Давайте вспомним, знакомые с детства сказки и попробуем разобрать ситуации с точки зрения соблюдения прав главных героев.



(задания по группам):

1 группа:

Предлагаю разобрать сказку «Колобок» и ответить на вопросы:

1.Главный герой-пострадавший от нарушения прав или правонарушитель?

2.Какие права были нарушены?

(дети забывают, что бабка и дед сами покушались на жизнь колобка)

2 группа Сказка «Емеля»

Здесь дети забывают, что Емеля сам подавил много народа и является как пострадавшим, так и правонарушителем.

3 группа: Сказка «О царе Салтане»

Надо подсказать детям, что вначале сказки царь подслушивал, что является вмешательством в личную жизнь и т.д.

4 группа: Одноклассник ежедневно посылает тебя в буфет купить ему пирожок. Нарушаются ли при этом чьи – либо права? Разбери ситуацию.

5 группа: Письмо, адресованное тебе, было прочитано твоим другом (мамой, папой, учителем) без твоего разрешения. Является ли это нарушением права на тайну личной жизни?

С рождением нового государства, суверенного Казахстана, наш народ обрёл новые праздники. Давайте, перечислим их. Правильно, День Конституции, День Независимости, День языков, День Республики.

День Республики – это своеобразный день рождения нашего государства. В такое время принято вспоминать события, связанные с виновником торжества, с его рождением, ростом, возмужанием. Предлагаю вспомнить сегодня основные вехи на славном пути нашей родины.

Учащиеся рассказывают о борьбе казахского народа за независимость с джунгарами, о присоединении Казахстана к России, о развитии промышленности и сельского хозяйства в республике, строительстве космодрома Байконур и т.д.

В грядущее мы отправляемся смело.

И пусть нас уносит мечта в высоту.

Мечта в наше время становится делом,

Дело рождает мечту.

Сегодня Казахстан современное государство со всеми современными атрибутами Национальным Банком. Валютным и Алмазным Фондом, Золотым запасом, независимой налоговой кредитной валютной системой.

Ведущий: Наверное, прав тот мыслитель, кто сказал однажды: “Жизнь, не те дни, что прошли, а что запомнились и нам есть, что вспомнить. Нужно только на мгновенье остановиться и оглянуться назад, какое огромное множество событий радостных и печальных, тревожных и вселяющих надежду остались позади, вместившись в крохотный промежуток времени длиною 20 лет. Именно столько и исполняется независимому Казахстану 16 декабря этого года”.

Народная мудрость гласит: Все земли хороши, а своя земля лучше всех.

Викторина: Знаете ли вы свой край, культуру, язык, традиции и обычаи.

С какими странами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан,

Туркменистан).

• Какие горы на территории Казахстана самые высокие? (Тянь – шань).

• В каком озере вода наполовину солёная, наполовину пресная? (озеро Балхаш).

• Сколько раз можно встретить Новый год на территории Казахстана? (1 января, 22 марта,

а ещё 14 января – по старому стилю и 12 февраля – по восточному календарю).

• Назовите все известные столицы Казахстана. (Верный, Кызыл – Орда, Алма-Ата, Астана) (муз сопровождение, песня об Астане).

• Когда Казахстан приобрёл независимость? (16 декабря 1991 года).

• Какой объект в 1961 году прославил Казахстан на весь мир? (Байконур).

• Кому из поэтов принадлежат эти строки?

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой рождаю стих

Кто сердцем прозорлив и чуток,

Тот поймет, что в каждом я влагаю стих.

Абай

Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальности. Говорят: гость в двери счастье – в доме. Откуда идут истоки знаменитого казахского гостеприимства?

Рассказывают, что давным – давно, когда было еще совсем мало людей на свете – жил старец, который приручил диких лошадей, коров, овец и стал первым скотоводом в казахских степях. Было у него 3 сына. Когда пришло время умирать, призвал он к себе сыновей и сказал:

Оставляю вам все, что нажил своим трудом и умом. Разделите мой скот на четыре равные части, возьмите себе каждый по стаду и продолжайте дело отца. Живите дружно и учите добру свое потомство. Удивившись, сыновья, не ослышались ли мы, родитель наш, а верно ли мы поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на 4 части. Кому ты оставляешь четвертую часть? Отец ответил: Четвертую часть скота я оставляю гостю. Пусть каждый, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в наше жилище, найдут у вас приют, ласку и обильное угощение. Миновали века, и многое изменилось с тех пор. Но во все времена, годы и дни крепок степной обычай гостеприимства. Кто бы ни зашел среди дня и ночи в жилище казаха, каждого ждет привет и почет, мирный отдых и щедрое хлебосольство.

Игра «Составь пословицу»

Одна у человека мать —…(одна и Родина)

Тот герой…(кто за Родину горой)

Для Родины своей…(сил не жалей)

Не будь сыном отца…(а будь сыном народа).

А теперь помечтаем...

Вернемся мысленно 135 лет назад в наш город. Я буду рассказывать, а вы закрывайте глаза и мысленно представляйте себе все, что я расскажу.

