Современная социал-демократия в России и на Западе



90-е гг. стали десятилетием радикального обновления теоретических доктрин международной социал-демократии в целом и европейской в особенности. В «Декларации принципов» закреплены традиционные ценности социал-демократии и определены первостепенные задачи– интернационализация экономики, широкий доступ всех стран к информации и новым технологиям, расширение социально-экономического и политического сотрудничества между различными народами, охрана окружающей среды, обеспечение прав человека и социальной справедливости и т.д.Под обобществлением социал-демократы теперь понимают не ликвидацию частной собственности как таковой, а социализацию отдельных ее функций посредством установления жесткого государственного контроля за распределением доходов. Идеи так называемого «третьего пути», претендующего на преодоление негативных аспектов как традиционного неолиберализма, так и традиционного социал-демократизма, нашли свое отражение в программном документе «Европа: третий путь, новая середина», подписанном в июне 1999 г. британским лейбористом Т. Блэром и германским социал-демократом Г. Шрёдером. В этом своеобразном манифесте современной социал-демократии предлагаются новые методы решения проблемы трудовой занятости населения, социального обеспечения, увеличения инвестиций в науку образование и новейшие технологии. Вот уже несколько десятилетий существует так называемая «шведская модель» общественного развития, получившая название «функционального социализма» и послужившая образцом для многих теоретических постулатов современной социал-демократии. При таком строе решающее значение уделяется не праву собственности в том или ином ее виде, а политическому управлению отдельными ее функциями, то есть контролю над производством и распределением его продуктов через соответствующую налоговую политику. А из этого вытекает и насущная необходимость регулирования рынка труда.Заметно изменилась в конце ХХ в. и традиционная социал-демократическая концепция равенства. На Давосском форуме 2000 г. Т. Блэр особо выделил свой главный тезис, что «старая левая идея равенства в смысле одинакового дохода заменена сейчас на идею одинаковой ценности каждой личности. Поэтому современные социал-демократы делают упор не на гарантирование работы, а на гарантирование соответствующего образования, позволяющего человеку найти свое место в жизни и использовать свои знания. Именно образование должно дать каждому человеку возможность благополучно жить в непрерывно меняющемся мире».Государство призвано навязать рыночной экономике справедливую «социальную ориентацию» и тем самым создать новый тип общества, отличный как от старого капиталистического, так и старого социалистического. Это государство теоретики социал-демократии называют «государством материального благосостояния» или «государством социального обеспечения». Общеизвестно, что организаций, официально именующих себя социал-демократами, в России не менее десятка. Еще ряд объединений и партий являются социал-демократическими по существу. Исследование феномена современной российской социал-демократии началось только в начале 90-х годов, когда была институализирована политическая наука и на политическую арену стали выходить вновь образуемые социал-демократические движения. Сформулированные в программах и уставах, основные приоритеты выглядят следующим образом: формирование в России гражданского общества и правового государства, основанных на подлинном народовластии и справедливом конституционном строе; уважение и реализация прав и свобод личности, создание достойных условий жизни и социальных гарантий гражданам России; создание реальных условий поддержки и развития мелкого и среднего бизнеса; создание в стране социально ориентированной рыночной экономики на основе приоритета отечественного предпринимательства и товаропроизводителя; усиление роли государственного регулирования и контроля в основных хозяйственных и социальных процессах; содействие формированию в стране среднего класса, способного влиять на определение политики государства.

 

Футурология Э.Тоффлера

Футурология (от лат. Futurum — будущее и греч. Logos — учение) — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.

В своих работах Тоффлер анализирует основные тенденции информационного общества. В центр теоретического внимания Тоффлер ставит растущий рынок знания, информации во всех сферах жизни общества: экономике, образовании, здравоохранении, финансах и бизнесе, сферах массовой информации, досуге т.д. Знание становится важным ресурсом передовой экономики, поскольку оно сокращает потребность в сырье, рабочей силе, времени и капитале. На мировом уровне, где происходит борьба за экономическое господство в XXI в., вступает в действие «стратегическое оружие, базирующееся на знании».

Тоффлер делает достаточно радикальное заключение: знание является наиболее эффективным источником и инструментом(!) власти, поскольку оно даёт власть высшего качества. Знание часто распределено ещё более неравномерно, чем богатство и вооружение, поэтому перераспределение знания, интеллектуальных ресурсов является важной задачей современной цивилизации.

