Либерализм как традиция общественно-политической мысли и разновидность идеологии.



Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью

Хотя до середины XX в. либералы предпочитали из­бегать употребления термина «демократия» (оберегая таким образом ведущую для них ценность — частную собственность), то впоследствии, отдавая должное соци­альным функциям государства, стали уделять демокра­тическим ценностям значительно большее внимание.

Неолибералы:

консенсуса управляющих и управляемых, не­обходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия политических ре­шений. В отличие от прежних ориентаций на механиче­ские принципы определения демократичности (по боль­шинству) ведущим значением стали обладать плюрали­стические формы организации политической жизни. При­чем Р.Даль, Ч.Линдблюм и др. неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно боль­ше соответствует принципам либерализма.

Принципы либерализма:

-Идеалом - общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством закона, частной собственностью[1] и свободой частного предпринимательства.

- Либерализм божественное право монарха и роль религии как единственного источника знания. 

- Индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти.

- Функция власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. - Современный либ также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и дем управлении гос-м, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан[2].

Современные течения – терпимость к гос регулированию ради равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьш разницы в доходах. Гос всеобщего благоденствия -  пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение

- Власть - для блага людей ей подвластных, и пол рук - на основе согласия большинства руководимых. На сегодняшний день наиболее созвучна - либеральная демократия.

Формы либерализма

- Классич либерализм - все права должны быть в руках у физ и юр лиц, а государство должно существовать исключительно для защиты этих прав.

 «политический либерализм» означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма;

 «экономический либерализм» — за частную собственность и против государственного регулирования;

«культурный либерализм» — за личную свободу и против ограничений на неё из соображений патриотизма или религии;

«социальный либерализм» — за равенство возможностей и против экономической эксплуатации.

 Современный либерализм в большинстве развитых стран представляет собой смесь всех этих форм. В странах третьего мира на первый план часто выходит «братский либерализм» — движение за здоровую среду обитания и против колониализма.

Истоки

Флоренция и Венеция в XV веке, политическая система которых включала многие элементы правового гос-ва и демократии в сочетании со свободой частного предприн.

Гуманизм, который в период Ренессанса бросил вызов власти католической церкви (следствием чего стала, в частности, Нидерландская буржуазная революция), а также в английскую Славную революцию (1688 г.), во время которой Виги утвердили своё право выбирать короля.

Эпоха Просвещения во Франции, Англии и колониальной Америке. Их противниками были абсолютная монархия, меркантилизм, ортодоксальные религии и клерикализм.

Идею, что свободные личности могут стать основой стабильного общества, выдвинул Джон Локк. Его «Два трактата о правлении»[3] (1690 г.) - 2 фундаментальных либ принципа: экономической свободы как права на личное владение и пользование соб-ю и интеллектуальной свободы, включающей свободу совести. Основой его теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность

Шарль Луи Монтескьё. Основными инструментами ограничения государственной власти Монтескьё считал разделение властей и федерализм.

Его последователи, экономисты Жан-Батист Сэй и Дестют де Траси, были страстными популяризаторами «гармонии рынка» и принципа невмешательства государства в экономику.

Вольтер, который выступал за конституционную монархию, и Жан Жак Руссо, который развил учение о естественной свободе. отстаивали идею, что естественную свободу личности можно ограничивать, но нельзя уничтожать её суть. Вольтер подчёркивал важность религ терпимости.

В трактате «Об общественном договоре» (1762 г.) - общественный договор просто закрепляет права собственности за её фактическими обладателями. Чтобы такой договор был легитимным, в обмен на свою независимость человек должен получить блага, которые ему может обеспечить только общество. Необходимо образование. Отождествление с нацией. Общественный договор – самоопределение нацуии.

Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон.

Дэвид Юм, Иммануил Кант и Адам Смит.

 

Либерализм как идеология.

Становится «официальной идеологией» рыночного Запада.

Множественные обоснования плюсов либерализма + СМИ – превосходство.

Либерализм можно определить как экономистскую идеологию – рынок

Под флагом идеологии либерализма была создана так называемая модель «позитивного государства», которое они назвали государством «всеобщего благоденствия». Неолиберализм остается идейно-теоретической основой деятельности Демократической партии США.

Она основана на догме об "автономном индивидууме" (т.е. на последовательном индивидуализме), "прикладной рациональности", вере в технологический прогресс, на концепции "открытого общества", на возведении принципа "рынка" и "свободного обмена" не только в экономический, но в идеологический, социальный и философский абсолют.

