Гносеология как сфера философского знания.
Гносеология — учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества.
В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания:
— чувственный;
— рациональный;
— мистический.
Два первых метода — чувственный и рациональный — предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто». В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию.
Мистический(сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто».
Глобальные проблемы как предмет философского рассмотрения. Основные проблемы, направления.
К глобальным проблемам в первую очередь относятся следующие:
· угроза возможной глобальной термоядерной войны, усиление международноготерраризма и угрозы внутренней реакции;
· экологическая проблема, являющаяся следствием глобального вторжения человека в биосферу, атмосферу, гидросферу;
· демографическая проблема, угражающая “демографическим взрывом” и грозящая неисчислимыми бедствиями для всего человечества;
· углубление разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми и отсталыми странами.
Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка глобальных проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное - поиска научно обоснованных и реалистических в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд методологических вопросов в их изучении, которые к настоящему времени сложились в последовательную философскую концепцию глобальных проблем современности, опирающихся на теоретическое наследие мыслителей прошлого и настоящего, на достижение современной науки и философии, творчески разрабатываемой применительно к современным условиям.
|
|
Ри́мский клуб — международная общественная организация, созданная итальянским промышленником АурелиоПеччеи(который стал его первым президентом). Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека иприроды.
Одной из главных своих задач Римский клуб изначально считал привлечение внимания мировой общественности к глобальным проблемам посредством своих докладов.
Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.
Философия Востока и Запада имеет общие закономерности:
· философия возникает в рамках мифологии;
|
|
· философия везде возникает в лоне мифологии, как первоначальной форме общественного сознания. Впервые в истории человечества именно в философии были поставлены первые коренные мифологические вопросы: что такое жизнь и смерть? в чем смысл жизни?
· Философия везде возникает как форма общественного сознания, как мировоззрение. Это везде происходило в период классового расслоения общества.
· Философия везде обращена к общечеловеческим ценностям.
· Философия везде обращена как на изучение космологических проблем, так и на изучение личностного бытия человека.
Различия проблематики философии Востока и Запада.
Философия запада индивидуалистична | Философия Востока коллективна |
Многопроблемна | Однопроблемна |
Привержена научной методологии | Развивается и формируется в тесной связи с религией |
Формирует свой терминологический аппарат: бытие, субстанция, мода и т.д. | Восприятие мифологических категорий как терминов |
Изучает законы государства, человека, общества (многопроблемна) | Социальная философия занимается проблемами закона и человека |
Решение проблем познания: активно развивает логику | Решение проблем познания: логика практически не развивается |
Генезис религиозно-философской традиции Древней Индии. Основные понятия древнеиндийской философии.
|
|
Генезис религиозно-философской мысли Древней Индии
1. Эволюция культуры Древней Индии.
2. Протофилософские учения Древней Индии.
3. Основные особенности древнеиндийской философии.
В 14-12 веках в Индию приходят арийцы и как более развитая культура они приносят новинки (огонь, письменность, земледелие, варновый (кастовый) строй – деление общества на жесткие касты).
Варна (от санскр. «покров», «оболочка», «цвет») – замкнутая социальная группа, в которой прижизненный переход из одной в другую невозможен.
· брахманы (священники);
· кшатрии (воины);
· вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы);
· шудры.
Веды (санскр. «знание», «учение») – первая священная книга Древней Индии, содержала представления о мире богов и людей, на основе представлений местных народов.
Как и в других мифологиях, боги здесь ассоциировались с природными силами. Рассказывалось об извечной борьбе космоса и хаоса, но в отличие от других мифологий боги Древней Индии не могли одержать окончательной победы без помощи человека. Помощь заключалась в жертвоприношениях и выполнении ритуалов.
|
|
Условно существует 4 типа:
ü Риг-веда (гимны, восхваления богам);
ü Яджур-веда (веда жертвенных формул, алгоритм выполнения ритуалов);
ü Сама-веда (веда песнопения);
ü Атхарва-веда (веда магических заклинаний).
Собственно философия в Древней Индии связана с появлением «упанишад» (заключительная часть каждой из вед, представляет собой философские размышления). Содержание: вместе с религиозными идеями содержатся представления о возникновении мира, человека, идея реинкарнации (перерождения) и бессмертия души.
Основные идеи в культуре Древней Индии:
Дата добавления: 2018-05-13; просмотров: 885; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!