Электронные информационные системы



В Швеции активно развиваются электронные информационные системы. Широко используются электронные библиотеки на компакт-дисках, компьютерные базы и банки данных, возможности Глобальной информационной инфраструктуры. Именно благодаря им и, в частности, компьютерным сетям идет перераспределение информационных потоков.

Конституционный принцип гласности в ряде случаев приводит к недоразумениям на межгосударственном уровне. Компьютерные сети все чаще используются для оперативной передачи новостей, особенно деловых.

Швеция включилась в «мировую паутину», что позволяет эффективно использовать преимущества международного разделения труда, особенно в сфере массовой информации и международного обмена информацией.

 

Вопрос 6. Теофраст Ренодо и его «La Gazette». Развитие памфлетной литературы во Франции XVII-XVIII вв.

 

Во Франции первым издателем периодической газеты был Теофраст Ренодо 1586-1653. До него в стране существовали торговцы новостями, которые встречались в определенном месте и обменивались сведениями, а затем продавали их заинтересованным лицам. Предприимчивый Ренодо решил выпускать еженедельную газету, Она называлась Газетт де Франс. Ренодо издавал и приложения к газете. Это были родоначальникибудущих журналов.

 Издание газет было делом рискованным. Газеты и газетчики во всех странах подвергались преследованиям со стороны властей. В 1653 г. Карл IX, король Франции, отдал приказ ничего не печатать без его разрешения. А Людовик XIIдополнил этот приказ: наказанию подвергались типограф, издатель, сотрудники и те купцы, в чьих окнах выставляли газеты. При Людовике XIV было запрещено печатать что бы то ни было, касающееся государственных дел, и критиковать деятельность отдельных лиц.

 С таким трудом пробивали себе дорогу печатные газеты, которые стали впоследствии самым распространенным в мире видом печати.

 Первый номер официальной французской газеты увидел свет 30 мая 1631 года. Ее название — La Gazette — возводится исследователями к названию мелкой серебряной монеты gazetta, которой платили венецианцы в XVI веке за рукописные avvisi. С легкой руки Теофраста Ренодо слово газета вошло во многие европейские языки. Тематика — торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия.

Сам Ренодо вряд ли смог организовать свое издание без поддержки всемогущего кардинала.

 

Первоначально официальная пресса Франции была представлена «Mercure français» («Французский Меркурий», 1611–1644), политическим и литературным периодическим изданием, основанным Жаном Ришаром. Став первым министром Франции в 1624 г., кардинал Ришелье прибрал к рукам «Mercure français», поставив во главе этого издания человека, которого современники называли «серым преосвященством». Падре Жозеф (в миру – Франсуа Леклерк дю Трамбле), оставивший баронский титул ради монашеского ордена капуцинов, был самым доверенным лицом кардинала Ришелье, его подлинным alter ego. Однако малотиражный «Mercure français», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа.

В начале 1631 г. Мария Медичи, мать Людовика XIII, развернула широкую кампанию по дискредитации политики кардинала в виде ругательных писем, направленных лично против Ришелье. В составлении многих из них принял участие опытный памфлетист Матье де Морг, который одно время входил в окружение Ришелье, а затем перешел на сторону его врагов.

Анонимные памфлеты заставили Ришелье искать выход, и он обратил внимание на Теофраста Ренодо, хорошо зарекомендовавшего себя удачной журналистской работой в «Mercure français». Именно Теофрасту Ренодо было суждено создать первую национальную французскую газету. По профессии Теофраст Ренодо был королевским медиком, получив эту должность в 1612 г. благодаря протекции все того же падре Жозефа, который привлек своего протеже и к работе в «Mercure français» в 1624 г.

Медику Ренодо было сложно войти в замкнутый мир парижских типографов. Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование — знать латынь, уметь читать по гречески — и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку в Париже, необходимо было прожить в Париже от 4 до 6 лет.

В 1630 году при поддержке Ришелье Теофраст Ренодо получил официальное разрешение на владение Адресным бюро и смог действовать и собирать информацию на всей территории Франции. Имея в руках монополию на сбор информации, Ренодо уже мог сделать шаг к изданию собственной газеты. Следует обратить особое внимание на личность кардинала Ришелье.

 La Gazette выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости в основном двухнедельной давности из Рима, Праги, Константинополя. Тематика — торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж La Gazette первых лет издания не превышал 1200 экземпляров, сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался Recueil des Gazettes Годовой сборник La Gazette.

Публикации Ренодо отличались почти литературным стилем, сам король читал La Gazette и даже назначил редактору денежное вознаграждение за его журналистский труд. La Gazette воспринималась как печатный орган правительства, и с 1762 года стала выходить в качестве официального издания под названием La Gazette de France, просуществовав в общей сложности до 1944 года.

При помощи La Gazette кардинал Ришелье постарался установить государственную монополию на информацию. Он был убежден, что стране нужна только та информация и только в том освещении, которые выгодны правительству и отвечают интересам его политики. Каквнутренняя хроника, так и сообщения из других стран подвергались самой тщательной обработке. Кардинал не только сам писал в газете анонимно, но и приобщил к журналистике самого короля Людовика XIII. Любопытен и такой факт — кардинал Ришелье обожал кошек, и одну из своих любимиц он назвал La Gazette.

