КОНФЛИКТНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ



КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Понятие «личность» (от рус. личина — маска, образ) уходит корнями в глубокую древность, а психологическим термином оно стало в XIX в. В Древнем Риме «личность», или persona, — театральная маска, которую актер надевал во время представления, чтобы скрыть ею себя (не только от других, но и от самого себя). Одновременно это и роль, которую он играл. Иными словами, исходно с понятием «личность» ассоциировалось нечто внешнее, что позволяло скрыть от себя и от других что-то важное, внутреннее.

Сегодня с этим понятием связано представление о целом комплексе устойчивых внутренних признаков, таких, как темперамент, чувствительность, мотивации, способности, установки, нравственность, определяющих свойственные человеку ход мыслей и поведение. Более того, личность — это весь человек с его отношениями с миром, это социальное и индивидуальное бытие человека.

Описать личность или объяснить ее происхождение пытались многие теории, из которых одни акцентировали отдельные компоненты личности, другие же стремились изучить все сразу во всех аспектах. Отечественная и зарубежная психология, считая личность «исходным предметом психологического изучения», сделала данное понятие одним из самых обсуждаемых. В работах отечественных и зарубежных авторов даются самые разные определения понятия «личность» (Г. Оллпорт приводит более 50 таких определений), предпринимаются многочисленные попытки его анализа, но единого понимания так и нет. На уровне здравого смысла тем не менее любой человек как-то понимает, что такое личность, и практически каждый может сказать: «Это сильная личность», а «Этого личностью не назовешь». При всем многообразии существующих подходов и трактовок понятия «личность» попытаемся разобраться, что может дать обычному человеку (не специалисту) психология личности для самопознания, развития и личностного роста. Еще с античных времен люди пытались связать отдельные аспекты личности с физическими особенностями человека, выделяя таким образом различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам. Считалось, например, что высокие и худые люди скорее всего робкие, заторможенные, склонные к одиночеству (эктоморфный тип); сильные, мускулистые люди отличаются динамичностью и стремлением кдоминированию {мезоморфный тип); невысокие люди с признаками полноты общительные, веселые и спокойные (эндоморфный тип). Другие исследователи пытались скорее выявить те черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях. В результате таких исследований были созданы классификации личностных черт. Айзенк пытался определить личностные черты по двум основным осям: замкнутость — открытость, стабильность — нестабильность. Кет-телл выделяет уже 16 факторов, по которым строится типология. Теории личностных черт позволяют получить информацию о типичном поведении данного человека, но ничего не говорят о том, как формируются эти черты.

Такие попытки в западной психологии были предприняты би-хевиористами. Они считали, что личность является результатом взаимодействия между индивидом (его способностями, опытом, ожиданиями и т.д.) и окружающей средой, которую он хочет познать и к которой стремится приспособить свое поведение через поощрения и наказания. Бихевиоризм объясняет, как может изменяться поведение человека в зависимости от научения, однако не позволяет понять личность в целом и малопригоден для понимания, например, смысла жизни личности.

Такие попытки предпринимает другой подход — когнитивный. Его представители считают, что человек не пассивное существо, находящееся под контролем внешней среды, а характер его реакций зависит значительно больше от самой личности, ее знаний, опыта, убеждений, верований и т.д. Они рассматривают развитие личности с позиций изменения ее внутреннего мира, «внутренней реальности». Свою теорию индивид стремится упорядочить и согласовать с концепцией благополучного мира, в которой он видит себя удачливым и неуязвимым.

Люди различаются представлениями о том, откуда исходит контроль за их поступками. Так, к примеру, американский психолог Роттер делит людей на контролируемых изнутри — интерналов и извне — экстерналов. Первые убеждены в том, что в любой момент они способны повлиять на свое окружение, и в конечном итоге они всегда берут на себя ответственность за то, что с ними случается. Это активные, динамичные люди, склонные анализировать свои задачи и контролировать поступки, в случае неудач они упрекают себя в недостаточных усилиях, в отсутствии настойчивости. Экстерналы, напротив, верят в то, что во всех их бедах повинны другие люди, отсутствие везения или обстоятельства. Это личности более пассивные, менее дееспособные, с легкостью объясняющие свои неудачи недостатком собственных способностей. Описанный подход констатирует сложность взаимодействий между человеком и возникающими ситуациями, но не объясняет, отчего, по каким причинам один склонен видеть причины своего поведения в себе самом, а другой — в других. На этот вопрос пытаются ответить психодинамические, гуманистические и психосоциальные теории.