Итак, мы попали в 90 года 19 века. Грязно, пыльно, неуютно. На плоской как стол пыльной степи, на берегу полупересыхающего Тобола, без единого кустика и деревца стоит Кустанай. Название улицам первоначально давали по названию губерний, из которых приехали переселенцы: Оренбургская, Самарская ... Самыми большими были центральные улицы: Соборная, Большая, Пушкина. В центре большая площадь. И улицы, и площадь обстроены землянками, домишками, домами в четыре, в пять окон. В землянках и мазанках живут мужики. В сколоченных на живую нитку домишках разместились кабаки, постоялые дворы. В центре города два-три каменных дома, подобных крепости. «И страшный же этот город Кустанай. Целые недели по степи носятся бураны и затемняют солнце пылью».

Наш родной город (Костанай) давным - давно…

Начало 20 века - это уже бойкий торговый поселок. В центре каменные одно и двухэтажные здания. Никольский собор (1898) самая крупная постройка. К собору примыкает торговая площадь. Одна из главных проблем - обеспечение города качественной водой: анализы показали непригодность для потребления речной воды. Не имеет город и канализации, медленно развивалось уличное освещение.

1914 год осенью - устанавливается дизельный двигатель для освещения

1915 год весна - столбы для освещения.

Общественного транспорта нет, жителей обслуживают извозчики до 1959 года.

1895 год открыто телеграфное сообщение между Троицком и Кустанаем.

1895 год - построен первый каменный колодец с резервуаром - накопителем на

случай пожара, а также для полива общественного сада.

1914 год - закончена железная дорога и проложен водопровод. Им многочисленные

мельницы: ветряные, водяные, конные, паровые. Писатель Дедлов писал: «Выйдешь

к Тоболу - там голая степь... и несметное полчище ветряных мельниц»

Пожелания детей Казахстану

- Много хороших слов было сказано о нашей Родине. А что бы вы хотели пожелать нашему Казахстану?

Школьники высказывают свои пожелания.

О, Казахстан, моя родная мать!

Желаю я тебе во всех делах сильнее процветать!

Пусть небо будет вечно чистым над тобой!

Цвети, мой Казахстан, моя земля,

О, Родина моя, будь счастлива всегда!

На этом заканчивается наш классный час, посвящённый Дню Независимости Казахстана. Невозможно в пределах одного академического часа охватить панораму прошлого, настоящего и будущего Казахстана. У нас ещё будет возможность неоднократно прикоснуться к живым истокам родной земли.

Тебя не обойду, мой Казахстан!

И воспою тебя достойной песней,

И никакой на свете ураган

Не разлучит нас – вечно будем вместе.

Scenario class hours on the topic:

"Spiritual and moral education."

Goal:

• find out the differences between the concepts of "spiritual" and "moral" upbringing?

• Analyze various actions of characters, draw up a comparative table.

Form of holding: round table

Сценарий классного часа на тему:

 «Духовное и нравственное воспитание».

Цель:

· выяснить в чём различия между понятиями «духовное» и «нравственное» воспитание?

· проанализировать различные поступки персонажей, составить сравнительную таблицу.

Форма проведения: круглый стол

Ход мероприятия

Классный руководитель.

Предлагает обучающимся прочитать эпиграф занятия.

Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек.(В.Г.Белинский)

Послушайте притчу «На площади судили...» (притча) Валерия Алалыкина

На площади судили
Двух мужчин порочных.
Один оклеветал жену.
Другой украл из церкви крест.
Но не было решений правомочных –
Никто не признавал свой грех.

 

Тут странник подошёл с пустой сумою
И вымолвил, узрев заблудший след:
«Я не могу играть ничьей судьбою.
Я самому Всевышнему священный дал обет.

 

Но если кто-то лжец,
Пусть у того язык отсохнет!
У вора пусть отсохнут руки!»
Сказал и скрылся, как от муки…
А на утро…
Один немым вдруг стал!
Другой – безруким!

 

Понятно, что в понятиях «нравственный» и «нравственность» речь идет о внешних проявлениях человека, то есть о его поведении, то с понятием «духовность» дело обстоит сложнее.

Для наглядности и удобства рассуждений введём несколько типичных персонажей.

Представьте себе двух людей, схожих по внешним проявлениям поведения. Оба имеют хорошую репутацию, оба не замечены в дурном поведении, оба слывут как положительные люди. Мало того, оба не только не замечены (и не замешаны) в дурном, что известны своими добродетелями (благотворительностью, заботой, включённостью в других).

Вопрос: Можно ли обоих персонажей характеризовать как людей моральных, нравственных?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Классный руководитель.

Однако между ними имеются принципиальные различия. И различия эти касаются, в первую очередь, помыслов этих людей.

Персонаж 1.

Он не поступает дурно и занимается благотворительность только потому, что по-другому не умеет. Для него быть нравственным - естественное, каждодневное, привычное состояние. Ему и в голову не приходит, что можно вести себя иначе. У него в мыслях не возникает иной модели поведения. Его помыслы чисты, а поведение нравственно.

