Аристотель о «первой философии». Аристотель о материи и форме, о видах причин. Этическое учение Аристотеля. Представления о государстве.



АРИСТОТЕЛЬ(384 - 322 гг. до н. э) энциклопедически разносторонний систематизатор знаний. Занимается метафизикой (сверхчувственное и вечное сущее, начала и причины), физика (чувственное, изменчивое сущее), психология, логика.
Кроме того, так называемыми практическими науками – этика («Никомахова этика», «Эвдемова этика», "«Большая этика»), эстетика («Поэтика», «Риторика»), история («Афинская полития»), политика («Политика»), биология («О частях животных», «История животных», «О происхождении животных»).
Пpоводит классификацию теоpии знания - науки. I.Теоpетические науки: философия, физика, математика {Эпистемэ). II. Твоpческие науки: поэзия, pитоpика, исскуство. {Техне).III. Пpактические науки: экономика, политика, этика. {Пpактис).
Центральную часть его наследия образует философия объективного идеализма. В так называемой «Метафизике», излагается учение о сущем, которое Аристотель называл «Первой философией». Она предшествует всякому другому знанию и образует его основу.
Нет мира идей (эйдосов) – идея вещи находится в самой вещи. Т.е., нет вещи без материи, как нет вещи без формы. Четыре причины, структурные части, принципы всякой вещи:
1) Форма (идея, эйдос). Суть бытия всякой вещи. Когда она не облачена в материальную оболочку, то это «первая сущность», идея, форма, как таковая. Это общее, что находится в единичном, но не зависит от него.
2) Материя. Первый ее уровень – это не конкретный физический материал, а потенциальная предпосылка, возможность осуществления вещи. Т.е., само существование той или иной вещественности является материальной предпосылкой, возможностью осуществления вещи. Второй уровень – это реальное вещество, из которого и изготовлена данная вещь.
Овеществленная форма – это «вторая сущность» вещи, которая включает в себя: форму – как суть бытия, материю – как возможность, саму вещь – как результат единения тела и материи.
3) Движущая причина (движение) – процесс осуществления возможного в действительности, процесс овеществления формы.
4) Целесообразность, цель – то, для чего, ради чего движение соединяет форму и материю. Целью возникновения всякой вещи, по Аристотелю, является сама реальная вещь. Каждая единичная вещь будучи формой для низшей вещи, является материей для высшей.
Ум – это вечная причина и сущность всех вещей. Это чистая нематериальность, разум (Нус). Являя собой нечто сверхчувственное, Ум выступает истиной причиной для чувственного мира.
Это «эйдосэйдосов», «высшая сущность».
Включает в себя собственную чисто умственную материю, как возможность осуществ-
ления своей сущности.
Является перводвигателем всех вещей, оставаясь неподвижным.
Имеет целевую причину – движет всем «как предмет любви», а приведенное им движе-
ние «движет все остальное».
«Ум мыслит сам себя… и мышление его есть мышление о мышлении». Эти свойства заложены в Уме изначально, а затем, на этой основе он создает мир. Ум - это философский Бог Аристотеля.
Физика, или учение о природе. Для Аристотеля, это прежде всего познание сущности природы, познание осуществления «мысли» и желаний» УМА-Бога в созданной им физической природе. Проблема движения, решается через объяснение проблемы места и пространства. Вещи занимают различные места, но каждая вещь имеет собственные границы. Пространственное движение вещей есть способ воздействия вещей друг на друга.
Космология. Космос возник из смешения пяти стихий – воды, огня, земли, воздуха и эфира. Геоцентрическое строение Вселенной. Центр – Земля. Космос вне Земли делится на подлунный мир и надлунный. Источник движения - бог (перводвигатель).
«О душе». Рассматривает виды и свойства души, проблему человека. Душей обладает любое естественное тело. Любое реальное тело – это результат единства формы (сущности) и материи. Выделял три вида души – растительная, животная, разумная. В разумной душе существуют и два более низких вида – растительная (питание и размножение) и животная (ощущения и желания). Разумная душа имеет рассудочную часть (ее добродетель –практичность) и собственно разумную (добродетель – мудрость). Цель человека, обладающего разумной душой – всестороннее познание мира и самого себя, т.е., реализация всех возможностей заложенных в душу Умом-Богом.
Социальная философия. Наилучший из всех классов - земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны занимсреднезажиточн. классы общества. Различает 3 хор.и 3 плохих формы управления гос-вом. Хорошими он считает формы, при кот.исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.
Аналитика (разложение на части), переведена на латынь как логика. Сочинения по логике известны под общим названием «Органон». Познание – это истинное мысленное представление о том, что есть в действительности.на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на индукцию обращ. мало внимания. Для правильного познания необходимы понятия, которые позволяют выражать мысли точно. Разработал основные понятия логики – категории, которые необходимы для составления более частных высказываний.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 663; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!