МАРИЯ СТЮАРТ: «РОЛЬ КОРОЛЕВЫ» ИЛИ НЕПРИМИРИМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ЖИЗНИ



Остапчук К.А.,

студентка 3 курса УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь

 

В своем творчестве Стефан Цвейг неутомимо исследовал психологию и дух человека, измеряя глубины и пропасти души. Его всегда привлекали действительно крупные исторические личности – великие художники, первооткрыватели, выдающиеся политики, получившие признание авантюристы или правители, оставившие добрый или, напротив, недобрый след в памяти поколений. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Стефан Цвейг принадлежал к тому числу писателей, для которых человек является главным объектом исследования, а одна из важнейших задач - это раскрытие и изображение его духовного мира. Человек с его страхами, эмоциями, чувствами, поступками – тема, которая во все времена интересовала людей, интересует нас и сегодня. Целью нашей работы стало раскрытие процесса творческого становления Стефана Цвейга и вопрос об истоках и условиях развития жанра художественной биографии в книге «Мария Стюарт».

Среди художественных произведений различных жанров «Мария Стюарт» было первое произведение, тяготевшее к научно-биографическому исследованию незаурядной и крайне сложной личности. Писатель сумел понять переломную в истории Англии эпоху и показать жизнь своей героини, учитывая связь личных моментов с историческим процессом в целом. События современной жизни он воспринимал на фоне истории. Свои представления о роли личности в общественной жизни С. Цвейг переносил в прошлое, понимая насколько "несвободны" были исторические деятели, чье поведение определялось совокупностью обстоятельств, противодействием враждебных сил, неотвратимостью исторического движения и борьбой народов за свое освобож­дение. Именно этот сдвиг понятий в сознании С. Цвейга сказался сильнейшим образом в его интерпретации романтичной, яркой, загадочной, противоречивой жизни Марии Стюарт. «Тайну» неожиданных поворотов в судьбе Марии Стюарт он стремился разгадать на основе ранее не учитывающихся им закономерностей социального и исторического развития Англии во второй половине ХVI века. Мария Стюарт была человеком той эпохи - со всеми противоречиям и крайностями, которые отразились на ее характере [1, с. 99].

Как и прежде, С. Цвейг стремится к органичному сочетанию документально точного описания событий из жизни своей героини с психологическими предположениями и догадками. Автор убедительно и колоритно изоб­ражает Марию Стюарт. С. Цвейг, следуя за течением событий, поочередно переносит акцент на различные стороны ее характера. Он как бы поворачивает его разными гранями к читателю. Четыре поворота – и четыре основных грани отчетливо обозначают этот объемный характер. Мы видим, как она переходит от увлечений к разочарованиям, как из мечтательной девушки она превращается в величественную женщину, как неограниченная власть прививает ей вкус к необузданности побуждений. Нельзя отрицать, что С. Цвейг в целом правильно угадал причину того раздвоения в душе Марии Стюарт, которое послужило одной из причин ее трагической смерти. Она не умеет обуздывать свои порывы, симпатии, антипатии, субъективные влечения. В этом видится С. Цвейгу едва ли не главная причина трагедии: королева по рождению и по убеждениям, Мария Стюарт в действительности по своей натуре не является прирожденной интриганкой и не обладает навыками изворотливой, хитрой, дальновидной политической деятельницы [2, с. 18]. В понимании С. Цвейга она, прежде всего женщина, глубоко чувствующая и живущая именно чувствами, а не политическими расчетами. Она создана не для престола, а для семейного счастья. И как женщина, она не может жить, не играя ту или иную роль, не пробуждая в окружающих преклонения и восхищения.

Писатель видел и изображал своих персонажей в единстве внутреннего и реального мира, но это единство разрушалось противоречиями социальной среды, скрытыми конфликтами личности и общества. С. Цвейг на основе домысла, опираясь на достоверность психологического анализа, стремился раскрыть не­кую тайну внутренней жизни героини.Тем самым он, как ему казалось, получал надежное основание для объяснения драматизма и трагизма социального положения, преодоления инерции равнодушия. Стефан Цвейг самыми различными средствами стремился разбудить активность читательской мысли и воображения, чтобы вовлечь людей в про­цесс осмысления уроков истории.

 

Литература:

1. Сучков, Б.Л. Лики времени : в 2 т. / Б.Л. Сучков. – М. : Советская музыка, 1976. – т. 1 : Сучков, Б.Л. Лики времени : статьи о писателях и лит. процессе / Сучков, Б.Л. – 1976. – 347 с. 

2. Цвейг, Ст. Мария Стюарт / Перевод – Гальперина. – Москва : Художественная литература, 1991. – 335 с.

 

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!