Вопрос 12. Возникновение и развитие журналистики Испании, Италии, Австро-Венгерской Империи.



 

Италия. Особенностью итальянской прессы являются ее древние традиции, восходящие еще ко временам античности. "Acta senatus", "Acta publica" - своеобразные газеты римского Сената представляли собой прототип газеты парламентских дебатов. "Acta diura populi romani" выходили ежедневно и содержали информацию о жизни государства и его граждан. Созданный по приказу Цезаря еженедельник "Комментариус рерум новарум" ("Записки о новых событиях") имел тираж около 10,5 тыс. экз. - его переписывали 300 рабов. Колыбелью журналистики обычно считают Венецию 15-16 вв., когда появились первые "Листки новостей" - политические рукописные газеты. В 1468 г. в Италии было выпущено типографским способом послание Цицерона. К началу 16 в. все самые маленькие городки Италии имели свои типографии. Важнейшей особенностью первых средств массовой информации было почти полное молчание о внутренних проблемах тогдашней Италии. Наиболее значимыми изданиями 18 - начала 19 вв. были энциклопедический журнал "Каффе" ("Кофейня") литературный ежемесячник "Оссерваторе" ("Наблюдатель"), который издавал Гоцци. В эпоху Возрождения, в период освободительных войн против австрийского и испанского господства Италия была раздробленной и отсталой страной - 9 отдельных государств. Наполеоновское владычество (1796-1815) был отмечен рядом прогрессивных преобразований и относительным объединением страны. В это время были созданы две ежедневные газеты республиканской направленности "Оссерваторе делла репубблика итальяно" ("Обозрение итальянской республики") и "Коррьера милано" ("Миланский вестник"). Была достигнута определенная свобода слова и печати, которая оказалась утраченной в период Реставрации. Снова политика стала запретным плодом, усилилась цензура. Научные и литературные журналы вновь усилили на своих страницах тематику борьбы за объединение Италии, за политическую свободу, но осторожно, чтобы избежать преследований цензуры. В то время было немало бесплатных ежедневных и еженедельных периодических изданий, которые издавались властями, восхваляли существующие порядки, обсуждали далекие от политики вопросы, в частности, моды. Широкое распространение получила нелегальная печать патриотического характера: "Деи э пополо" ("Бог и народ"), "Джустиция э либерта" ("Справедливость и свобода"). Как единое государство Италия сформировалась в 1870 г. и до 1946 г. оставалось монархией.

Современные итальянские газеты формировались под влиянием французских и английских СМИ, но тираж их был невелик. Рекорд тиражности принадлежал миланской газете "Секоло" ("Век") - 100-120 тыс.экз. (в Англии и Франции максимум тиражей приближался к 1 млн. экз.). Второй была миланская "Коррьере делля сера" ("Вечерняя почта") - 90 тыс.экз., следующая за нею туринская "Стампа" ("Печать") - 60 тыс.экз. Даже ведущие итальянские газеты имели куда меньшие тиражи - 20-30 тыс. - римская "Миссаджеро" ("Вестник"), неаполитанская "Маттино" ("Утро"). Тиражи большинства итальянских газет не превышал 5 тыс.экз., однако даже маленькие города имели свои издания, например, в Бергамо издавали три ежедневные газеты.

 

Распространение революционных и освободительных идей в 30-е – 40-е годы 19 века в Европе и развитие журналистики в Италии тесно связано с деятельностью группы «Молодая Италия». Это были газеты, издававшиеся за границей и распространявшиеся нелегально: «Da giovana Italia» (Марсель), «Tribuno» (Лугано), «Italieno» (Париж), «Apostolato popofer» (Лондон). Но реакция уничтожала эти газеты. Настоящее активное развитие журналистика получила только с завоеванием Италией независимости и созданием единой республики со столицей в Риме. До 1870 года в этом городе издавалась только одна газета, орган Ватикана «Osservatore Romano». После 1871 года число газет в Риме и по всей Италии резко возрасло.

 

Испания. История страны отражается и в истории становления и развития прессы. Испания - яркий тому пример. У нее богатая и древняя история. Это величайшая колониальная держава, "владычица" морей, первооткрывательница новых земель. Жесткий контроль инквизиции над духовной жизнью страны замедлили развитие журналистики и становление периодической печати. Особая страница - гражданская война (1936-1939), коммунистические СМИ этих времен. А затем - более 40 лет фашисткой диктатуры, наложившей след и на журналистику Испании. Современные СМИ страны - это демократические СМИ.

Первая типография появилась в Испании в 15 в. Основание первой газеты связано с именем Хуана Австрийского. Это "Гасета нуэва де Мадрид", которая вышла в 1661 г. и повествовала о политических и военных событиях 1660 г. "в большей части света". За 2 года вышло 20 номеров, каждый - на 8 полосах.

Во второй половине 18 в. резко выросло количество периодических изданий. С 1758 г. начала выходить ежедневная газета "Диарио де Мадрид" ("Мадридская газета"). В ней печатали, в частности, стихи читателей, объявления о приглашении на работу, продаже вещей и животных. В 90-е гг. появляются ежедневные газеты в Барселоне - "Диарио де Барселона" ("Барселонская газета", 1792), Валенсии - "Диарио де Валенсия" (1790), Севильи - "Диарио историка э политико де Севилья" (1792), Сарагосе - "Диарио де Сарагоса" (1794), Мурсии - "Диарио де Мурсия" (1792). Газеты подвергались предварительной цензуре. В 1837 г. был принят новый закон о печати, была отменена предварительная цензура, но издатель обязан был перед реализацией тиража доставлять два экземпляра издания местным властям, которые могли запретить его распространение, если оно представляло угрозу общественному спокойствию.

Уже в начале 19 в. в испанской журналистике появляется тенденция критического реализма, революционного демократизма. Постепенно формируется как буржуазная, так и рабочая печать. В 1920 г. начинает выходит газета компартии Испании "Эль коммуниста" - на 4 полосах один раз в две недели, потом еженедельно. Она неоднократно подвергалась гонениям. С 1921 г. выходит социалистическая газета "Ла анторча" ("Факел"), на страницах которой пропагандировался опыт Советской России. В 1931 г. появилась еженедельная воскресная газета "Мундо обреро" ("Рабочий мир"), которая и сегодня является основным издание компартии. Наибольшее количество коммунистической периодики издавалось в 1936-1939 гг., которые как по содержанию, так и по форме не уступали крупнейшим испанским изданиям.

