Политическая традиция в Древней Индии



На развитие политико-правовой мысли огромное влияние оказали мифилогические и религиозные представления. Брахманизм.Зачатки Б. в Ведах (2 тыс. до н.э.). Об-во делится на 4 варны, созданные богами из мирового тела и духа: 1) брахманы (уста) – жрецы 2) руки – воины 3) бедра – крестьяне, ремесленники, торговцы 4) ноги – свободные низы. 2 первых варны господствуют над другими. Мировой закон определяет конституцию об-ва, место, роль и положение варн, права и обязанности их членов. Рабы вне варн. Законы Ману (2 в. до н.э.) –сборник предписаний, составленный брахманами в разное время, которые стремились определить поведение древних индийцев, в частности их общественную жизнь. Значение придается обоснованию руководящего положения брахманов: «Само рождение брахмана – вечное воплощение дхармы. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Царь должен чтить брахманов, следовать их советам, учиться у них знанию Вед и изначальному искусству управления». Главное назначение царя – быть охранителем системы Варн и всех, кто следует присущей им дхарме. Неравенство членов различных Варн перед законом в вопросах преступления и наказания - особые привилегии брахманов. Буддизм. Будда (6 в. до н.э.) отвергал мысль Б-ге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человека зависят от его же усилий. Критика системы варн и неравенства. Признание нравственно-духовного равенства людей. Брахман – любой человек, который достиг совершенства путем личных усилий. Дхарма – мировая природная закономерность, естественный закон. Проповедь гуманизма, непротивления злу злом. Ограничение роли и масштабов наказания. Восхваление законности, путь законности – дорога справедливости и мудрости. Путь личного спасения приводит к невниманию к реальным политико-правовым явлениям. Во время Ангоки (2 в. до н.э.) буддизм признан государственной религией. «Артхашастра» (4-3 вв до н.э.) – трактат, автор Чанакья – советник и министр Чандрагупты 1. Закон основан на истине, но предпочтение отдается практической пользе и обусловленность его политич. мероприятиям и административным властным установлениям. Хотя царю рекомендуется отдаться любви не нарушая закона и пользы, но именно эта полезность выступает в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения системы варн. 

 

Религия и политика.

Между тем, если определять политологию как “науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом” (Пугачев, Соловьев., 1998, с. 29), то можно сделать вывод о том, что проблема взаимодействия религии и политики должна занимать весьма заметное место в политологических ис Политика – это “область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно-значимых запросов и потребностей”). Она представляет “многообразный мир отношений деятельности, поведения, ориентаций, взглядов коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают социальные (этнические) группы, выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры” (Ирхин, 1996, с. 11). Структурными элементами политики являются политические отношения, политическое сознание, политическая организация.

Религия – это “мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, “священного”, т.е. такого начала, которое находится за[c.60] чертой “естественного”, недоступно пониманию человека” (Философский Энциклопедический словарь, 1989, с. 552). Религией называется “система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным”. Ее составными элементами являются религиозное сознание (обыденное и концептуальное, идеологическое), религиозная деятельность, (культ), религиозные отношения, религиозные организации. Между составными частями религии и политики можно провести определенную аналогию. В обоих случаях речь идет об отношениях, сознании и организации. Но не только структурные элементы религии и политики схожи. Похожими являются и некоторые функции этих общественных феноменов.

Две важнейшие функции, присущие политике – регулятивная и интегративная – присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия. Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.

Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию (см.: Васильев, 1998, с. 7).

И политика и религия используют как моральные стимулы для реализации этих функций, так и меры наказания. У политики меры социального принуждения более зримы. У религии больше наличествует нравственное осуждение или наказание, которое обещается преимущественно после окончания земного существования.

Религия может быть использована и используется политикой как средство сохранения власти. Из двух типов средств сохранения власти – физическое принуждение, насилие или угроза насилием и манипулирование сознанием людей – все большую роль приобретает второе. И здесь наряду с многочисленными светскими концепциями, призванными ориентировать сознание людей на поддержку того или иного политического режима, важное значение имеет религия, на протяжении веков учившая массы тому, что всякая власть от Бога.

С другой же стороны в канонических религиозных текстах можно найти немало идей, с помощью которых можно оправдать выступления против наличной политической власти.

Наконец, следует подчеркнуть, что религиозные идеи весьма эффективно могут быть использованы и используются для мобилизации на политические выступления той части общества, которая остается обычно вне политики.

Исторический опыт показывает, что религия всегда оказывала сильное влияние на политику и сама испытывала на себе весьма существенное воздействие политики. История и современная эпоха представляют огромный материал, свидетельствующий о наличии разнообразных форм взаимодействия религии и политики. В политический ритуал нередко вводится религиозный элемент, дабы придать политическим событиям и действующим в них лицам привлекательность, возвысить их. Во многих странах вступающий в должность глава государства клянется на Библии или Коране. Учитывая постоянное падение доверия общества к институтам государства, политики все чаще обращаются к религиозным ценностям в надежде получить поддержку религиозных центров, а возможно и обрести симпатии верующих. Наиболее активно это[c.62] делается в периоды избирательных кампаний. Подобный подход нашел отражение в ходе подготовки к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 1999 г. в манифесте Общероссийской политической общественной организации “Отечество” “Мы верим, что есть нечто выше любой власти. Это Господь Бог, – говорится в этом документе. – Пора признать: многие наши беды от того, что Россия забыла Бога. Будучи убежденными сторонниками свободы совести, мы при этом считает, что без религиозного возрождения Россия спасена не будет. Традиционные верования должны получить максимум льгот и благ. Мы надеемся, что институты и служители Веры станут нашими соратникам в деле возрождения страны и объединения здоровых сил”. Вместе с тем, политика и религия могут оказать друг на друга взаимное влияние. Регулируя общественную жизнь, политика влияет и на религию, формируя законные рамки для ее функционирования, регулируя правовое положение религиозных организаций, защищая права граждан на свободу совести, создавая климат взаимной терпимости и уважения между конфессиональными общностями. В свою очередь, развитие политического процесса определяется как соотношением политических сил и характером политической структуры, так и сложившимися в обществе духовными принципами и идеалами. А эти последние во многом обусловлены доминирующими в обществе религиозными учениями.

Но религия оказывает влияние не только на политическую культуру, а следовательно политическое поведение конкретного религиозного индивида. Являясь частью национальной и исторической традиций того или иного народа, играя важную роль в становлении и развитии его духовности и культуры, она оставляет глубокий след в его ментальности и в силу этого отражается на особенностях его политической культуры.

Политический процесс, изобилующий конфликтами, может приводить к переменам в религиозной сфере. С другой стороны, внутрирелигиозные изменения и конфликты могут приводить к серьезным политическим последствиям. Примером первого порядка может служить история возникновения двух течений в исламе: шиизма и суннизма. Политика может воздействовать на религию разнообразными видами государственного поощрения, командования (распоряжениями, декретами и т.п.) и принуждения (включая применение насилия). В арсенале религии есть также различные средства воздействия на политику и политиков, по преимуществу это – увещевания, моральная оценка политики, проводимой властью и оппозицией, но могут быть и призывы к непосредственному участию в политических событиях

 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 250; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!