Для развития лексической восприимчивости предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Пословицы и поговорки народов Европы

На солнце тепло, а возле матери хорошо. Веселая мысль — половина здоровья. Трусливый заяц и пенька боится. Нужно наклониться, чтобы из криницы воды напиться (укр.). Шея бежит впереди головы (нем.). Какая мать — такая дочь, какой отец — такой сын (нем.). Конец хороший — все хорошо (нем.). Из слов суп не сваришь (рум.). Добро сделаешь — добро найдешь (рум.).Нельзя есть пирог, не имея его (англ.). Можно привести коня к воде, но нельзя заставить его напиться (англ.).

Пословицы и поговорки народов Востока

На устах дыня, а на сердце —- редька (кит.). Не смейся над стариком, сам им станешь (кит.). Если посеял просо — не жди бобов (кит.). Из песчинок гора вырастает (яп.). Лягушка для рыбы — лучший певец (араб.). Игла других одевает, а сама голая (араб.). Палку бросают в то дерево, которое приносит плоды (турец.).

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи). Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу: Как аукнется... (так и откликнется); назвать пословицу по рифмующимся словам: руки — скуки (Умелыеруки не знают скуки); подобрать поговорку к заданному слову: белка (Крутится, как белка в колесе); составить рассказ по тексту пословицы. В упражнениях на определение полярных семантических отношений (антонимия: ум — глупость, правда — ложь, трудолюбие — лень), эквивалентных отношений слов (синонимия: лукавство — хитрость, смекалка — ловкость) дети одновременно осваивают ценностную ориентацию изречений (А.П. Илькова).

Приведем основные положения, на основании которых может строиться работа по развитию образной речи. В формировании связной речи ярко выступает взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Задачами художественно-речевой деятельности являются:

§ воспитание любви и интереса к художественному слову;

§ развитие «чувства языка»;

§ формирование восприятия произведений художественной литературы и фольклора в единстве содержания и формы;

§ воспитание нравственно-эстетического отношения к персонажам литературного произведения;

§ формирование эстетических чувств, радости от знакомства с литературным творчеством;

§ развитие желания самому создавать сочинения (сказки, рассказы, стихи, загадки);

§ развитие умения пользоваться образными выражениями в разговорной речи;

§ воспитание эмоционального отклика и умения дать оценку доступным произведениям искусства;

§ формирование культуры речевого общения, являющейся частью воспитания культуры речи.

Обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).

Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т. е. остается подлинно эстетическим восприятием. В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств ддя воплощения художественного образа.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 409; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!