Либеральная идеология является "правой" в узко экономическом смысле, и "левой" — в смысле гуманитарной риторики. Причем все иные сочетания правого с левым, или просто правое и левое сами по себе либерализм отвергает, демонтирует, маргинализирует, выносит за кадры официоза. Либерализм тоталитарен по-особому. Вместо прямых физических репрессий против инакомыслящих, он прибегает к тактике мягкого удушения, постепенного сдвига на окраину общества, экономического задавливания диссидентов и оппонентов

 

Либерализм в России

Либерализм – продукт западный. Истоки – Ренессанс, Реформация, Ньютоновская революция, Просвещение, классич либеральная традиция.

Неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу и собственность

В Россию проникли уже в 18 веке: ростки буржуазии, тот же виток истории, что и в Европе.

3 волны русского либерализма:

1) «правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» — охватывал периоды правления Екатерины II и Александра I: по содержанию являлся либерально-просветительским, уповал на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М. М. Сперанского), вызвал противостоящее самодержавию движение декабристов.

2) либерализм постреформенного периода, т. е. «охранительный», или консервативный либерализм, — своими политико- социологическими и философскими теориями (концептуальные основы — К. Д. Кавелин, систематическая разработка — Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве). Он повлиял на мировоззрение С. Л. Франка, С. Н. Булгакова в традиции либерального консерватизма. Он вызвал земское, а с начала 90-х годов — буржуазное либеральное движение.

3) «новый» либерализм начала века (до Октября 1917 г.), т. е. социальный либерализм, провозгласивший необходимость обеспечения каждому гражданину «право на достойное человеческое существование». Он дал толчёк новому осмыслению проблем правового государства и «правового социализма» в обстановке идейной борьбы как с представителями консервативных, так и леворадикальных сил (Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А.
Кистяковскнй, С. И. Гессен, М. М. Ковалевский, П. Н. Милюков, Л. А.
Петражицкий, С. А. Муромцев и др.). Подготовил, наряду со вторым направлением, образование либеральной партии кадетов, а впоследствии — ее раскол

 

Первая волна – официальный либерализм, вторая – правый (конс-зм+либ-зм), третья – левый (либ-зм + соц и соц-дем идеи).

Наивысшее развитие русского либ-зма приходится на период 60—80-х годов 19 в. и нач. 20.

Либеральный консерватизм ориентировался на реформирование незаконченных преобразований Александра II. Либ идеи (свобода, права, реформы) + конс идеи (порядок, власть, сила, почва). Признание одинаковой ценности индивидуальных и общенациональных интересов (порядка и стабильности).

Это была идеология догоняющего развития. Компаративистский подход.

Избегали крайностей либерализма и радикализма.

Искали альтернативу безгосударственному и безрелигиозному «отщепенству» (П. Б. Струве), «нигилистическому морализму» (С. Л. Франк) и «самообожествляющемуся героизму» (С. Н. Булгаков) русской интеллигенции, не способной освободить народ ни до, ни во время первой русской революции.

Константин Дмитриевич Кавелин – наметил подход. Считал:

1. Необходимость плюрализма. Истина могут раскрыться лишь в полемике.

2. Необходимость развития личности. У нас – пассивна, подавление индвидуализма нездоровое. Мы мало думаем. Нет устойчивости. Мы всё перенимаем. Мыслить начали лишь с Петра

3. Необходимо всё подвергать обсуждению, критиковать – будет расти личность.

4. Организующим звеном станет общину. Мы сильны коллективным началом, это наш плюс. Она выгодна – убежище неимущих от монополий и рынка.

5. Государство должно объединять нации и народ на огромной территории, т.к. они постоянно стремятся к выходу. Необходимо сильное государство.

6. Россия – единственная страна, где самодержавие может уживаться с развитой личностью (положила этим мыслям конец бомба, брошенная в императора).

Борис Николаевич Чичерин (1828—1904) – «охранительные начала» России.

1. «Различные виды либерализма»: Виды либерализма:

- уличный либерализм (низшая ступень) – ненависть к авторитетам и закону, агрессия, своеволие одного,

- либерализм оппозиционный – умеренная позиция, разнородная оппозиционная масса. Главное не что, а против чего (главное против власти). Похвала народа, общины, выборного начала, самоуправления, гласности.