После поражения республики была установлена фашистская диктатура, которая подавляла всякое инакомыслие, создала свою - фашистскую систему прессы, ликвидировала прежнюю свободу печати, слова, высказываний. Помимо официальной прессы, в эти годы издавались и нелегальные издания, в частности воскресная газета коммунистов.

Особенностью испанской печати можно считать низкую популярность печати, причина отчасти в том, что газета как средство информации была дискредитирована в годы диктатуры. В Испании, где живет 40 млн. чел. издается всего 120 еженедельных газет ( в том числе 12 общенациональных), 72 провинциальные газеты выходят нерегулярно и ограниченными тиражами. 30 газет издаются административными центрами провинций только по понедельникам. Тиражи их невелики - 50-100 тыс. экз. Но главная причина финансовая - основная часть денег, выделяемых правительством прессе идет информационному агентству ЭФЭ. Реклама же в основном идет на радио и ТВ

Кроме того, в Испании по закону, установленному еще во времена фашистского режима, профессиональным журналистом считается лишь тот, кто имеет соответствующий диплом.

Испанские газеты можно разделить на три группы: "независимые" (частные), партийные и государственные. Ежедневных газет немого. Две наиболее влиятельных и популярных - "Паис" ("Страна", 1976, тираж 300 тыс. экз.) и "Вангуардиа" ("Авангард", основана в 1881 г., тираж 300 тыс.экз.). Большинство политических партий имеют свои газеты и журналы. Еженедельный журнал правящей социалистической рабочей партии "Сосиалиста" (1886 г.). Но не все издания афишируют свою связь с партиями. Испанцы в последнее предпочитают радио и телевидение, отдают этому по 3 часа в сутки, а на чтение газет тратят ежедневно всего 12 минут. ТВ появилось в Испании в 1956 г. Сейчас испанцы могут принимать две государственные и три частные телепрограммы.

Испания. Пресса отстает. Газеты имели местное значение и за границей не пользовались популярностью, т.к. в стране тяжелые политические условия. Неграмотность в 18-19 веках составляла 70%. Церковь завязла в Средневековье, постоянные неурядицы, неумелое правление, отсутствие предприимчивости. Зато церковная цензура преследовала неугодные газеты в форме интердикта — отлучения от церкви и государства. Начало 19 века — 310 ежедневных газет, всего 1400. Первая газета: 1661 г. — Мадрид — правительственная. С 1808-1814 — подъем: период национально-освободительной борьбы за независимость от французского господства Наполеона. Происходит национальный подъем, всплеск искусства, печати. Появляется большое количество патриотических газет, но они скоро исчезли. 1868 год — подъем, революция привела к улучшению в политической жизни, но до начала 20 века состояние остается плачевно.

 

 

Австро-Венгерская Империя.

Австро-Венгрия, Австро-венгерская монархия, дуалистическое (двуединое) гос-во, созданное в 1867 году в результате преобразования Австрийской империи (монархии Габсбургов) на основе соглашения между господствующими классами Австрии и Венгрии. В 1918 г. официально прекратила существовать Австро-Венгрия.

 

Положение журналистики в Венгрии, являвшейся, как и Италия, частью Австро-Венгерской империи, было не лучшим. Первые газеты на территории Венгрии выходили на латинском и немецком языках в начале 18 века. Это, в частности, «Mercurius Hungarius». Первая газета на венгерском языке появилась в 1780 году, она называлась «Magiar Hirmondo». В 1788 году в Будапеште стал выходить «Magiar Mercurius». Печать в этой стране развивалась очень медленно и так же, как итальянская, испытала на себе влияние революционных идей 30 – 40 годов 19 века. Основателем национальной журналистики считается известный венгерский поэт и революционер Лайош Кошут, начавший заниматься журналистикой с 1832 года.

 

Австро-Венгрия. Хотя Вена и была местом появления одной из первых Газета (см. выше), однако в Австрии развитие Газета шло гораздо медленнее, чем во многих других государствах. Главною причиною этого было суровое законодательство о печати. В течение XVII века появилось всего шесть газет, из которых три в 1621—1622 г. и три в 1671 г. В 1703 г. основаны были две правительственные Газета, выходившие два раза в неделю. Они являлись лишь собранием сухих фактов, изредка снабженных теми комментариями, которые правительство находило нужным прибавить в своих интересах. В XVIII веке появилось всего 176 периодических изданий, главным образом литературных и театральных журналов и органов, посвященных различным специальностям; из них около половины (87) появились в десятилетнее царствование Иосифа II. Собственно политическая пресса возникла в Австрии лишь в течение XIX века и главным образом после революционного движения 1848 г. В начале 1840 г. в Австрии и Венгрии всякого рода периодических изданий было около 100; из них — 22 политические газеты, представлявшие собою не более, как отголоски двух главных официозных изданий — " Wiener Zeitung" (как стала называться прежний "Wienerische Diarium") и "Oesterreichischer Beobachter" (основанный в 1809 г., бывший органом Меттерниха). В 1855 г. в австрийских владениях было всего 60 политических Газета Более благоприятные условия появились с изданием закона о печати 17 дек. 1862 г., который и до сих пор лежит в основе австрийского законодательства о печати (впрочем, австрийские Газета и до сих пор подлежат залогам и штемпельному сбору). В 1873 г., через десять лет действия нового закона, число политических Газета поднялось до 267. По данным 1887 г., политических Газета в Австрии было 445 (из них около 100 ежедневн.) и в Венгрии — 94. В 1891 г. общее число периодических изданий (Газета и журналов) в Австрии — 1801, в Венгрии — около 800.

Отсутствие свободы, «придворные» влияния на развитие периодики. Устойчивое существование рукописных изданий. Газеты на национальных языках в окраинах империи.

 

Вопрос 13. Возникновение и развитие прессы в США. «Бостон Ньюс» Кэмпбела. Издания С. Адамса, Б. Франклина и Т. Пэйна. «Свободная» американская пресса конца XVII – начала XIX века. Первые американские ежедневные газеты.