Хотя время независимой газетной периодики во Франции еще не наступило, газета вошла в повседневную жизнь французов.

 

Поначалу в «Газетт» печатались главным образом новости из-за границы, при этом большая часть их бралась из немецких, итальянских и голландских газет, что давало основание для конкурентов и противников Ренодо обвинить его в плагиате. Но постепенно с развитием газеты в ней все больше внимания уделяется внутренней информации, а новости из-за границы уже получаются «из первых рук». Определенная часть информации поступала в газету «сверху» – от кардинала Ришелье и даже от самого короля (существует версия, Людовик – 8 написал несколько статей для «Газетт», опубликованных в ней под псевдонимом). Ренодо открыто заявлял о том, что его газету редактирует и дает ей направление «по своему усмотрению Его Преосвященство». Заниматься изданием газеты, делая это не из коммерческих интересов, а в целях просвещения, было нелегко. От Ренодо требовалась известная гибкость и одновременно мужество. Враги часто обвиняли его в самых разных грехах, называя шпионом кардинала, шарлатаном. Это были конкуренты на поприще печати, противники Ришелье, а затем Мазарини, а также представители медицинского факультета Сорбоны. Один из них писал: «Я признаюсь Вам, что Ваши газеты заставляют меня считать Вас газетчиком, т.е. писателем ложных сочинений». (Там же). Доходов издательская деятельность Ренодо не приносила. Более того, он расходовал на издание «Газетт» свою пенсию в 800 ливров, которой его могли лишить в любой момент, как только заподозрят в нелояльности. Особенно тяжело пришлось издателю «Газетт» после смерти его покровителей Ришелье и Людовика – 8. Отношения с кардиналом Мазарини были весьма сложными. По распоряжению последнего, типография «Газетт» была перенесена в Сен-Жермен, куда пришлось перебраться и Ренодо. Сыновья его издавали уже в Париже, оппозиционную газету «Курьер Франсе».

В 1653 году, измученный постоянными материальными трудностями, связанными с изданием газеты, но не оставивший любимого дела до последних дней, Ренодо умер. Умер нищим, но не сломленным. В некрологе, помещенном в «Газетт», отмечались большие заслуги Ренодо. «Его бескорыстие, - писала «Газетт», - позволяло ему довольствоваться своею славою». Дело Ренодо продолжили его сыновья. «Газетт» оставалась одним из ведущих французских периодических изданий вплоть до Великой Французской революции. С 1мая 1792 года она прекратила свое существование.

«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».

 

Памфлеты:

Памфле́т (от англ. pamphlet) — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо.

18 в. Памфлеты Вольтера, Дидро, Гольбаха и др. франц. просветителей сыграли заметную роль в подготовке Великой франц. Революции. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии. во франц. лит-ре «Философские письма» (1733), «Русский в Париже» (1760) Вольтера, «Жак-фаталист» (1773) Д. Дидро, позднее «Памфлет о памфлетах» (1824) П. Л. Курье.

"Философские мысли " Дени Дидро были осуждены на сожжение.

В период, предшествовавший буржуазной революции 1789 года, во Франции, где с таким блеском и так плодотворно работала политическая мысль, существовали лишь 2 газеты и 3-4 журнала, в которых читатель к тому же не находил анализа и оценки фактов политической жизни страны, никакого отклика на злобу дня.

 Политическую газету заменяла Переписка Вольтера. Когда Вольтер начал свою блестящую кампанию в защиту памяти Каласа и де ля Барра, двух жертв религиозного фанатизма, он прибегнул не к газете, а к письмам и памфлету.

В начале 1760-х годов в Тулузе по инициативе церковных властей было возбуждено судебное дело против протестанта Жана Каласа, обвиненного в убийстве сына,якобы;за то, что тот собирался перейти в католичество. Процесс велся с нарушением всех юридических норм, привлекались лжесвидетели, обвиняемый был подвергнут жестоким пыткам, но так и не признал себя виновным. Тем не менее по приговору суда он был четвертован, а тело его было сожжено. Вольтер длительное время занимался собиранием материалов для пересмотра дела, привлек к нему авторитетных юристов, а главное — мировое общественное мнение. Пересмотр дела Каласа, закончившийся посмертной реабилитацией и возвращением прав его семье, превратился в обличение религиозного фанатизма и судебного произвола. Почти одновременно в той же Тулузе было возбуждено аналогичное дело против другого протестанта — Сирвена, которому вовремя удалось бежать из города и спастись от расправы. Вольтер добился оправдания и в этом случае. Третий процесс обрушился на молодого человека — кавалера де Ла Барра, обвиненного в осквернении святынь и в атеизме. В качестве одной из улик фигурировал найденный у него «Философский словарь» Вольтера. Ла Барра казнили, предварительно вырвав ему язык. В эти годы лозунгом Вольтера, которым он начинал все свои письма, был: «Раздавите гадину!» (т. е. католическую церковь). Известны его выступления против судебного произвола и беззаконий в ряде других процессов.

 Эти письма перечитывались и обсуждались за приятельскими обедами философов и в литературных салонах; они не доходили до широких масс.

 

Памфлет получил богатое развитие ещё в дореволюционную эпоху (напр. П., направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали этой лит-ры. Она стала острым оружием «просветителей» XVIII в. Вольтер и Дидро писали под разными именами П. против церкви, дворянства и монархии.

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 534; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!