Формирование грамматического строя речи 6 страница



Монологическая речь — это относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его (если слушатели не знали раньше о предмете высказывания). Монологическая речь является активным и произвольным видом речи (говорящий должен иметь содержание и уметь в порядке произвольного акта построить на основе внеречевого содержания свое высказывание). Наконец, А.А. Леонтьев отмечает, что это организованный вид речикаждое высказывание говорящий заранее планирует или программирует). Поэтому, подчеркивает ученый, эти особенности монологической речи показывают, что она требует специального речевого воспитания. Произвольность устной монологической речи предполагает умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые бы наиболее точно и полно передавали замысел говорящего. В письменной речи, характеризуя такое важное свойство, как произвольность, А.А. Леонтьев выделяет не просто выбор и приспособление, а последовательный сознательный перебор и сознательную оценку речевых средств.

Письменная речь не всегда столь непосредственно раскрывает свою целенаправленность, как устная, в которой интонация, мимика, жест и даже тип общения выявляют намерения говорящего. Кроме того, устная разновидность стремится к конкретности, однозначности, а письменная речь предполагает интонационно многоплановую реализацию сообщения.

Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п.), которые должны и могут быть учтены в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Связной считается такая речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, систему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значимые части, связанные между собой.

Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи и развитие смысловых связей с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в* том числе и ее связности.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая, как отмечалось выше, имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога.

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Важно также учитывать условия, формы и цели речевого общения.

Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушения синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т. е. в диалоге происходит зарождение и развитие навыков монологической речи.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их разнообразными способами связей.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет, утончает художественное восприятие литературных произведений.

В формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания. Здесь существенное влияние оказывает прежде всего воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красой те. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного на-4 родного творчества. Содержание картин, народных игрушек щ пособий также развивает у детей любознательность, уважений к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами»), предполагают и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т. д.

Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Обучение родному языку, развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказывание, рассказывание), но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку — воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Так, при работе над смысловой стороной слова, над семантическим обогащением словаря детей должны включаться в их речь (и в понимание речи) группы слов, обозначающие качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, так же как и эстетические качества и оценки.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, узловое образование, которое влияет на организацию речевого высказывания и соотносится с развитием связной речи. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Формирование умений и навыков монологической речи трепет обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность. Эти умения характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.

При обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у,них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и представления о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Именно этот показатель (средства связи между предложениями) выступает как одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.

В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные варианты соединения фраз. Самый распространенный способ соединения предложений — это цепная связь. Основными средствами этой связи являются местоимения (Прибежал зайчик. Он любит морковку), лексический повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно), синонимическая замена (Зайчик скачет. Пушок веселится).

Цепная связь делает речь более гибкой и разнообразной, так как, овладевая этим способом, дети учатся избегать повторений одних и тех же слов и конструкций.

Предложения могут соединяться и с помощью параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже противопоставляются («Наш знакомый охотник шел берегом лесной речки. <...> Испугался и влез на дерево. Из чащи вышла большая бурая медведица и с ней <...>») (По В. Бианки).

В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.

Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.

По способу передачи информации или по способу изложения выделяются следующие типы высказывания: описание, повествование, рассуждение.

Описание — это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Описание отличается статичностью, нежесткой структурой, Позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов-описаний часто используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество или признак предмета, как лучик, присоединяется к характеристике предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний поможет сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях описательного текста.

Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования — начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) — должна быть выдержана четко.

Важная роль отводится обучению детей разным способам организации зачинов при построении повествования (слова однажды, как-то раз); может быть указано место и (или) время события, действия (Дело было летом. Это произошло в деревне).

В повествовательном типе высказывания используются самые разнообразные лексические и грамматические средства, особенно это относится к глаголам, которые способны выстраивать последовательность действий и событий (шли — услышали — испугались — залезли — увидели — засмеялись — слезли — пошли).

Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картине или по серии сюжетных картин.

Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов или один обобщенный.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений.

