Формирование грамматического строя речи 12 страница
Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте. Работа с фразеологизмами должна привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщенного смысла малых фольклорных форм (зарубить на носу — запомнить навсегда; повесить голову — загрустить) (Н.В. Гавриш).
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, на достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в собственных сочинениях.
Основная задача развития образной речи — заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений — былины, сказки, легенды, песни, предания, а также ма-лые формы — частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых точен и выразителен. Среди выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и образность.
|
|
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой ставятся задачи формирования эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развития чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром, помимо указанных общих задач, решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений: они формулируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного.
|
|
Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом. В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание. Нарисовав ушки у кружка, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который прыгает и убегает от лисы. Выкладывая на листе бумаги елочку и сугроб, ребенок ярче представляет себе, как снегом «все тропинки замело».
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения литературного произведения, стремятся передать возникший в их воображений образ в своем рисунке. Особую роль во время беседы с детьми играет выполнение творческих заданий, которые проводятся почти на каждом занятии. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности.
|
|
Тексты большинства предлагаемых для чтения литературных произведений, а также пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов, многие сказки и потешки можно найти в книге «Хрестоматия для маленьких» (сост. Л.М. Елисеева, М., 1997, 1982 и другие издания), а также в книге О.С. Ушаковой и Н.В. Гав-риттт «Знакомим дошкольников с литературой» (М., 1999).
Если в дошкольном учреждений нет репродукций произведений живописи, указанных нами, можно использовать те, которые имеются, а беседу проводить аналогично той, которая предлагается в пособии. Главное, чтобы беседа по пейзажной картине проводилась образно и не превратилась в скучное перечисление изображенного на картине. Это замечание относится и к подбору музыкальных произведений.
Если в начале занятия идет чтение, то затем начинается новое задание — беседа, упражнение, рисунки, сочинение детьми рассказов и сказок, работа над структурой текста (выкладывание полосок, обозначающих начало, середину и конец произведения). Все рисунки и сочинения детей воспитатель может поместить в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми. Иллюстрации к сочинениям детей могут нарисовать родители, старшие братья, сестры. В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.
|
|
В целом развитие всех сторон речи в вышеизложенном аспекте оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в самых разнообразных жанрах — в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Рассмотрим программные требования к речи дошкольников при ознакомлении с художественной литературой по возрастным группам.
МЛАДШАЯ ГРУППА
В этой группе в работу с художественной литературой вводят разные жанры. Необходимо научить детей слушать сказки, рассказы, стихотворения, т. е. развивать элементарное представление о жанрах. Ставится и задача воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.
Необходимо обращать внимание на образный язык сказок, стихотворений, привлекая детей к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев сказки. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.
После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно предложить ребенку повторить песенку действующих лиц. После чтения сказок ребенок запоминает такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и др.
Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают детям образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и небольшие стихотворения. Содержание таких стихотворений, как цикл «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» 3. Александровой, воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребенка, выражено в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!