 

Появление первого печатного станка в североамериканских колониях относится к 1638 г., однако периодическая печать возникла только в конце XVII в. Обязанности надзора за печатной продукцией в колониях английское правительство возложило на королевских губернаторов. Губернаторам провинций предписывалось "принять меры, используя все необходимые приказы, чтобы никто не держал никакого печатного станка и чтобы никакая книга, брошюра или какая бы то ни была другая продукция не была напечатана без прежде полученного от вас специального разрешения и лицензии" .

Появление первой газеты на территории британских колоний в Северной Америке столкнулось с трудностями цензурного характера. 25 сентября 1690 г. Бенджамин Харрис предпринял в Бостоне попытку издания первой американской газеты, которая называлась "Publick Occurrences Both Foreign and Domestick" ("Общественные события как иностранные, так и местные"). Однако газета была закрыта решением губернатора Массачусетса. Формальным поводом стало отсутствие лицензии, а также "различные сомнительные и ненадежные сообщения" [106], которые, по мнению властей, содержались в этой газете.

Только спустя 14 лет городской почтмейстер Джон Кэмпбелл осуществил в Бостоне успешное издание еженедельной газеты. Первый номер "Boston News-Letter" вышел 24 апреля 1704 г. с указанием "опубликовано с дозволения властей". Помимо новостей, заимствованных из английских изданий, Кэмпбелл помещал в своей газете сведения о пребывающих в порт судах, о пожарах, судебных разбирательствах, различных происшествиях, включая акты пиратства, а также объявления и рекламу. Издание Кэмпбелла оказалось жизнеспособным и просуществовало 72 года .

К 1721 г. в Бостоне конкурировали уже три газеты, среди которых наибольший интерес представляла "New England Courant", издаваемая Джеймсом Франклином. Появление газеты Франклина знаменовало собой новый этап в развитии американской журналистики, так как "New England Courant" стала первой газетой, свободной от государственного контроля. "New England Courant" давала независимую информацию о положении дел в колониях, а также подвергала критике деятельность колониальной администрации. За публичные выпады в адрес губернатора Дж.Франклин попадал на месяц в тюрьму по обвинению в "подстрекательстве и клевете". Кратковременность существования "New England Courant" (1721-1728) не помешала стать этому изданию заметным явлением в общественно-политической жизни Массачусетса. Газета отстаивала идеи свободы слова. В эссе Бенджамина Франклина (с 1722 г. активно сотрудничавшего в газете своего сводного брата) было высказано следующее положение: "Без свободы мысли не может быть такой вещи, как мудрость; и нет такой вещи, как общественная свобода, без свободы слова; право каждого человека не должно нарушать или подавлять право другого человека" .

Свобода слова постепенно отвоевывала себе место в общественной и интеллектуальной жизни Америки. Остановить появление газет в колониях в эпоху Просвещения уже было невозможно: если в 1730 г. уже семь газет регулярно выходили в свет в четырех колониях, то в 1735 г. в одном Бостоне было пять газет.

Дальнейшее развитие американской журналистики во многом связано с деятельностью Бенджамина Франклина. Франклин переехал в Филадельфию и начал издавать в 1729 г. еженедельную газету "The Pennsylvania Gazette", превратив ее в наиболее профессиональную, информационно насыщенную, интересную и прибыльную газету в колониях. В газете Франклин все делал сам, выступая в роли типографа, корреспондента и редактора. С точки зрения Франклина, "автор, выступающий на страницах газеты (с точки зрения людей просвещенных), должен быть изрядно искушен в языках, обладать даром письменного слова и описывать вещи ясно, понятно и в нескольких словах <...> он должен быть сведущ в географии, в истории своего времени, посвящен в интересы коронованных особ и государств, в секреты двора, в обычаи и традиции всех народов".

Франклин проводил дальновидную редакторскую политику, публиковал новости из жизни колоний и новости зарубежные, связывая эти публикации с интересами пенсильванцев. Он помещал сатирические памфлеты, объявления, рекламные и стихотворные тексты, стараясь привлечь подписчиков и обойти конкурентов. Подобная тактика принесла успех, и расходные книги печатной компании Франклина за 1748-1765 гг. показывают, что свыше 60% доходов компании поступало от издания "The Pennsylvania Gazette".

Франклин принес в американскую журналистику немало нового. В 1732 г. он предпринял издание первой газеты на иностранном языке в колониях для немецких иммигрантов — "Philadelphia Zeitung". Хотя основные издательские интересы Франклина были сосредоточены в Пенсильвании, он способствовал открытию ряда газет в других колониях и имел свою паевую долю в таких газетах, как "The South Carolina Gazette", "The Rhode Island Gazette" и некоторых других. Франклин помогал этим изданиям не только в финансовом отношении, но и в профессиональном, поставлял оборудование и материалы, способствуя развитию газетно-издательского процесса в Северной Америке.

Франклин может считаться родоначальником американских журналов. Избрав в качестве образца лондонский "The Gentleman's Magazine", Франклин для редактирования своего издательского проекта пригласил юриста по имени Джон Уэбб. Однако Уэбб (в ожидании более высокого процента от доходов) выдал проект давнишнему конкуренту Франклина — филадельфийскому издателю Эндрю Брэдфорду. 6 ноября 1740 г. Брэдфорд посушил объявить в своей газете "American Weekly Mercury" о намерении издавать журнал "The American Magazine, or a Monthly View of the Political State of the British Colonies" ("Американский журнал, или Ежемесячное обозрение политического состояния британских колоний"), начиная с марта 1741 г. Неделю спустя последовал ответ Франклина. В "The Pennsylvania Gazette" он объявил об издании журнала "The General Magazine and Historical Chronicle for All the British Plantations in America" ("Всеобщий журнал и хроника событий всех британских колоний в Америке") и обвинил своих конкурентов в нечистоплотности: "Наш журнал, создаваемый по образцу английских журналов, долгое время находился в стадии проекта; мы устанавливали переписку с наиболее образованными людьми в колониях <...> Ввиду приведенных причин журнал не мог быть издан ранее, хотя некое лицо, конфиденциально посвященное в наши планы, предпочло анонсировать журнал в прошлом номере "The Mercury" без нашего на то согласия, полагая, что опередив нас в объявлении о собственном издании, ему удастся заставить нас отказаться от своих планов и самому собрать весь урожай".

