Патристика. Схоластическая философия. Дискуссия об универсалиях: номинализм, концептуализм, реализм.



Патристика

- это совокупность учения отцов христианской церкви, которая представляла собой синтез христианства с неоплатонизмом.

Основная задача этого периода – разработка и обоснование основных христианских догматов, которые сложны для понимания в силу своей нелогичности.

Основные источники христианского богословия - труды Платона (патристика) и Аристотеля (схоластика).

Основные проблемы патристики:

· отношения мира и Бога,

· истины и знания,

· добра и зла,

· времени и вечности,

· смысла истории

Всю патристику делят на три периода:

· Деятельность апостолов (последователи и ученики Христа:Петр, Павел);

· Период апологетики. Апологеты – первые раннехристианские писатели, в задачу которых входила защита христианства от язычников. Основные представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. Основная задача апологета: доказать что христианство это единственно верное знание, которое дает людям единую истину.

· Период зрелой патристики (4-6 вв. н.э.) – время когда патристика достигает своего рассвета. Принято делить на два географических:

ü Запад (Аврелий Августин, Иероним, Амвросий)

ü Восток (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов)

Самое влиятельное учение – Аврелия Августина. До 12 века считалось единственно

верным учением.

· Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся стремлением к рациональному обоснованию христианского вероучения с использованием идей античности, а также формальной логики. Основная задача этого периода: поиск рационального доказательства всего того, что провозглашает вера. Основные проблемы схоластики: рациональное обоснование бытия Бога, соотношение веры и разума, свободы воли и теодицеи, происхождение мира, природа общих понятий. Решение проблемы веры и разума привело к появлению концепции двойственной истины. Фома Аквинский, Ансельм Кинтельберийский, Альберт Великий – основные представители. Дискуссия об универсалиях – спор о том в чем же состоит природа бога. Выделялось три позиции: реализм, номенализм, концептуализм. Существовало два разных понимания общности: подлинным бытием обладают только идеи, а весь реальный мир – всего лишь копии, Аристотель утверждал что реально существуют лишь материальные вещи, а все идеи – лишь абстракции, которые образуются нашим разумом для более упрощенного понимания действительности.

Реализм – это учение, согласно которому подлинной реальностью обладают общие понятия, поскольку эти общие понятия (Августин, Ансельм).

Номенализм – позиция, согласно которой существуют лишь реальные вещи, а общее абстрактное не существует

Концептуализм – промежуточная позиция между вышеперечисленным (Пьер Абеляр).

Дискуссия об универсалиях длилась практически в течение всего Средневековья, а по значимости являлась если не самой главной, то одной из важнейших философских проблем этой эпохи (основные философские идеи Средних веков см. схему 22). «В начале было слово», — провозглашает Библия. Неудивительно, что философы обратились к выяснению того, что есть «слово» (т.е. понятие) и как оно соотносится с конкретными вещами. По- этому суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей или, иными словами, в соотношении общего и единичного, мышления и действительности.
Вопросы об универсалиях были поставлены Порфирием в конце III в. В схоластический период сформировались три подхода к решению этих вопросов, которые кульминировали в трех основных (были и другие) направлениях схоластической философии — реализме, номинализме и концептуализме.
Реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) считали, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, чтоуниверсалии существуют независимо от вещей и до них. Умеренные думали, что они реальны, по пребывают в единичных вещах.

Наиболее жизнеспособным и удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. По-следний утверждал, что универсалии существуют: 1) до единичных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах — как их сущности; 3) после вещей — как понятия о них в челове-ческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, т.е. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У но-миналистов наоборот.
Крайний реализм в своей сути восходит к учению Платона о независимом существовании идей в идеальном мире. Умеренные реалисты близки к точке зрения Аристотеля, у которого общее (т.е. форма) тесно связано с единичным — отдельными вещами.
Номиналисты (от лат.потеп — «имя», «название») предполагали, что универсалии существуют только в сознании человека как понятия о вещах или их наименования. По мнению Оккама, даже Бог сначала творит вещи актом своей воли, а уже потом в его разуме возникают идеи как представления или понятия об этих вещах. В реальности кроме единичных вещей ничего не существует. В чистом виде эта точка зрения восходит к кипику Ап-тисфепу и стоикам, которые, споря с Платоном, утверждали, что идеи пребывают только в человеческом разуме. Номиналистами были: Пьер Абеляр, Росцелин, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

Концептуализм занимал промежуточное положение между крайним реализмом и крайним номинализмом. Его можно счи-тать умеренной формой номинализма. Концептуалисты (Пьер Абеляр, Дуне Скот) думали, что универсалии объективно в онтологическом смысле не существуют, они пребывают в человеческом разуме, по вместе с тем им соответствует нечто общее, существующее в самих вещах.

 


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 1862; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!