Политические традиции в Древнем Китае.



Китайская идеология основана на том, что их место – лучшее. Культ предков. Соблюдение человеком ритуала. 4-3 вв до н.э. – легизм (Шан Ян), вторая половина 3 в. до н.э. – полное господство легизма. Легизм – официальная идеология первой китайской империи Цинь. Победа конфуцианства в 2-1 вв до н.э.

Основные политические идеи ранних легистов. 7 в до н.э. – век экономического подъема. В ситуации разброда надо усилить власть государя за счет единого закона и кары за его несоблюдение. Сословно-территориальное деление было заменено административно-территориальным (Цынь-Чань). «Книга правителя области Шан» - 4 в. до н.э.: управление должно опираться на законы и суровые наказания. Посредством насилия людей можно подчинить желаемому порядку. Порядок – полное безволие подданных, у которых нет прав по закону. Закон выступает как голая приказная форма. Принцип коллективной ответственности (несколько общин) укрепляет централизованную власть.

Мо-Цзы (5 в до н.э.) –договорная концепция возникновения гос-ва, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Признание равенства людей. Все люди – слуги неба. Почитание мудрости как основы управления. Использование и наказаний и нравственных форм воздействия на людей. Договорное происхождение государства и управления: раньше беспорядок в поднебесной был такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие управления и старшинства, люди выбрали самого мудрого и добродетельного и сделали его сыном неба. Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.

Конфуций («Беседы и высказывания») –Не беспокойся о том, что ты не занимаешь высокий пост, заботься о том, чтобы хорошо служить на своем посту. Социально-политическая иерархия – принцип неравенства: простолюдины, темные люди должны подчиняться старшим. Это аристократическая концепция правления. Конфуций выступал за аристократов добродетели и знания, а не за родовую знать. Требовал соблюдения принципа добродетели в управлении. Ненасильственные методы управления. «если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Добродетель подданных – преданность и послушание правителю и старшим. К.за стабилизацию правления и за равномерное распределение богатства. «Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя». Отрицательное отношение к завоевательным походам. Людей, живущих далеко и не подчиняющихся надо завоевать с помощью образованности и морали. Добродетель: правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданность правителю, долг и др. Второстепенная роль законодательства. Золотое правило К. – не пренебрегай повседневными делами. Идеал гражданина – он живет в согласии со всеми, беспристрастен и не терпит групповщины, стойко переносит беды, с достоинством ожидает веление небес, помогает людям увидеть доброе в себе и не учит видеть дурное, в душе безмятежен. Золотое правило этики – не делайте другим того, чего себе не желаете. Ритуал сливает воедино человеческое естество и книжную мудрость. При управлении государством необходимо заслужить доверие, почтительно выполняя свои обязанности, проявить заботу о людях строго наблюдая за гос. расходами и сделать так, чтобы народ занимался надлежащим делом в надлежащее время. Добродетели правителя – достоинство, великодушие, доверие, умение и доброта. 

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!