Началась конкурентная гонка, в которой Уэбб и Брэдфорд опередили Франклина на три дня. 13 февраля 1741 г. "The American Magazine" выходит из печати. 16 февраля того же года появляется "The General Magazine and Historical Chronicle for All the British Plantations in America", но на его обложке напечатана январская дата — Франклин хотел взять реванш хотя бы постфактум. Оба журнала просуществовали недолго: "The American Magazine" Брэдфорда — три месяца, "The General Magazine" Франклина — шесть. Эти первые два американских журнала отличались по содержанию и способу отбора материала. Брэдфордовский журнал представлял собой прообраз политического обозрения, журнал Франклина приближался к общественно-литературному изданию, уделяя большое внимание культурной жизни колоний.

В целом же первые американские журналы откровенно копировали британские образцы, а отсутствие закона об авторском праве позволяло издателям заполнять большую часть своих изданий заимствованным материалом. В период между 1741 и 1794 гг. в Америке было создано 45 журналов, средний срок существования которых не превышал полутора лет, а количество газет к 1765 г. достигло 43.

Описывая колониальный период истории американской прессы, Даниэл Бурстин подчеркивает особенность положения "общественного печатника" в колонии. Большинство первых газетчиков Америки помимо того, что они были профессиональными типографами и владельцами собственных типографий, были связаны с выполнением государственной службы, а "преимущества почтмейстерского поста помогли держать прессу в руках респектабельных людей, располагавших доверием своего правительства".

 

Война за независимость против Англии в 1776–1783 годах была направлена на освобождение североамериканских колоний от власти метрополии и создание самостоятельного, независимого государства. Как говорил второй президент Соединенных Штатов Америки Джон Адамс, «революция совершилась до того, как началась война, она происходила в умах и сердцах людей». Путь к независимости проходил через поля сражений, и американская революционная печать немало способствовала духовному сплочению молодой нации против угнетателей. С давних пор английская корона рассматривала свои колонии как резервуар, из которого могли черпаться средства, необходимые для участия в большой европейской политике и ведения войн. Интересы самих колоний при этом не учитывались. Такая политика усилилась в 1760-е, когда в колониях стали вводиться новые крайне непопулярные налоги.

Наибольшее возмущение вызвал введенный в 1765 гербовый сбор – налог на деловые бумаги и печатную продукцию. В Англии налог на газеты был введен в 1712, но особого сопротивления не встретил. Наоборот, в колониях начался массовый бойкот гербового сбора, и пресса, особенно от него страдавшая, возглавила кампанию протеста. С этого момента революционная американская печать стала одной из наиболее активных сил общества. Дальнейшее развитие событий привело к провозглашению колониями независимости (4 июля 1776) и Войне за независимость, окончившейся победой молодой нации.

Война за независимость продолжалась с 1775 года (первое столкновение с английскими войсками у Конкорда и Лексингтона) по 1783 год (подписание Парижского мирного договора), но движение протеста против колониального господства Англии началось раньше.

Главную роль в создании и распространении в стране духа свободы и независимости безусловно сыграли газеты, которых к началу войны уже было 37 (7 из них выходили в Филадельфии, 5 в Бостоне и 3 в Нью-Йорке). Все активнее и целенаправленнее возбуждаемое ими общественное недовольство колониальными порядками нарастало с каждым годом, ломая ограничительные меры колониальных властей, вынужденных пойти на уступки, и, в частности, отменивших пресловутый «стемп-акт». По мере назревания революционных событий американские газеты все громче заявляли о себе как центры национального сопротивления и организаторы прямых революционных действий народа.

Блокада американского побережья английским флотом вынуждала колонистов создавать предприятия, производившие все нужное им, в том числе печатные машины и необходимые для печати материалы. Это освобождало печать колоний от прямой материальной зависимости от Англии и вызывало рост числа газет. Американская печать на деле становилась независимой от Англии, а американские печатники и издатели получали невиданные прежде возможности для увеличения своих прибылей, которыми уже не надо было делиться ни с кем.

Это явилось одной из предпосылок того, что в Конституции США в 1787 году будет признана и записана профессиональная, ремесленная свобода печати и свобода от цензуры. Отныне и впредь периодическая печать США будет развиваться под знаком этой свободы – возможности для получения все новых и новых прибылей. И хотя она не будет пренебрегать политическими вопросами, по мере отдаления от революции стремление к прибыли снова станет доминирующим, и будет определять все ее последующее развитие.

Об активном участии американских газет в подготовке войны за независимость свидетельствует следующий факт. Выходящая в Бостоне, крупнейшем городе и порте тогдашней Америки, газета «Бостон газетт» Сэмюэля Адамса (брата Дж. Адамса) выступила в декабре 1773 года с инициативой организации протеста, известного в американской истории как «Бостонское чаепитие». Несколько колонистов переоделись индейцами в редакции этой газеты, напали в гавани Бостона на английский корабль, груженный чаем, и выбросили тюки с ним в море. Эта акция была совершена в знак протеста против обложения американского чая чрезмерно высоким налогом и послужила поводом для начала вооруженного сопротивления американцев колониальным властям Англии. В развязывании восстания 1776 году, наряду с «Бостон газетт», сыграла свою роль «Пенсилваниа мэгэзин» Томаса Пейна. Пейн поддержал сепаратистские настроения в популярном памфлете «Здравый смысл» (1776). Он написал «Здравый смысл» - если анлий мать, то как она поднимает руку на своего ребенка, да и как огромный континент может подчиняться маленькому острову.

 

 

Во время любой войны или революции интерес к новостям резко возрастает, и спрос на газеты увеличивается. Но суровые военные условия затрудняют издательскую деятельность, особенно, если война ведется на своей территории. Так было и в ту войну, причем число газет в 1775-1783 уменьшилось с 48 до 38. Многие были закрыты военными властями.

Наиболее влиятельным и последовательным революционным изданием была «Бостон Газетт», издававшаяся известным общественным деятелем и видным журналистом Самуэлем Адамсом. Военные новости в этой, как и в других газетах, были отрывочными и не особенно достоверными, поскольку газеты еще не имели штатных военных корреспондентов и нередко должны были питаться слухами. Значительное место в «Бостон Газетт» отводилось описаниям актов насилия оккупантов. Английское командование всячески отрицало свою вину, но после того, как в 1770 войска открыли огонь по мирной демонстрации, эта газета вышла в траурной рамке с изображением 4 гробов – по числу жертв, а затем ежегодно напоминала читателям о трагедии.

