Задание 17. Соционика и ее возможности в конфликтологическом дискурсе.



Ознакомление с соционическими методами изучения индивидуальных особенностей человека. Определение с помощью тестов своего соционического типа, дуальной композиции, соответствующей «конфликтным отношениям», а также наиболее благоприятных видов деятельности, соответствующих вашему типу.

     При изучении данного вопроса можете использовать следующую литературу :

- Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты. М.,ООО «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.; Terra Fantastica, 1998. 

- Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды.-Новосибирск:Изд-во РИПЭЛ.1995.

- Гуленко В.В.,Молодцов А.В. Соционика для руководителя. -Киев, Издательство Всесоюзного заочного университета управления персоналом,1991.

- Слинько О.Б. Люди в вашем деле.Энциклопедия соционического менеджмента.Киев,Трамвай,1996.

- Филатова Е.С. Соционика в портретах. Новосибирск: «Сибирский хронограф»,1996.

-  Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих. СПб.,Дельта,1999.

- Филатова Е.С. Соционика для всех. Наука общения, понимания и согласия. СПб,Б&К,1999.

-

Задание 18.Проанализируйте с использованием технологии «ДРАМАТЕК» любой конкретный конфликт. При подготовке данного вида задания используйте следующие источники:

- Семенов В.А. Феномен конфликта. СПб., 2005.

- Семенов В.А. Концепция «последовательных конфронтаций» Найджела 

Ховарда//Герценовские чтения - 2004. Современное общество. Социологическое

измерение повседневности. СПб., 2004.   

 - Семенов В.А., В.А. Светлов. Принятие решений в условиях конфликта (введение в

конфликтологический менеджмент) // http://www.aconflict.ru

- Светлов В. А. Конфликт: модели, решение, менеджмент. СПб., 2004.

 

Задание 18. В 1925 г. Питирим Сорокин в работе “Социология революции”, анализируя причины социальных революций, писал:

Непосредственной пред началом всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения.

Таково в общих чертах суммарное утверждение о причинности революций, которая конечно же проявляется во множестве конкретных реалий разных времен и мест действия. Если пищеварительный рефлекс доброй части населения “подавляется” голодом, то налицо одна из причин восстаний и революции: если “подавляется” инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций. Если “подавляется” рефлекс коллективною самосохранения (к примеру, семьи, религиозной секты, партии), оскверняются их святыни, совершаются измывательства над их членами в виде арестов и т.п.. то мы имеем уже третью причину революций. Если потребность в одежде, жилище и т.п. не удовлетворяется но крайней мере в минимальном объеме, то налицо дополнительная причина революций. Если у большинства населения “подавляется” половой рефлекс во всех его проявлениях (и пиле ревности или желания обладать предметом любим) и отсутствуют условия его удовлетворения, распространены похищения, насилие жен и дочерей, принудительное замужество и разводы и т.п. — налицо пятая причина революций. Если “подавляется” собственнический инстинкт масс, господствует бедность и лишения, и в особенности, если JTO происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем уже шестую причину революции. Если “подавляется” инстинкт самовыражения (по Э. Россу) или индивидуальности (но Н. Михайловскому), а люди сталкиваются, с одной стороны, с оскорблениями, пренебрежением, перманентным и несправедливым игнорированием их достоинств и достижений, а с другой — с преувеличением достоинств людей, не заслуживающих того, то мы имеем еще одну причину революций.1

Выделенные П. Сорокиным причины социальных революций вряд ли кто будет оспаривать. Однако используемая им “социально – физиологическая” терминология (“инстинкт”, “рефлекс”) сегодня уже не применяется.

Какие категории использует современная конфликтология для описания причин социально-групповых конфликтов?

Охарактеризуйте источники социальных революции “на языке" современных конфликтологических теорий.

 

Задание 19.

Современная напряженность с ее угрозой национальной аннигиляции сохраняется из-за двух величайших иллюзий. Первая -полная убежденность со стороны советского лагеря, что капиталистические страны готовятся напасть на них; что рано или поздно мы собираемся нанести удар. А вторая — полная убежденность со стороны капиталистических стран, что Советы готовятся напасть на нас; что рано или поздно они собираются нанести удар. (Генерал Дуглас Мак-Артур, 1966)

Являются ли такие “иллюзии” межгруппового восприятия неизбежными? Почему? Каковы механизмы их возникновения?

Приведите примеры таких иллюзий из современной практики. Какие средства можно предложить для их устранения?

 

Задание 20. Одним из проблемных факторов и потенциальных источников политических конфликтов в Российской Федерации является смешанный принцип ее построения: одна часть субъектов Федерации образуемся по административно – территориальному принципу (области, края, два города федерального значения), другая — по национально-территориальному (национальные республики, автономные округа). В предлагаемых проектах реформирования устройства РФ доминируют две полярные концепции:

а) построение федерации национальных государств с преимущественными правами титульных наций;

б) “губернизация России”, то есть выделение субъектов Федерации (губерний) исключительно по административно – территориальному принципу с минимально возможным учетом этнической специфики регионов.

Оцените “плюсы” и “минусы” указанных концепций, возможные последствия их реализации. Составьте свой проект реформировании федеративного устройства Российского государства.

