МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО МОДИФИКАЦИИ ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПУТЕМ ПОСТРОЕНИЯ «НОВОГО БЫТА» В 1920-е гг.
Сергеенко А.В.,
магистрант УО «ВГУ им. П.М. Машерова», г. Витебск, Республика Беларусь
Научный руководитель – Демидов А.Б., канд. филос. наук, доцент
Цель данной работы — выявить и суммировать данные Государственного архива Витебской области о мероприятиях, проводившихся органами советской власти в 1920-е гг. для преобразования обыденного сознания населения посредством построения «нового быта».
Из марксистской методологической установки об определенности сознания бытием следует, что обыденное сознание населения формируется в процессе ежедневной практической деятельности людей. Оно является отражением повседневной жизни и возникает под непосредственным влиянием быта. Обыденное сознание характеризуется консервативностью и догматичностью, что делает данную часть общественного сознания крайне устойчивой по отношению к целенаправленной деятельности по ее модификации.
После прихода в 1917 г. к власти большевиков, начинается осуществление системы мероприятий, целью которых было построение «нового быта». Он должен был быть распространен на всей территории советского государства и стать характерной чертой нового социалистического общества, в котором не было бы места социальному неравенству и абсолютно все граждане нового государства в равной степени могли пользоваться всеми благами, предоставляемыми им. «Новый быт» понимался как совокупность новых норм повседневной жизни, в соответствии с которыми должны жить граждане нового свободного советского государства.
|
|
В успешном распространении «нового быта» большевики основной упор делали на рабочий класс как более сознательный в сравнении с крестьянством, для которого традиционность оставалась главной чертой повседневной жизни и в 1920-х гг. Многие мероприятия осуществлялись преимущественно в городской среде и отличительные черты эпохи были очевидны, прежде всего, в повседневной жизни городского населения.
Октябрьская революция ставила своей задачей не только установление новой власти, но и коренное преобразование образа жизни общества, формирование «человека нового типа», который тяготеет к коллективизму в повседневной жизни и не связан религиозными предрассудками. Объективная реальность первых послереволюционных лет показала, что традиционные нормы тяжело изживаются из обыденного сознания и вековые устои не могут быть искоренены через постановления Центрального комитета РКП(б). Этот факт признавался лидерами партии, и они призывали «строителей коммунизма» обращать на это особое внимание.
Так, при решении жилищного вопроса, который в 1920-е гг. остро стоял перед государством, особое внимание придавалось общежитиям и домам-коммунам, поскольку они способствовали решению двух задач одновременно – решению жилищной проблемы и построению «нового быта». С их помощью власти пытались привить гражданам коллективизм в общественной и личной жизни. Однако данная форма совместного проживания не получила повсеместного одобрения, и рабочие при возможности стремились получить отдельное жилье. Одной из причин неудач подобных социальных экспериментов можно назвать нарушение принципа постепенности внедрения новых коллективных форм совместной организации быта.
|
|
Одной из главных задач советского правительства в области регламентации быта населения являлась антирелигиозная борьба, целью которой было уничтожение «религиозных пережитков». Вводимые обряды были направлены на упрочение позиций новой власти, популяризацию режима и замещение старых праздников новыми революционными. Стали проводиться коллективные «красные свадьбы» рабочих, которые, как отмечалось, «есть частичка нового быта, на началах товарищеского отношения брачующихся, без участия попов» [1, л. 24]. Они сопровождались докладами о новом быте, спектаклями. Вместо крещения детей стали распространяться «красные крестины». Отмечалось, что «крещение новорожденного ребенка красными крестинами дает пример, что рабочий класс осознал и начинает отбрасывать религиозные предрассудки» [2, л. 30].
|
|
Несмотря на проводимую антирелигиозную политику, в 1920-е гг. религиозность оставалась характерной чертой сознания простого населения, особенно среди женщин. Документы 1924 г. свидетельствуют, что в г. Витебске «в праздничные дни заметно увеличивается число людей, приходящих в церковь. Это объясняется следующим: большинство ходят женщины, как старухи, так и молодые. Молодежь в связи с удешевлением мануфактурных изделий, хорошо одеваясь, идут в церковь молиться и проводить праздничное время. И потом по сравнению с прошедшими годами экономическое положение зажиточного элемента несравненно улучшилось, они оказывают поддержку попу» [3, л. 248].
Таким образом, в повседневной жизни населения в 1920-е гг. сосуществовали веками закрепленные традиции и активно насаждаемые сверху новые нормы жизни, призванные способствовать построению социалистической модели общества. Однако обыденное сознание проявило устойчивость к комплексу мер по его модификации, и искусственно насаждаемые обряды и нормы жизни не прижились.
Литература:
1. Государственный архив Витебской области (далее ГАВО). — Ф.10051-п. — Оп.1. — Д.125.
2. ГАВО. — Ф.10056-п. — Оп.1. — Д.30.
3. ГАВО. — Ф.10051-п. — Оп.1. — Д.26.
Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!