Влияние этой газеты было столь велико, что когда Адамс заявил, что располагает доказательствами причастности губернатора Хатчисона к введению гербового сбора (эти доказательства он так и не предъявил), толпа сожгла дом губернатора.

Наибольший тираж (3500 экз.) имела в те годы бостонская революционная газета «Массачусетс спай». Секрет успеха состоял в том, что ее издатель, Исайа Томас, делал ставку на низшие слои, писал простым языком и продавал газету за полцены. В какой-то мере это издание предвосхитило массовые газеты 19 века.

Тяжелые испытания выпали на долю нью-йоркских революционных газет. Этот город почти всю войну был оккупирован англичанами, и газеты издавались в эвакуации, в отрыве от их основной аудитории. В отличие от Нью-Йорка Филадельфия была оккупирована англичанами всего 9 месяцев (сент. 1777-июнь 1778), что упрощало издание революц. филадельфийских газет.

Наряду с многочисленными примерами самоотверженной борьбы в истории Войны за независимость известны случаи политического лавирования и компромиссов. Это в полной мере относится к газете «Филадельфия Ивнинг Пост». Ее издатель, Бенджамин Таун, начинал в 1775 как ярый патриот. После вступления в 1777 в город англичан он переметнулся на их сторону, но когда на следующий год американская армия вернулась, он с прежним пылом, как будто ничего не произошло, принялся выступать за независимость. Объявляясь большим другом всех сменявшихся в городе властей, Таун смог избежать эвакуации с ее неизбежными трудностями, и в 1781 впервые в Америке «Филадельфия Ивнинг Пост» стала ежедневной газетой. Однако частые смены курса оттолкнули от газеты читателей, она стала выходить нерегулярно, а в 1784 закрылась.

Поскольку подавляющее большинство газет в годы войны выходило еженедельно, а важное известие могло прийти задолго до выхода очередного номера, то часто делались экстренные выпуски. Так постепенно амер. журналистика приближалась к возникновению ежедневной печати. Первой регулярно выходившей ежедневной газетой стала «Пенсильвания Пэкет» (с 1784 в Филадельфии).

Делая выводы, нельзя не отметить важного вклада в борьбу за независимость, внесенного американской печатью. Несмотря на трудности военного времени, журналистика вышла из войны окрепшей, завоевавшей гарантии свободы слова и уважаемое место в американском обществе.

 

Первой ежедневной газетой в Америке стала "Пенсильвания ивнинг пост" ("Pennsylvania Evening Post"), которую в 1783 начал издавать Бенджамин Таун. Она просуществовала всего 17 месяцев, но к 1801 в стране насчитывалось уже около 20 ежедневных газет, в том числе шесть в Филадельфии, пять в Нью-Йорке и три в Балтиморе. Ежедневные американские газеты имели важное преимущество: они снабжали купцов своевременной информацией о ценах, рынках и движении торговых судов. К 1820 в названиях более половины газет крупнейших городов фигурировали слова "адвертайзер" (рекламист), "коммершиал" (коммерческий) или "меркэнтайл" (торговый). Эти "торговые газеты" часто печатались на крупноформатных листах, или "простынях", и были довольно дороги - около 6 центов за экземпляр, т.е. недоступны для большинства городских ремесленников или механиков.

Тогдашняя типичная ежедневная газета была четырехполосной. Ее первая полоса отводилась исключительно объявлениям, так как газеты становились все более коммерческими изданиями. Собственно журналистское содержание находилось внутри номера. На второй полосе обычно располагалась редакционная колонка. На второй и третьей полосах традиционно сообщалось о прибытии судов из Европы и содержании их трюмов, а также о других морских новостях. На авансцене американской газеты находились политические новости. В самой системе тогдашних средств массовой информации наибольшее внимание читающей публики привлекали политические газеты, которые финансировались политическими организациями, партийными и государственными деятелями, контролировавшими всю редакционную политику вплоть до непосредственного написания передовых статей. Так что «партийные» (политические) газеты зависели от политических лидеров не только в финансовом отношении, но и идеологически, особенно во время их пребывания у власти.

Издания политической и коммерческой прессы имели несколько общих черт. Прежде всего, и те и другие были одинаково дорогостоящими (один экземпляр газеты стоил обычно 6 центов) и распространялись исключительно по подписке (годовая подписка на газету стоила 8–10 долларов). Неудивительно, что даже лучшие американские газеты выходили тиражом 1000–2000 экземпляров. Их читатели в основном принадлежали к финансово-торговой и политической элите. Печать элитарности лежала на всем, особенно на содержании, по сути ограничивавшемся торговлей и политикой.

 

 

Вопрос 4. Публицистика представителей английской буржуазной революции XVII в. Памфлетная война. Пуританизм. Джон Мильтон, Джон Лильберн, Джерард Уинстенли – представители политических направлений в публицистике.

XVII век — переломный, исполненный драматизма период английской истории. Долго зревшие противоречия между набиравшей силу буржуазией и старым феодальным строем привели Англию к буржуазной революции 1640-х годов. Эта революция явилась одной из решающих битв буржуазии против европейского феодализма, предвещавшей победу нового политического строя в Европе и за ее пределами.

 Английский абсолютизм, сыгравший в XVI в. положительную роль в объединении и укреплении страны, в XVII в. стал тормозом на пути ее дальнейшего развития и в 1620—30-х годах переживал глубокий кризис. Отживший феодальный правопорядок, паразитизм двора и церкви, рост налогов и пошлин, предназначенных для пополнения вечно пустой королевской казны, препятствовали развитию торговли и экономики, вызывали недовольство буржуазии и нового дворянства. Нужда и голод были уделом тружеников Англии, крестьян и ремесленников.

 

Английскую журналистику 1-ой половины 17 века можно охарактеризовать как крайне слабую. Периодики не было вообще. Первая еженедельная газета “Weekly News” (1622) просуществовала всего 10 лет, а затем была закрыта Звёздной Палатой. (высшее судебное учреждение Англии в 15—17 вв. (получило название от украшенного звёздами потолка зала в королевском дворце в Вестминстере). Причина была, якобы, в том, что она выступила против испанского посла в Англии.