Представители психодинамического подхода считают, что воздействие человека на окружающую среду в том или ином направлении определяется конфликтом между силами его подсознания и внешней реальностью. Данный подход представлен прежде всего психоаналитической теорией З.Фрейда, индивидуальной психологией А. Адлера и аналитической психологией К. Юнга.

Теория психоанализа З.Фрейда (1856—1939) базируется на предположении, что мысли и поведение человека по большей части имеют бессознательную природу. Чаще всего они возникают в результате конфликта между сознанием (связанным с реальностью) и подсознательными, сексуальными или агрессивными побуждениями. Кроме того, Фрейд выделил три структуры личности, связанные с разными уровнями сознания. Поступок является результатом конфликта между этими психическими структурами, обозначенными как «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей (в том числе сексуальных), составляющих часть наследственного багажа ребенка; имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия. «Я» — структура, постепенно приобретающая контроль над «Оно», определяющая, какие влечения могут найти удовлетворение, а какие нет. «Я» руководствуется принципом реальности, позволяющим ему в любой момент оценить уместность и выполнимость действий, мотивируемых потребностями «Оно». «Сверх-Я» — структура, образующаяся под влиянием социальной среды и ее запретов. Она постепенно принимает на себя функцию нравственного сознания, оценивающего каждый поступок человека.

Согласно З.Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причем каждый из этапов этого развития характеризуется определенным способом проявления. В детстве удовлетворение либидо (влечений) связано с различными зонами: оральной (рот), анальной (анус — задний проход) и генитальной (половых органов). Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на определенной стадии, и у него фиксируются определенные черты личности. На оральной стадии (до 1 года) удовлетворение либидо достигается за счет сосания, покусывания, жевания. Застревание на этой стадии приводит впоследствии к таким порокам, как курение, гурманство, словесная агрессия, а иногда еще и к развитию зависимости от окружения.

Приучают ребенка к горшку, чистоплотности на анальной стадии (от 1 до 2 лет). В этот момент происходит смещение источника удовлетворения либидо с оральной на анальную сферу. Если ребенка, например, наказывают или слишком жестко требуют соблюдения правил, то может появиться страх наказания. Фиксация ребенка на этой стадии, часто связанная со страхом потерять контроль над сфинктерами, приводит к формированию таких черт, как педантичность, скупость, упрямство.

На фаллической стадии (от 2 до 5 лет) ребенок манипулирует своими половыми органами и органами других детей, обнаруживая разницу между мальчиками и девочками. На этой стадии развивается так называемый Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью к родителю противоположного пола и агрессивностью к родителю своего пола. Психоаналитики считают, что застревание на этой стадии провоцирует гомосексуализм.

В возрасте от 5 до 11 лет снижаются активность и интерес к сексу, на первый план выходит школьное обучение и освоение социальных норм. Вместе с половым созреванием происходит перенос интереса на партнера противоположного пола. Генитальная стадия начинается с половым созреванием. На этой стадии, по Фрейду, человек «нарабатывает» ценности, способность любить другого человека ради него самого.

Теория Фрейда вызывала множество возражений как в момент ее создания, так и сегодня, особенно за роль, приписываемую полу в развитии личности, а более всего — за представление о более совершенном развитии мальчиков в сравнении с девочками. «Неполноценность» девочек, по его мнению, происходит от подсознательного переживания ими своей «обделенности» мужскими половыми органами. Такое представление отражало и оправдывало предрассудки о различиях между полами в ту эпоху, когда превосходство мужчин рассматривалось как нечто само собой разумеющееся, но, не найдя научного подтверждения, сегодня от этих взглядов отказались.

Австрийский врач и психолог Альфред Адлер (1870—1937), отойдя от своего учителя 3. Фрейда и психоаналитического движения, к которому он принадлежал, разработал представления оважной роли чувства неполноценности в развитии личности. Адлер как основатель школы индивидуальной психологии не отводил либидо столь важной роли в развитии личности, а основное значение придавал «воле к власти». По его мнению, стремление к; 138

власти в качестве главного импульса с самого рождения присутствует в каждом человеке. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями взрослых, заставляя ребенка чувствовать собственную неполноценность. Именно из этого чувства неполноценности впоследствии развивается стиль жизни, благодаря которому человек определенным образом решает социальные, профессиональные и другие проблемы.