Футурошок (1970) — шок будущего, психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Техническая революция. Переход к постиндустриализму. Он пишет, что очень скоро наступит будущее, к переменам которого многие не успеют подготовиться.

 

Главный тезис – существует ограниченное количество изменений, которые может вынести наш организм. При превышении псих и физ стресс – футурошок.

 

Будущее:

1. Перемещение основных капиталов и человеческих ресурсов из сферы промышленного производства в сферу услуг и информационного обмена

2. Массовое производство стандартной продукции уступает место производству товаров, ориентированных на узкий сегмент рынка и обладающих уникальными характеристиками

3. Глобализация экономики и жизни в целом.

4. Знания и наличие информации стали теми символическими капиталами, которые определяют место каждого общества в мировой системе

Будут введены системы “профессиональных родителей”, которые возьмут на себя функцию воспитания детей. Семьи приобретут “ядерный” характер, “то есть останутся бездетными, сократив семью до ее начальных компонентов, – мужчины и женщины”.

Существенно повыситься географическая мобильность людей. Будут снижены барьеры, и мобильность приобретет массовый характер (не только те, кого заставляет профессия). Последствия мобильности:

1. Отношения между человеком и местом стали “более многочисленными, хрупкими и кратковременными”. “Мы стали свидетелями исторического процесса разрушения значения места в человеческой жизни.

2. Продолжительность отношений между людьми сокращается при количественном их увеличении. “Чем больше мобильность человека, тем большее количество коротких личных встреч, человеческих контактов, каждый из которых – это фрагментарная и к тому же сжатая во времени связь какого-либо типа”

3. Формирование относительно закрытых этнических community внутри больших социальных общностей. Кварталы в Нью-Йорке.

4. Возникает провал между мобильными и неподвижными государствами. Мобильные обладают разветвленной сетью транспортных коммуникаций, а неподвижные страдают от недостатка дорог.

5. Привязанность к дому сменяется привычкой к переездам. Нигде нет корней.

6. люди имеют склонность бросать хороших друзей и знакомых, которые в конечном счете забываются\

Компьютеризация и автоматизация управления.

Многообразие субкультур: По профессиям, по интересам. Общество будет делиться на сообщества – элемент конструктивизма.

«Третья волна» (1980)

Человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену Первой волне (аграрной цивилизации) и Второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

Третья волна – прежде всего технологические изменения. Изменения идут рывками – волнами.

Каждое новое изобретение внедряется в жизнь быстрее предыдущего: фотография, телефон, телевизор.

Признаки современного постиндустриального общества:

· Информационный капитал. Знания становятся основой экономики. Опровергаются классические, в том числе и Марксова, трудовые теории стоимости. Меняются методы оценки корпораций (в отличие от капитала индустриального общества, где стоимость организации складывается из стоимости зданий, оборудования, товаров, капитал Третьей Волны по преимуществу нематериален).

· Индивидуализация. Касается всего потребления и производства. Отмирание серийного производства, массового потребления, массового унифицированного образования.

· Работа. Трансформация "труда" в творчество. Отмирание больших объемов массовой и легковоспроизводящейся деятельности, присущей экономике Второй Волны; исчезновение различий между работой и неработой.

· Инновационный характер жизни в целом. "Конкурентоспособно только обновляющееся".

· Масштабы. Разукрупнение организаций-гигантов. Тысячи рабочих (служащих), толпящихся в 8 утра у проходной, - отмирающий образ. Вместо больших коллективов - маленькие подвижные команды.

· Организация. Взамен пирамидальных, монолитных структур управления Второй Волны ищутся и находятся ситуативные, матричные, сетевые способы управления; управление в рамках временных коллективов, рабочих групп. Сохранение и повышение мобильности работающих групп с одновременным нарастанием гибкости управления.

· Инфраструктура. Самое инвестиционно емкое и эффективное направление трансформаций. Предполагает постоянное создание и совершенствование самых разных систем информационной связи (их роль в экономике не меньше роли дорог в промышленную эпоху). "Электронные магистрали - сердцевина экономики Третьей Волны".

· Ускорение. "Старая пословица "Время - деньги" изменяется в сторону смысла: "каждый следующий час дороже предыдущего". Обращение всего также ускориться.