Английская журналистика середины 17 века по своей сути памфлетная. Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких-либо цензурных стеснений. Поэтому в это время появляется огромное количество памфлетов, посвященных этой теме. Английская революция (1642-1660) вызвала всплеск общественной мысли и стала важной вехой в развитии английской печати, которая в короткий срок выросла как количественно, так и качественно. В революционную эпоху спрос на новости резко возрастает, да и важных новостей становиться намного больше. Дополнительным стимулом прогресса английской журналистики стало фактическое уничтожение цензуры. Правда, Долгий парламент попытался вновь ввести ее в 1643 году, но эти постановления было невозможно принять в полном объеме вплоть до установления диктатуры Кромвеля в 1653 году. Дореволюционные газеты были чисто коммерческими предприятиями, имевшими главную цель – извлечение прибыли. С началом революции печать становиться активной участницей политической борьбы. Коммерция, не утрачивая своего важного значения, отходит, однако, на второй план по сравнению с другой задачей – политической агитацией. Английская буржуазная революция безусловно ускорила процесс создания периодической печати.

 

        Политическая борьба в Англии XVII в. протекала в теснейшей связи с борьбой религиозной. В средние века главной цитаделью европейского феодализма была католическая церковь. Хотя еще при Генрихе VIII церковь в Англии была реформирована и стала подчиняться не папе, а королю (1534), англиканская церковь продолжала выступать «в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции» феодально-монархического строя и не отвечала интересам буржуазии.

 С конца XVI в. в стране начал распространяться пуританизм (от лат. purus — чистый) — протестантское движение, участники которого призывали к завершению Реформации во всех областях религиозной и общественной жизни, иными словами, ратовали за очищение церкви от установлений католицизма, за упразднение епископата и избавление церковной службы от дорогостоящей обрядности, за чистоту общественных и личных нравов и т. д.

 Теоретическую основу пуританства составило религиозное и моральное учение вождя швейцарской Реформации Жана Кальвина. Основой кальвинизма была доктрина о предопределении, согласно которой бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других — к погибели. Человек оказывался один на один с суровым кальвинистским Иеговой и обязан был всей своей жизнью доказать, что ему предопределено спасение.

 Учение Кальвина звало к активности и, по словам Энгельса, отвечало требованиям «самой смелой части тогдашней буржуазии»[19]. Примечательно, что, согласно этому учению, одним из признаков «избранности» становилось экономическое процветание: «избранник божий», преуспевающий буржуа получал от кальвинизма как бы религиозную санкцию на руководящую роль в обществе.

 

Почти с самого начала столетия происходили постоянные выступления против феодальной монархии. Оппозиция проявилась в двух внешне различных формах – религиозной (движение пуритан) и политической (парламент), но обе они выражали одно глубокое стремление поднимающегося капиталистического класса прежде всего к свободе, а затем к власти.

Пуританизм был идеологическим оружием революционных сил Англии и находил приверженцев среди самых передовых представителей общества. В отличие от ограниченного, обывательского пуританизма последующих эпох, революционное пуританство середины XVII в., втянувшее в свою орбиту народные массы, было героическим по своему характеру; его убежденность и воодушевление стояли, по словам Маркса, «на высоте великой исторической трагедии». Этим прежде всего объясняется появление в среде пуритан таких выдающихся деятелей литературы, как Мильтон и Беньян.

 

 

     В 1620—30-х годах пуританизм превратился в идеологию масс. Чем глубже и шире пуританизм овладевал сознанием социальных низов, тем меньше оставалось в нем сходства с догмой, пробудившей его к жизни, — с ортодоксальным кальвинизмом. В крестьянско-плебейской ереси общая для всех протестантов проповедь равенства людей перед богом почти неизменно сочеталась с демократическим требованием социального и имущественного равенства.

 В преддверии революционного перелома роялистам противостояла единая оппозиция пуритан, включавшая различные сословия. Всех их сплотило стремление сокрушить старые, уже никого не удовлетворявшие общественные устои.

Расцвет политической журналистики (и в первую очередь жанра памфлета) пришелся на 1640-е годы, когда в Англии началась гражданская война (1642–1646, 1648–1649), приведшая к казни короля Карла I в 1649 году и отмене цензуры. В 1644 году поэт, писатель и публицист Джон Мильтон (1608–1674) опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика)». Взяв за основу форму античной речи и подражая прежде всего Исократу, Мильтон дал исторический обзор стеснений печати и подвел читателей к выводу, что все эти стеснения порождены инквизицией. Мильтон разбирал качества цензоров, выписывая абстрактный и недостижимый, по его мнению, образ идеального цензора.

Интересно, что, будучи ярым противником цензуры, Мильтон впоследствии, когда была восстановлена цензура, работал цензором печати. Он считал, что за неимением идеального цензора лучше ему заниматься экспертизой книг и газет, нежели полуграмотному, невежественному и косному человеку, какими были большинство цензоров

Другими известными памфлетистами эпохи революции были Джон Лильберн (1614–1657) и Джерард Уинстенли (1609–1653). Лильберн был идеологом и руководителем левеллеров – радикальной политической партии, объединявшей мелких торговцев и собственников и выступавшей за республику, против ликвидации частной собственности. В 1649 году левеллеры потерпели поражение в борьбе с индепендентами. Лильберна выслали из Англии, а по возвращении – заключили в тюрьму.

Уинстенли был социалистом-утопистом, идеологом диггеров – самого левого движения, выражавшего интересы городской и деревенской бедноты. В своей публицистике Уинстенли приближался к идеалам и идеям нового общества, в котором все равны. В то же время представления Уинстенли об этом обществе облечены в религиозные формы. В своих памфлетах («Знамя, поднятое истинными левеллерами», «Декларация бедного угнетенного люда Англии» и других) Уинстенли активно использовал ветхозаветные и новозаветные образы.

Самые яркие, блестящие представители английской памфлетной журналистики были среди противников монархии. Их творчество оказало сильное влияние на развитие взглядов лидеров буржуазных революций в других странах, в частности В США, и во Франции. Особого внимания заслуживают Д. Мильтон, Д. Лильберн, Джерард Уинстенли.