 

Задание 21. В современной этнополитической теории и практике наблюдается ожесточенное столкновение двух принципов: принципа территориальной целостности государств (в том числе и многонациональных) и принципа права наций на самоопределение. Чеченские сепаратисты, например, настаивали на том, что республика реализует свое право па национальное самоопределение, желая создать независимое государство. Федеральные власти России утверждали, что принцип сохранения территориальной целостности государства не должен нарушаться реализацией права нации на самоопределение.

Объясните, какой из этих принципов “выше”, то есть должен иметь приоритет перед другим? Почему?

При составлении ответа полезно иметь в виду, что практически ни одна из существующих ныне федераций (США, ФРГ, Мексика и пр.) не дает своим субъектам (штагам, землям) права добровольного выхода из нее. Подумайте, на чем основано такое положение вещей?

Задание 22. В книге “Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка” (1996) американский политолог С. Хантингтон пишет:

Основными действующими лицами в мировой политике по-прежнему остаются национальные государства. Как и в прошлом, их действия определяются погоней за властью и богатством, но также и культурными предпочтениями, всем тем. что сближает или, напротив, разобщает их. Основные группировки государств больше не сводятся к трем блокам эпохи “холодной войны”; теперь речь идет о семи-восьми основных цивилизациях мира. <...> В этом новом мире региональная политика осуществляется на уровне этнических отношений, а глобальная — па уровне отношений между цивилизациями. Соперничество супердержав уступает место столкновению цивилизаций.

В этом новом мире самые обширные, серьезные и опасные конфликты будут вспыхивать не между социальными классами, не между богатыми и бедными, не между какими-то иными экономически конкретными группами, а между народами, принадлежащими к разным культурам. Межплеменные войны и этнические конфликты произойдут к рамках цивилизаций, однако насилие, осуществляемое в отношении друг друга государствами и группами, принадлежащими к разным цивилизациям, чревато своей эскалацией, по мере того как эти государства и группы станут находить поддержку родственных стран”. <...> В ходе конфликта в Югославии Россия оказала дипломатическую поддержку сербам, а Саудовская Аравия, Турция, Иран и Ливия предоставили средства и оружие боснийцам. и в основе подобных действий лежала не идеология, не политика силы, не экономические интересы, а факторы культурного родства.

<…> Люди с разной идеологией, но одной культурой, объединяются, как это произошло с двумя Германиями и начинает происходить с двумя Кореями и несколькими Китаями. Общества, объединенные идеологией или историческими обстоятельствами, но разделенные цивилизациями, либо распадаются, как в Советском Союзе, Югославии и Боснии, либо живут в условиях все большего и большего напряжения, как на Украине, в Нигерии, Судане, Индии, Шри-Ланке и многих других государствах. Страны, имеющие общие культурные корни, сотрудничают друг с другом в экономической и политической областях. Международные организации, состоящие из государств, имеющих много общего в сфере культуры, такие, как Европейский Союз, развиваются гораздо более успешно, чем те, что пытаются игнорировать культурные факторы. На протяжении 45 лет главной демаркационной линией в Европе служил железный занавес. Эта линия сдвинулась на несколько тысяч километров к востоку. Сейчас главная граница проходит по линии, отделяющей народы, которые представляют западно-христианскую традицию, от мусульман и православных.

Прокомментируйте рассуждения С. Хантингтона. Согласны ли вы с ними? Какие исторические факты их подтверждают, а какие — им противоречат? Насколько оправдан прогноз американского политолога?

Задание 23. Знаменитый арабский философ XIV в. Ибн-Халъдун остроумно определял государство как институт, пресекающий любую несправедливость, кроме той, которую творит оно само.

Сохраняет ли это определение свою актуальность и сегодня? Как проявляются в современном мире конфликты государства и общества? Какие существуют способы их предотвращения?

Задание 24.Авторы монографии “Конфликты в современной России” видят разницу характеристик конфликтов в сферах государства и гражданского общества следующим образом:

 

Конфликт

Сферы актуализации конфликта

Государство   Гражданское общество (негосударственная сфера)
Главная область развертки   Вертикальная Горизонтальная
Структурные характеристики Одномерность, унифицированность ролей и решений Многомерность, поливариантность ролей и решений
Базисный тип отношений участия и кооперации Господство — подчинение (управляющий — управляемый)   Сотрудничество (партнер — партнер)
Основа актуализации и последующего разрешения Неравенство Равенство
Приоритетным режим развертки Монологовый Диалоговый
Генеральные технологии разрешения   Жесткие, репрессивные Мягкие, компенсационные

 

Проиллюстрируйте данную таблицу конкретными примерами.

 

 

Задание25. Немецкий социолог Р. Дарендорф считает, что во многих странах этнические различия стали использоваться как оружие, направленное против прав человека. Это оружие часто подкрепляется так называемым фундаментализмом, который подразумевает, что принадлежность к группе создает ауру исключительного, часто псевдорелигиозного значения. Принадлежность к обществу понимается не как вопрос гражданских прав, которые можно расширить, а как совокупность прежде иных или наследуемых привилегий, требующих зашиты от посягательств со стороны посторонних.

Согласны ли вы с этим суждением? Подкрепите свой ответ конкретными примерами из современной этнополитической практики. Чему следует отдать предпочтение: гражданским правам индивидов или правам общности (этноса, нации)?


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!