 

К концу 20-го века в связи с развитием футурологии и трансгуманизма стало возникать целостное видение будущего простирающееся настолько далеко вперёд, как никогда раньше.

 

 

Русский консерватизм

Зарождение российского консерватизма - несколько точек зрения:

- Б.В. Глинский полагает, что «консервативная партия» в России существовала, по крайней мере с 1730 г.

- По мнению В.Ф. Мамонтова, российский консерватизм возник на рубеже XVIII-XIX вв. Можно согласиться с тем, что в ХVIII веке были представители консервативной мысли — А.И. Сумароков, Г.Р. Державин, М.М. Щербатов, но не оформилось.

 Дореволюционный русский консерватизм в своём генезисе прошел два этапа:

1) период раннего консерватизма первой половины ХIХ в. и второй этап — пореформенный. Консерватизм в России возник как реакция на реформы и в связи с Французской революцией и распространением идей либерализма. – Похож на европейский, но др ценности.

Ранний русский консерватизм имел следующие концептуальные формы: просвещенный консерватизм Н.М. Карамзина, славянофильство и доктрина официальной народности С.С. Уварова, С.П. Шевырева, М.П. Погодина.

Еще сосуществовали идеи крепостничества и Просвещения (Карамзин)

Классическое славянофильство соединяло либеральные идеи свободы личности и консервативные ценности религиозной соборности.

К.Д. Кавелин писал: «консерватизм же как принцип стоит за существующее не во имя какого-нибудь идеала или начала, а потому только, что нет ввиду лучшего, или не выяснилось, как к нему перейти. Не будучи доктриной, консерватизм — великая сила. У нас публика и народ величайшие, неумолимые консерваторы» .

 Б.Н. Чичерин полагал, что носителями «охранительных начал» в России были дворянская знать и крестьянство, и «чем более они отдалены от общих центров и привязаны к своим местным интересам, чем ниже их образование, тем упорнее держатся в них уважение к преданиям, любовь к старине, господство обычая и отвращение от всяких нововведений».

Консерватизм в России был укоренен в традиционных церковно-дворянских кругах, но также мог иметь и верхушечный интеллектуально-интеллигентский или бюрократический характер.

Идейные истоки:

- западноевропейский традиционализма начала XIX столетия в лице Шатобриана, Ж. де Местра, Бональда, Ламенне. Идеи: бессилие чел разума, истина – результат общего согласия, традиции и религия – основы общества.

- идеи философского романтизма. Шеллинг, Баадер. Сравнение общества с организмом. Категория нации (переняли и консерваторы и славянофилы и почвенники).

- ценности православного христианства. Именно они придали самобытный характер рус конс. Основание для последующей идеи соборности Соловьева.

- как следствие – аксеологическое устремление во взглядах

 

Значительное усиление влияния консерватизма в идеологической и общественно-политической жизни страны наблюдается в 1820-1850-е гг. В это время на волне политического консерватизма формируется и вызревает «русское воззрение», или «самобытничество» — идеология «контрпросвещения», представленная любомудрами и славянофилами.

Одновременно С.С. Уваров разрабатывает доктрину «православие, самодержавие, народность». Ее разработка была - изменения после революции 1830 г. условиях.

В пореформенный период консервативный лагерь после недолгого отступления во второй половине 1850-х-первой половине 1860-х гг. вновь заметно укрепляется. Идеи славянофилов, Данилевского. Подхватило «охранительное и зиждительное» направление русского монархизма (К.Н. Леонтьев, М.Н. Катков, Л.А. Тихомиров и др.).

В это время – теоретическое многообразие: неославянофильство (С.Ф. Шарапов, И.С. Аксаков, Д.Н. Шипов), почвенничество (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, А.А. Григорьев), монархизм, или охранительное течение (М.Н. Катков. К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, В.П. Мещерский). Русский национализм - М.О. Меньшиковым, В.М. Пуришкевичем, П.Е. Ковалевским.

Консерватизм развивался вместе с периодикой. «Русский вестник» и газета «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Русский монархизм был представлен газетой «Гражданин». Её издатель князь В.П. Мещерский, наряду с М.Н. Катковым. Газета «Весть» - дворяне, крайне правая позиция.

Неославянофильская периодическая печать была представлена изданиями И.С. Аксакова газет «День» (1861-1865), «Москва» (1863-1868), «Русь» (1880-1886).


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!