Джон Мильтон – поэт, общественный деятель, известный публицист, живший в Англии в период становления буржуазного общества. Мильтон оказался в гуще революции с самого её начала. Политические памфлеты выдвинули его в число первых идеологов революции. Революционность Мильтона была буржуазно-ограниченной, но он не преследовал те экономические цели, которые ставила перед собой английская буржуазия. Его скорее интересовала идейная сторона. Как и многие другие деятели буржуазных революций, Мильтон был выразителем «страстей и иллюзий» участников этих событий. Важнейшим вкладом в развитие общественной мысли того времени были трактаты и памфлеты Мильтона. Он начинал с критики клерикализма, деспотии католической церкви, а затем перешел к пропаганде идей народовластия. Трактат Мильтона «Права и обязанности короля и правителей» послужил прямым обоснованием приговора суда и казни Карла 1. В этом трактате (1649) он формулирует основные положения своей теории народовластия. «Люди, - пишет Мильтон, - от природы рождаются свободными, неся в себе образ и подобие самого бога; они имеют преимущества перед всеми другими живыми существами, ибо рождены повелевать, а не повиноваться». Эволюция политических взглядов Мильтона была следующей: В 40-х годах в антиепископальных трактатах он писал о необходимости ограничения монархии, а в 1649 году в памфлетах «Права и обязанности короля и правителей» и «Иконоборец» уже утверждал законность народовластия. После выступления Мильтона в суде в качестве обвинителя английского монарха и казни короля сторонники последнего издали и распространили памфлет «Икона короля», где Карл был представлен как святой мученик. «Иконоборец» был ответом монархистам. Мильтон вступил в полемику с ними.

Дальнейшее его творчество свидетельствует о том, что он оставался республиканцем до конца, и сохранил эти убеждения и после реставрации монархии в Англии. Таковы его позиции в «Защите английского народа» (1650 г.), «Второй защите английского народа» (1654 г.), «Быстром и легком пути установления республики» (1660 г.).

Мильтон был сподвижником вождя английской буржуазной революции Оливера Кромвеля, Он занимал в правительстве, созданном революцией, пост латинского секретаря. Когда Кромвель стал практически единоличным диктатором, Мильтон написал стихотворение, обращенное к нему, в котором выражал надежду, что его могущественный друг не станет притеснителем свободы. Об этом же писал он, обращаясь к Кромвелю во «Второй защите английского народа»: «Испытав столько страданий, пройдя через столь великие опасности в борьбе за свободу, не соверши насилия над нею и не допусти ущерба ей со стороны кого-либо другого».

Памфлеты Джона Мильтона являются образцом политической публицистики, одухотворенной высокими целями. Они написаны ярко, образно, остроумно.

Выразителем взглядов демократических сил английской буржуазной революции был Джон Лильберн, лидер левого крыла партии индепендентов. Лильберн – страстный борец и противник неограниченной монархии, сторонник парламента. Он, как и Мильтон, считал, что источником власти является народ, а парламент всего лишь его слуга. Особенно большой популярностью пользовались памфлеты Лильберна «Защита прирожденного права Англии, направленная против всякого произвола, будь то короля, парламента или кого другого» (1645г.), «Новые цепи Англии» (1649 г.) и «Соглашение свободного народа Англии» (1649 г.).

Творчество Лильберна оказало серьезное влияние на мировоззрение такого деятеля Великой французской революции, как Мирабо.

Гораздо дальше в критике власти пошел третий английский публицист этого периода Джерард Уинстенли. Он опровергал правомочность не только власти монарха, но и власти лордов и землевладельцев, что сближало его с Руссо. Он был социалистом-утопистом и требовал не только политического равенства, но и экономического. Его взгляды на собственность очень близки взглядам Сен-Симона, Мора, Фурье, их можно квалифицировать как утопический коммунизм. Уинстенли писал, что земля сотворена для того, чтобы быть общей сокровищницей, она должна принадлежать всем «как зверям, так и людям», ибо создана «как общий фонд для всех». Причину всех бедствий он видел в частной собственности, называя её «беспокойным дьяволом». При выборе средств Уинстенли проявлял непоследовательность, надеясь на поддержку Кромвеля, которому и посвятил свой главный памфлет – «Закон свободы». В дальнейшем, идеи Уинстенли развил в период Великой французской революции Г.Бабёф.

 

В 1644 году к суду был привлечен поэт и публицист Джон Мильтон (по этому поводу памфлет «Ареопагитика»). Блестяще используя приемы античной риторики, Мильтон направил основной пафос своего публицистического вступления в защиту свободы печатного слова и адресовал свою речь английскому парламенту, который он и сравнил с афинским ареопагом. Мильтон один из первых выступил против цензуры. Католическая церковь наложила оковы на духовную и культурную жизнь общества, именно она рассматривается Мильтоном как источник зла, в данном случае цензуры. Английский парламент устранил цензуру вместе со Звездной палатой. Восстановление — несправедливость (невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, дать ему объективную оценку). Поскольку идеи «добра и зла произрастают одновременно», человек, по мнению Мильтона, должен познать и то, и другое, чтобы научиться отличать первое от второго. Человек должен иметь возможность услышать все, что говорят другие, и сказать все, что хочет сказать сам. Джона Мильтона по праву считают основоположником буржуазной теории свободы печати. Он заложил основы идеалистического понимания принципа свободы слова, на базе которых развивалась впоследствии буржуазная наука о журналистике. Говоря о свободе печати, Мильтон имел в виду лишь «лучших людей», средний класс. Он не рассматривал требование свободы печати как абсолютное.

Партия, к которой он принадлежал, предприняла ряд мер (законы о печати), направленных в первую очередь против демократического движения левеллеров. Идеологом этого движения был Лильберн. Он развил теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном. Лильберн ставил требование свободы печати в один ряд с требованием уничтожения других монополий. Во-первых, монополии на торговлю и производство, во-вторых, монополии на произнесение проповедей, в-третьих, монополии печати. Как только Лильберну стало ясно, что индепенденты, захватившие власть в парламенте, не выполняют обещаний, данных народу, а используют власть только в интересах своего класса, что на смену диктатуре пресвитериан пришла диктатура индепендентов, он выступил с новым требованием («Новые цепи Англии») «устроения свободной жизни». Парламент не осуществил на деле принцип свободы печати, выдвинутый Мильтоном. Лильберн требовал от индепендентов осуществления этого принципа на деле. Лильберн предусматривал и ограничения в области свободы печати, требуя запрещения произведений, оправдывающих тиранию. Хотя предварительная цензура не была отменена, «Ареопагитика» получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Переводы «Ареопагитики» стали появляться в разных странах Европы в предреволюционные эпохи.