У ребенка, страдающего от своей физической неполноценности (маленький рост, физическая слабость, недостаточность физического или умственного развития и т.п.), излишне опекаемого семьей или, наоборот, недостаточно опекаемого, легко может развиться комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с трудностями жизни. У некоторых такой комплекс, как сверхкомпенсация, может перерасти в комплекс превосходства, заставляющий в любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Примерами индивидуальных стратегий человека для привлечения внимания к собственной персоне, по мнению Адлера, служат потребность в восхищении, опоздания на встречи или бесконечные жалобы на здоровье.

Еще одним последователем З.Фрейда, отошедшим от психоанализа, был швейцарский медик и психолог Карл Густав Юнг (1875— 1961). Он разрабатывает собственную гипотезу о существовании коллективного бессознательного (хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и архетипов, являющихся результатом опыта, накопленного человечеством за долгие тысячелетия.

Содержание коллективного бессознательного составляют, в частности, архетипы — первичные образы, проявляющиеся в основном в сновидениях и заставляющие человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям данной культуры. Один из таких архетипов — тень (которая в сновидениях может принимать вызывающий беспокойство вид темного существа с походкой дикаря) — олицетворяет собой все то, что отвергала наша личность, или же то, что не смогло в нас развиться. Сказанное относится как к женским образам, скрытым вкаждом мужчине (анима — архетип души), так и к мужским (анимус — архетип духа), присутствующим во всех женщинах.

В сознании каждого человека в разной степени представлены четыре типа умственных операций: мышление и чувство (они имеют рациональный характер), ощущение и интуиция (они иррациональны). К сожалению, наша культура способствует развитию только ощущений и восприятий, а также развитию мышления (на основе рассуждений), пренебрегая развитием интуиции и чувств, что ограничивает возможность адаптации к окружающему миру. По мнению Юнга, личность может достичь равновесия лишьв результате длительного процесса психологического созревания, названного им индивидуацией, который позволяет человеку признать и интегрировать все скрытые (или игнорируемые им) стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания.

Гуманистическая психология К.Роджерса (1902—1968) основана на гуманистической философии, главное положение которой заключается в том, что всякое знание неотделимо от человека и его основных потребностей. Иными словами, знание не может | существовать вне человека. Гуманистический подход утверждает, что в каждом человеке существует ориентация, толкающая его на реализацию своих возможностей. Согласно К. Роджерсу, любой живой организм наделен стремлением к самосохранению и развитию, имеет необходимую компетенцию. Эта способность, одна- .] ко, может развиваться только в контексте социальных ценностей. 1 Представление ребенка о самом себе, т.е. его Я-концепция, 1 будет развиваться в соответствии с встречающимися ситуациями I и его собственными действиями. Фактически Я-концепция формируется на основе разнообразного опыта, приобретаемого в общении с другими людьми. К.Роджерс называет эту систему представлений Я-реальным. Человек, кроме того, склонен видеть себя i таким, каким ему хотелось бы стать в результате реализации своих ] возможностей {Я-идеальный). К этому идеальному Я и стремится 1 приблизиться Я-реальное.

В каждом из нас, кроме того, живет потребность в самоуважении, заставляющая добиваться положительного отношения к себе ] или к тому, что мы делаем. При этом если другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение только в случае совпадения ] с их собственными, то очень вероятно, что мы будем скрывать | свои истинные мысли и чувства, демонстрируя вместо этого поступки и мысли, одобряемые окружающими. В результате мы будем все меньше оставаться самими собой, что приведет к разладу между реальным Я, формируемым средой, и той частью психики, от которой мы вынуждены будем отказаться, и станет для нас источником тревоги. Напротив, если мы почувствуем, что нас принимают такими, какие мы есть, то будем склонны раскрывать свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным Я человека и его чувствами, мыслями, а также поведением других людей. Это позволяет ему приблизиться к своему идеальному Я, а именно в этом суть актуализации.