Прежде всего, развитие связной речи зависит от формирования словарного запаса, работы над смысловой стороной слова, так как понимание детьми значений слова и его оттенков является предпосылкой полноценного речевого общения. Именно работа над смысловой стороной слова развивает такие качества связной речи, как правильность, точность, выразительность, содействует формированию умения свободно выбирать языковые средства, которые наиболее правильно сочетаются по смыслу и точно отражают замысел при построении связного высказывания.

Работа над грамматической формой слова и предложения, т. е. формирование грамматического строя речи, находится в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упражнения, дети учатся правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе и падеже. Это приводит к верному употреблению грамматических форм в связном высказывании. Особое значение здесь приобретает работа над синтаксисом, т. е. развитием умения правильного построения разных типов предложений.

Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Работа над интонационным чутьем, дикцией, темпом речи помогает избегать таких недостатков связного высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, так как от звукового оформления речи зависит эмоциональность и выразительность высказывания.

МЛАДШАЯ ГРУППА

На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию об игрушке и по картине, где в комплексе решаются все речевые задачи, основной является задача обучения рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения.

Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно.

Сначала воспитатель рассказывает знакомую сказку («Курочка Ряба») с использованием настольного театра. Взрослый начинает: «Жили-были...» Дети заканчивают фразу: «Дед и баба». Здесь возможны как индивидуальные, так и хоровые ответы. По ходу рассказывания воспитатель ставит на стол фигурки.

В конце занятия детям читается потешка про курочку-рябушечку:

— Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, , Зачем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить.

— Курочка-рябушечка,

— Как цыплятки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Работа со сказкой не заканчивается на занятии. Воспитатель предлагает детям принести из дома книги про курочку Рябу. Дети увидят, что разные художники по-разному рисуют деда и бабу. Надо рассмотреть все иллюстрации и спросить детей, что делают дед и баба, о чем они разговаривают, что говорит им их любимая курочка. Такие разговоры подводят детей к обыгрыванию ситуации. Одновременно дети упражняются в назывании предметов {Это... курочка, дед, баба, яйцо, мышка), их качеств (дедушка и бабушка старенькие, курочка рябенькая, мышка серая) и действий (дед бил — не разбил, яичко упало и разбилось, курочка кудахчет).

После такой работы можно привлечь детей к обыгрыванию сказки: дед надевает шапку, баба — платок, а курочка — шапочку. От автора выступает воспитатель. Он включает в игру-драматизацию действия всех персонажей: деда, бабы, курочки и цыпляток, которых она будет поить водичкой. Закончить игру можно чешской песенкой:

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка.

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

Аналогично проводятся занятия по обучению пересказыванию сказок «Репка», «Цыпленок», «Козлятки и волк». Схему обучения пересказу сказок можно представить так: выразительное рассказывание сказки — показ настольного театра или фла нелеграфа — рассматривание иллюстраций — беседа о персонажах сказки — чтение потешек, песенок на тему сказки — игра-драматизация.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.

Например, дети рассматривают картину «Мы играем в кубики». Сначала педагог спрашивает, кто нарисован на картине, как по-другому можно назвать детей (малыши, мальчики и девочки, друзья, ребята). Такие задания подводят детей к тому, чтобы они не повторяли одни и те же слова в каждом предложении. Вопрос «Что делают дети?» заставляет их называть действия (играют, строят дом). С первых занятий надо учить детей выходить за содержание картины. Вопросы помогают представить, как дети договорились играть, кто принес кубики, кто предложил построить дом, для кого они будут его строить.

Рассматривание картины «Катаемся на санках» ставит задачей подведение детей к совместному рассказыванию по картине, развитие умения включать в рассказ отмеченные признаки и действия, названные ими при ответе на вопросы воспитателя.

— Посмотрите внимательно на картину и скажите, когда >то было? (Зимой.) Почему вы думаете, что это зима? (Потому что уже снег выпал.) Летом тепло, а зимой...? (Холодно.)


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!