- охранительный либерализм – не критика властей, не пустословие, а обсуждение. Свобода не только в правах, но и в обязанностях. Верховенство нравственного начала, уважение власти. Неразделимы власть и свобода, свобода и закон.

2. Сущность охранительного либерализма в примирении свобода, власти и закона. Либеральные меры и сильное государство. Общест интересы против напора анархии.

3. Идеал – Конституционная монархия. Народ привык к царю. Сильная власть: оберегает общество, единящая сила, следит за исполнением законности

4. Нужна охранительная партия. Без прогресса – неподвижность, без охр – хаос.

5. Личность – определяющее начало. Двумя сторонами свободы являются нравственность (внутренняя свобода, т. е. совесть как самое «свободное, что существует в мире») и право (внешняя свобода). Свобода воли не существует без нравственного закона.

П. Б. Струве (1870—1944) – от либ-зма и консерв либ-му.

1. «Основной дуализм» - рац и ирррац основания. В России: «1) проблемы освобождения лица и 2) упорядочения государственного властвования, введения его в рамки правомерности и соответствия с потребностями и желаниями населения», «политического охранения и политической свободы».

2. Ратовал за национальный либерализм. Задачи строительства Великой России.

3. В своем единстве государство и нация образуют «государственность как всенародное единство, или соборную личность народа», и в этом смысле основываются на религиозно-мистическом чувстве патриотизма.

4. Либерализм и русская «почва» - стабильность гос-ва.

С.Л. Франк - Приемлемы только те формы социального бытия, только те формы устроения социума и действующих в нем норм и учреждений, которые предполагают «сущностное нравственное совершенствование в смысле внесения добра в человеческие души, их нравственное воспитание». Для Франка аксиомой прочного бытия является тезис «Уровень общ-го порядка стоит в функциональной зависимости от нравственного уровня людей, его составляющих»

 

Новый либерализм.

Кризис 90-х. Размежевание земского либ движения.

Основные проблемы: правовое гос-во в России, особенности и перспективы развития, реформы. Позитивизм и неопозитивизм Н. И. Кареева, П. Н. Милюкова, М. М. Ковалевского, психологический позитивизм Л. И. Петражицкого, социологический позитивизм С. А. Муромцева, неокантианство Б. А.Кистяковского и др. выясняли соотношение между идеями либерализма и социализма, возможности их сближения.

Попытка вывести Россию из сложного времени, ускользнув от революции.

Новые идеи гос-ва как защитника личных прав человека (в т.ч. эк). Гос-во в роли посредника всех соц групп, для нахождения «равнодействующей» их различных интересов».

Функции же государства состоят в поддержке, в гарантии солидарных интересов людей

Солидарность —общественный идеал

 Сохранив преемственность с идеями классического и русского либерализма, «новый» либерализм дополнил его новой аргументацией в трех направлениях. По обобщению С. И. Гессена, они заключались:

1) в толковании прав человека («права-притязания» по отношению к государству);

2) в понимании принципа равенства («равенство исходного пункта»);

3) в отношении к институту собственности (неприятие монопольной собственности).

Идея права дополнялась идеей блага, гарантом которого выступает государство.

Понимание принципа равенства в «новом» либерализме трактовалось не формально-юридически — как равенство перед законом, которое не гарантирует еще фактическое социальное равенство (но не «уравнение») «исходных шансов», а как социальное равенство, уровень которого определяется проводимой государством социальной политикой.

Собственность - основа хозяйственной предпринимательской деятельности и культурного творчества человека.
Современность. 4й период.

1994 г. коллоквиум «Современная социальная концепция: либеральное видение» был представлен следующий спектр основных мнений о возможностях либерализма в современной России:

1) происходит «реанимация» предреволюционного либерализма эмигрантов, отстаивавших ценности духовных начал нации, государства, права и свободы индивида;

2) осваивается «гуманитарная идеологическая помощь» Запада—«внедрение» либерализма в России сугубо через рынок;

3) проблема либерализма для России — это проблема синтеза либерализма и демократии.

Внедрение идей и ценностей западного либерализма в Россию, очевидно, невозможно.

В условиях кризиса 90х – «дикий рынок», «дикие партии», разрушение культуры, приход западного либерализма. Резкая социальная поляризация.

Перспектива либерализма в его объединение с социал-демократией или с национальными основами консерватизма. Розмозер и Леонтович– России необходим консервативный либерализм. Согласен Шамшурин.

Иная точка зрения – нужен социальный либерализм.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 399; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!