Иерархическая теория потребностей А.Маслоу (1908—1970) продолжает линию гуманистического подхода. Согласно этой теории, человек способен прийти к самоуважению и таким образом достичь самоактуализации, но только после того, как в значительной мере удовлетворены егоэлементарные нужды физилогические потребности, потребность в безопасности и в любви). Перечисленные потребности составляют пять основных уровней

по Маслоу.

Первый уровень — базовые, или первичные, потребности, без удовлетворения которых человек не в состоянии жить и развиваться (еда, жилище, сон, мышечная активность и т.д.). Следующий уровень, связанный с сохранением жизни и здоровья, — потребность в безопасности. Третий уровень — потребность человека иметь отношения с другими людьми, иметь близких — социальные потребности. Вот почему потеря работы или уход на пенсию, когда разрываются привычные связи, становятся еще более травмирующими в социально-психологическом плане. Потребность чувствовать свою необходимость другим людям, быть уважаемым и признанным своим окружением способствует полной самореализации личности. Для такой личности занимаемая должность или статус важны, скорее, тем, что он чувствует уважение коллег и их поддержку, а не только заинтересован в получении материальных благ.

В отечественной психологии разрабатывались теории личности С.Л.Рубинштейном и его школой, Ленинградской школой Б. Г.Ананьева, В. Н. Мясищева, в рамках деятельностного подхода А. Н.Леонтьевым, Л. И. Божович, структура личности — К. К. Платоновым. В настоящее время проблемы психологии личности разрабатываются К. А. Абульхановой, А. Г. Асмоловым, Б. С. Братусем, А. В. Петровским и В. С. Мухиной.

С.Л.Рубинштейн выдвинул принцип единства сознания и деятельности. В его понимании деятельность — это активность, преобразующая мир и формирующая сознание человека. Рубинштейн считал, что человек и его психика развиваются в деятельности. Оц предложил свое понимание структуры (внутреннее строение) личности через анализ потребностей, способностей, направленности, которые являются модальностями деятельности.

Построение структуры личности реализовано в работах К. К. Платонова, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотнесения биологического и социального в человеке, или врожденного и приобретенного. Нижний уровень — биологический (половые, возрастные свойства, темперамент), второй уровень — личностные особенности психических процессов (восприятие, мышление и др.), третий уровень обусловлен социальными факторами (привычки, умения, навыки, зна-; ния), четвертый уровень — мировоззрение, идеалы, стремления, интересы личности.

Начиная с В. Н. Мясищева — ученика известного русского ученого А. Ф.Лазурского, впервые обратившегося к проблеме отношений личности, начинает разрабатываться целое направление, которое исследует отношение к себе, к другим, к миру. В. Н. Мя-сищев — основоположник «отношений личности» — определяет их как связь человека с окружающим миром вещей и людей. Исследования ведутся здесь в двух основных направлениях: структурном — изучение компонентов отношений и поиск инструментария для их измерения; динамическом — рассмотрение отношений с момента возникновения и до момента их распада.

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Немного найдется таких форм поведения, которые не зависели бы прямо или \ косвенно от поведения других людей. С момента рождения человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат отношения между людьми, социальные нормы и навыки. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Предложенная А. В. Петровским концепция развития личности базируется на стратометрической теории. Согласно данной тео- ; рии, отношения в группе зависят от содержания, ценностей и организации совместной деятельности. Личность — прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств (принадлежность определенной группе — стране, нации, профессии и пр.). В системе межличностных отношений выделяют три главных аспекта: собственные свойства личности; особенности взаимодействия личности с другими людьми; воздействие данной личности на других людей.

В зависимости от подхода личность может рассматриваться в разных аспектах. Социально-психологический подход рассматривает личность в системе отношений с обществом, изучает взаимодействие в семье, труде, профессии, причем не обособленно друг от друга, а как жизненный путь или образ жизни личности. Такой взгляд позволяет увязывать многие проблемы — осознание личностью собственных выборов и предпочтений, влияющих на профессиональную и личную судьбу; восприятие прошлого, настоящего, будущего в зависимости от социальных перспектив. Говоря об отечественной психологии личности, следует сказать, что личность здесь рассматривается либо как особое системное качество, обретаемое в совместной деятельности и общении, либо как сам человек, являющийся носителем определенных качеств. При этом важно подчеркнуть различие понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 626; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!