Персонаж 2.

При всей его внешней положительности он совершает добрые дела из корыстных побуждений – чтобы его, к примеру, избрали депутатом. Его помыслы корыстны и расчётливы, хотя поведение нравственно.

Внешне оба персонажа схожи, так как их поступки нравственны. А вот что происходит у них в головах? Кто же туда «заглянет»? А сами они уже точно не признаются: первый – по своей скромности, второй – по расчётливости. Кто же вам признается в собственной корысти!

Обучающиеся обмениваются мнениями.

Классный руководитель.

Подведём итог. Нравственность человека определяется внешними проявлениями его поведения, а не чистотой его помыслов. А внешними признаками наши герои-то и практически не отличаются. Различия будут сводиться лишь к тому, что второй будет всё время доволен своей положительностью, а первый – недоволен своим несовершенством. А самодовольство, как известно, всегда снаружи и его трудно скрыть. И это, пожалуй, единственное внешнее различие при внутренней противоположности.

Классный руководитель.

Рассмотрим ещё трёх персонажей.

На этот раз речь пойдет о людях безнравственных, аморальных. Допустим, что герои 3, 4, 5 совершили одинаково безнравственные поступки, а может, даже и преступления. С позиции права одинаковые проступки требуют одинакового наказания, но … вся трудность в том, что у одинаковых преступлений бывают разные мотивы. А вот мотивы как раз и «руководят» поведением. Помыслы-то первичны по отношению к поступкам.

Итак, наши персонажи совершили проступки. Например, украли.

Сравним помыслы (с позиции юриста) одинаково безнравственных людей.

Персонаж 3

украл потому, что не удержался от соблазна или по причине жизненной нужды. При этом он всячески страдает и мучается содеянным. Его гложет совесть, и покаянные мысли одолевают всё его естество. Он честно ищет пути исправления своей глупости, не уклоняясь от ответственности за содеянное. Его помыслы устремлены к покаянию за безнравственное поведение.

Персонаж 4

Мог удержаться от воровства, но … не захотел. Он осознаёт всю мерзость своего поведения, но начало «новой» жизни откладывает на завтра, а ещё лучше до понедельника. И откладывает-то он, по собственной воле, а не по причине безволия. Может быть, он не успел за один раз унести то, что «плохо» лежало. Одним словом, он мог удержаться от безнравственного поступка, но не захотел. В помыслах он осознаёт безнравственность своего поведения ( и это плюс), но не спешит его изменить (и это минус). Опять-таки, помыслы его нам «не видны», поэтому его поведение мало отличается от поведения третьего персонажа.

Персонаж 5

«Воровал! Ворую! И буду воровать!» - твердит тот. Ему доставляет удовольствие доставлять другим неприятности. Он совершает грех намеренно, а не по недомыслию, безволию или глупости. Его поступки безнравственны, а помыслы грязны.

Вот такие крайности мы предложили вам для анализа.

Обучающиеся обсуждают персонажей и дают им характеристику.

Классный руководитель.

Предлагаю сравнить составленные вами таблицы с авторской

 

 

Расположим характеристики всех персонажей в единой сводной таблице и сравним.

    Персонаж 1 Персонаж 2 Персонаж 3 Персонаж 4 Персонаж 5
Поведение +нравствен- Ное +нравствен- ное   – безнрав- ственное – безнрав- ственное – безнрав- ственное
Помыслы + чисты – корыстны + покаян- ные +осознёт – безнрав- ственность, но не спешит измениться – грязные

 

Задание.

Соотнесите характеристики с персонажами.

 

I «Случайно сорвавшийся, но кающийся» Персонаж 1
II «Ещё чуток погрешим» (Александр Галич) Персонаж 2
III «Хулитель Святаго Духа» (в православной традиции так называют тех, кто намеренно совершает грех, не помышляя о покаянии) Персонаж 3
IV «Тихий праведник» Персонаж 4
V «Правильный и самодовольный гордец» Персонаж 5

 

Вопросы:

1. Какие два персонажа наиболее интересно сравнить?

2. Какой из них вам симпатичнее? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Классный руководитель.

На мой взгляд, наиболее интересно сравнить нравственный персонаж 2 и безнравственный 3.

Мне симпатичнее третий. Он – кающийся и духовно возрастающий человек, хотя и сорвавшийся. А вот второй – духовный «тормоз» и гордец, пребывающий в прелести и самообмане. Помыслы третьего чище и достойнее, чем второго. Он совестливее и чище.

Вывод.

Нравственность определяется качеством поведения человека,

Духовность – качеством помыслов. При этом существует иерархическая зависимость нравственной сферы от духовной. Духовное воспитание – это воспитание помыслов, а нравственное – поступков. Надо, чтобы добро становилось естественным проявлением человеческой природы, а не средством выгоды. Именно этим и отличается воспитание духовное от воспитания нравственного. Они связаны между собой. И связаны иерархически – духовное определяет нравственное.

Заключение.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!