Учение Платона: проблема «эйдосов-идей», познание как припоминание, учение о душе и о государстве.



ПЛАТОН (427 - 347 до н. э.) первый из греческих философов, от которого в целостном виде до нас дошли подлинные тексты. Творения, несомненно, были отредактированы, возможно, даже не один раз, и определить, что именно в них восходит к самому Платону, а что является итогом позднейшей обработки, едва ли когда-нибудь удастся. Философия Платона облечена в художественную форму.
Платон безусловно был идеалистом, ибо самой важной проблемой для него был вопрос о соотношении идеала и действительности. Платону было очевидно, что мир, в котором возможны осуждение и казнь Сократа, не знает справедливости и не живет в согласии с ней. Идеи блага, прекрасного, справедливости не могут быть его порождениями. Но если они присутствуют в сознании людей, значит, этот мир не может быть настоящим, поистине реальным миром. Следовательно, кроме него должен существовать какой-то иной мир, мир подлинных ценностей и незыблемого порядка, не нарушаемого никаким человеческим произволом.
Его учение характеризуется как объективный идеализм, Платон признает существование идеального независимо от сознания человека. Человеческое сознание – продукт некого всеобщего, всемирного сознания. В качестве введения в него можно рассматривать диалог “Гиппий Больший”.
Главная часть его философии – учение об идеях (эйдосах означает “образ”). Мир идей находится вне физического пространства. Идея невещественна и обладает собственным существованием. В ней проявляется смысл вещи. Идея вещи – это причина появления вещи, материал – средство, а сама вещь – следствие взаимодействия идеи и материала. Идея воплощается через материю в вещи, но вещей, полностью соответствующих своей идеи не существует.
Латинскому слову “материя” в его сочинениях соответствует термин “хора” - вещество, материал. Не только в языковом, но и в концептуальном отношении материя Платона радикально отличается от материи в понимании позднейшей европейской философии. Если в Новое время под материей подразумевалось то, что человек видит, слышит, осязает, то материя Платона недоступна чувственному восприятию. Она вообще не имеет никаких свойств, и ее существование необходимо лишь потому, что из соприкосновения идеи с материей возникают вещи.
Истинное бытие – это мир идей, реальный мир – кажущиеся бытие. Идеями-эталонами являются важнейшие этические принципы - благо, добро, справедливость. В окружающем нас мире могут попираться их конкретные и несовершенные воплощения, но не они сами. Идеи неподвластны никакому человеческому произволу.
Свою концепцию Платон иллюстрирует с помощью замечательного образа, который мы обнаруживаем в его позднем произведении “Государство”. Это знаменитая картина пещеры. Такой темницей, Платон считал и обычное повседневное существование людей вообще, и существование человеческой души, заключенной в теле.
Бог-демиург объединяет мир идей и материю в мироздание. Человек – это соединение бессмертной души и бренного тела /Диалог «Тимей»/. Благо мира – реализация идей. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине кот идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущ предметов, от нее они получ свою сущность. Идея блага явл не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности). Цель человека – максимальная реализация способностей своей души.
Познание – это припоминание душей идей Мировой Души /Диалоги «Федр», «Федон»/. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математзнания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеями.
Душа человека состоит из трех начал: чувство, воля, разум. Строение государства: низшее сословие, стражи, архонты. Учение о добродетелях: добродетель – победа над чувствами, неуклонное следование поставленной цели – добродетель мужества, постижение идеи Добра – добродетель мудрости. Типы государства: аристократия – господство идеи блага, тимархия – господство военного сословия, олигархия – господство немногих, демократия – господство своекорыстных масс, тирания – власть диктатора.
Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому Платон разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной собственности, а также учение о гос воспитании детей.


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 2110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!