Сформулированы в трактате «Законы Ману».



Брахман (объективный мир) – духовное творческое начало.

Атман – индивидуальная душа человека. Задача человека достичь брахмана.

Ахимса(санскр. «не убиение») – представление о единстве всех форм жизни на земле; не причинение зла всему окружающему.

Человек – это часть живой природы. Тело – смертно, душа – бессмертна. С гибелью тела душа поселяется в другое тело, не обязательно человека. Странствие души по различным телам – страдания.

Сансара (санскр. «переход, череда перерождений, жизнь»). В учении о сансаре центральное место занимает такое понятие, как карма (закон морального воздаяния).

Дхарма («закон» или «правило») – неисполнение влекло к понижению касты.

Мокша – освобождение от цепи перерождений, полное единение с богом.

Цель упанишад: уход от мира. Задача человека познание не законов природы, а самого себя.

Идея реинкарнации, идея кармы и варновый строй составляют основу Древнеиндийской цивилизации, а также ее философии.

Неортодоксальные и ортодоксальные учения Древней Индии (Настика и астика). Основные особенности древнеиндийской философии

Основные ортодоксальные учения

v Веданта. В свою очередь она образует два направления:

Ø Адвайта, не признающая никакой реальности в мире, кроме Брахмана – единой духовной высшей сущности;

Ø Вишишта-адвайта,поклоняющаяся трем реальностям: материи, душе и Богу.

v Миманса. Учением признается существование духовного и материального начал во вселенной.

v Санкхья. В основе – признание во вселенной двух первоначал: духовного – пуруши (сознание) и материального – пракрити (природа, материя).

v Ньяя. Учение говорит о существовании вселенной, состоящей из атомов.

v Вайшешика. Обосновано на убеждении, что мир состоит из субстанций, обладающих действием и качеством. Все существующее подразделяется на семь категорий, а именно: субстанция, общность, действие, качество, присущность, особенность, небытие.

v Йога. Согласно ему – основная цель человека и всех его поступков должна заключаться в полном освобождении от материального существования. Добиться этого можно, следуя йоге (созерцание) и войрагье (отрешенность и бесстрастие). Основные неортодоксальные школы: Джайнизм. Буддизм. Локаята.

Настика (от санскр. На Асти - он не существует, его нет) - обозначение древнеиндийских религиозно-философских систем и отдельных людей, отрицающих существование трансцендентного мира, не верящих в жизнь после смерти и не признающих авторитет Вед.

Астика – общее название религиозно-философских систем и отдельных людей, верящих в существование жизни после смерти и, следовательно, признающих авторитетВед. Из всех школ индийской философии, признающих авторитет священных ведийских текстов (астика), именно санкхья считается самой древней.

 

Условия возникновение философии в Древней Греции. Периодизация. Натурфилософия: милетская школа, Гераклит, Пифагор, элейская школа, Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп и Демокрит.

Условия возникновения философии в Древней Греции. Периодизация:

Кризис мифологического сознания.

Философия в Др. Греции 7-6 вв. до н.э. формируется в момент кризиса мифологического сознания, а именно тогда, когда традиционный склад жизни перестают удовлетворять новым мировоззренческим запросам.

ГП Греции.

Экономический подъем Греции (9-7 вв. до н.э.).

Расширение контактов с другими народами.

Развитие первичного научного знания.

Полисная система организации общества.

Все перечисленные факторы способствовали соц. расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада жизни. Эти соц.-экономические изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование и была философия, поскольку с одной стороны она углубляла сомнение традиционных представлениях, а с другой пыталась найти фундамент для построения нового мировоззрения.

Периодизация античной философии.

Хронологическая:

1. Натурфиолософский период (6-5 вв. до н.э.)

2. Классическая античная философия (5-4 вв. до н.э.)

3. Философия эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.)

По смене рассматриваемых проблем:

1. Натурфилософский. Проблема: возникновение мира.

2. Гуманистический. Все внимание теперь акцентируется не на природе, а на обществе и человеке. Основные представители: софисты, Сократ, Платон и Аристотель.

3. Классический (период великого синтеза). Платон и Аристотель.

4. Эллинистический (время завоеваний Александра Македонского). Главная проблема: проблема счастья. Школы: философия Эпикура, философия скептиков и стоиков.

5. Религиозный. В это время развиваются неопифагориизм, неоплатонизм, иудейская религия.

6. Зарождение христианской мысли.

Натурфилософский период делится на три школы:

Ионийская. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Италийская философия (Пифагор). Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс). Эмпедокл

Афинская философия (Анаксагор). Атомисты (Левкипп, Демокрит).

 

Натурфилософский период.

Натурфилософия – философское течение, которое ищет первоначало в природе.

Самая первая философская школа Милетская (6 в. до н.э. в Милете). Все первые философы не занимались вопросами этики, они пытались найти первоначала, источник всего бытия.

Субстанция – это вещественная первооснова мира, которая для своего существования ни в чем не нуждается. Ее пытались в природе найти все философы. Милеты пытались объяснить мироздание в его эволюционной динамике. Рождение космоса мыслилось происходящим спонтанно из единого правещества.

Представители: Фалес (считал, что все произошло из воды и Земля, подобно доске, покоится на воде); Анаксимандр (считал, что все произошло из анаперона – абстракции), Анаксимен.

Милетская школа еще не была философской, потому что присутствуют морфологические образы, нет собственной терминологии. Уходит от мифологии и религии и пытается рационально объяснить мир. Благодаря этой школе начинает развиваться математика, а именно геометрия, астрономия, физика, биология и география.

Гераклит (огонь, как символ вечного движения и изменения). Является родоначальником диалектики – учение о развитии и изменчивости мира. «Все течет, все изменяется». «На входящих в одну и ту же реку набегают все новые и новые воды». «Многознание не научает уму».


Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!