 

Буржуазная революция дала толчок развитию печати в Англии. Была упразднена так называемая Звездная палата (суд), способствовало ликвидации контроля со стороны государства за печатными изданиями. Резко увеличилось число авторов, которые стремились донести свои взгляды до широкой публики. Но по мере развития революции был предпринят ряд мер, поставивших английскую печать в строгие рамки цензурного надзора. Первый этап революции завершился 12 мая 1641 года казнью главного советника короля Страффорда, а 22 июля Палатой общин был издан первый закон о печати «Постановление палаты общин о воспрещении публикаций отчетов о заседаниях парламента». 14 июня 1643 года, во время первой гражданской войны, когда инициатива была ещё в руках короля, парламентом было введено новое ограничение свободы печати. Этот закон вводил предварительную цензуру и определял меру ответственности за нарушение её. В 1647 году вышел новый ордонанс Долгого парламента, устанавливавший необходимость предварительного разрешения на печатание, обязательное указание имени автора и владельца типографии. Парламент обязывал книгопечатную компанию разыскивать каждую типографию, которая печатает литературу без специального разрешения, уничтожать при этом станки и рукописи, а владельца брать под стражу. В 1649 году парламент издает «Акт о неразрешенных и возмутительных книгах и памфлетах и лучшем упорядочении книгопечатания», повторявший и ужесточавший прежние запреты. Эти законы парламента отчасти были направлены на борьбу с роялистами, но они же были призваны оградить парламент от влияния идеологов и левого крыла, наиболее близких к народным массам, в частности Лильберна и Уинстенли.

Борьба против цензурных ограничений неизменно обострялась в периоды социальных потрясений, когда власть была уже не в силах контролировать полное выполнение цензурных запретов.

В 1644 году к суду был привлечен поэт и публицист Джон Мильтон (по этому поводу памфлет «Ареопагитика»). Блестяще используя приемы античной риторики, Мильтон направил основной пафос своего публицистического вступления в защиту свободы печатного слова и адресовал свою речь английскому парламенту, который он и сравнил с афинским ареопагом. Мильтон один из первых выступил против цензуры. Католическая церковь наложила оковы на духовную и культурную жизнь общества, именно она рассматривается Мильтоном как источник зла, в данном случае цензуры. Английский парламент устранил цензуру вместе со Звездной палатой. Восстановление — несправедливость (невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, дать ему объективную оценку). Поскольку идеи «добра и зла произрастают одновременно», человек, по мнению Мильтона, должен познать и то, и другое, чтобы научиться отличать первое от второго. Человек должен иметь возможность услышать все, что говорят другие, и сказать все, что хочет сказать сам. Джона Мильтона по праву считают основоположником буржуазной теории свободы печати. Он заложил основы идеалистического понимания принципа свободы слова, на базе которых развивалась впоследствии буржуазная наука о журналистике. Говоря о свободе печати, Мильтон имел в виду лишь «лучших людей», средний класс. Он не рассматривал требование свободы печати как абсолютное.

Партия, к которой он принадлежал, предприняла ряд мер (законы о печати), направленных в первую очередь против демократического движения левеллеров. Идеологом этого движения был Лильберн. Он развил теорию свободы печати, выдвинутую Мильтоном. Лильберн ставил требование свободы печати в один ряд с требованием уничтожения других монополий. Во-первых, монополии на торговлю и производство, во-вторых, монополии на произнесение проповедей, в-третьих, монополии печати. Как только Лильберну стало ясно, что индепенденты, захватившие власть в парламенте, не выполняют обещаний, данных народу, а используют власть только в интересах своего класса, что на смену диктатуре пресвитериан пришла диктатура индепендентов, он выступил с новым требованием («Новые цепи Англии») «устроения свободной жизни». Парламент не осуществил на деле принцип свободы печати, выдвинутый Мильтоном. Лильберн требовал от индепендентов осуществления этого принципа на деле. Лильберн предусматривал и ограничения в области свободы печати, требуя запрещения произведений, оправдывающих тиранию. Хотя предварительная цензура не была отменена, «Ареопагитика» получила европейский резонанс и сохранила значение в последующие столетия. Переводы «Ареопагитики» стали появляться в разных странах Европы в предреволюционные эпохи.

После казни Карла I Кромвель укрепил свою власть и подверг прессу жестоким гонениям, позволив выходить лишь горстке официозных газет. В ходе «славной революции» 1688 английская пресса вновь получила свободу. Закон о лицензиях утратил силу в 1695, и в Англии, а вскоре и в американских колониях постепенно укоренилось понимание того, что пресса должна иметь право критиковать правительство.

17 век в Англии - век отвоевания буржуазией политической власти у феодалов. Началась так называемая «памфлетная война». Публицистика была широко представлена в периодической печати этого периода. Первое издание на английском языке появилось в Лондоне в 1622 году - «Еженедельные новости» - газета, выражающая интересы феодалов. Поводом для выступления буржуазии против абсолютизма стала половинчатость английской реформации, во главе Англии встал король. Буржуазная позиция проявилась в пуританизме - религиозное течение завершения реформации церкви. К концу 16 века в пуританстве наметилось 2 партии: 1. умеренная и 2. индепенденты (независимые) выражали взгляды мелких и средних слоев городской буржуазии, стремившейся к решающей борьбе с абсолютизмом и требовавшей политического равноправия. Потом выделились «левеллеры» - представители мелкой буржуазии города и деревни. Интересы неимущих слоев отражались в политической программе «диггеров».

Каждая из партий выдвигала своих публицистов, которые впервые стали испытывать печатное слово в качестве оружия в политической борьбе. На страницы печати была перенесена борьба в стенах парламента между сторонниками и противниками абсолютизма и памфлет становится основным жанром, а из-за их количества - «памфлетная война». Английский издатель Томсон имел в своей коллекции 15 тыс. памфлетов. Но периодическая печать не стала центром английской публицистической мысли, так как мешали: 1. жесткое законодательство о печати 2. собственники покупали информацию нерегулярно. 3. Произведения, которые издавались не на страницах прессы, были более жизнеустойчивы.

В 40-50 гг. - публицисты Гаррингстон, Нидхел, Овертон, Уолвин. Демократическое крыло представляли: Мильтон, Лильберн, Уинстенли. Джон Мильтон - самый крупный публицист английской буржуазной революции 17 в. Автор поэтических произведений («Потерянный рай», «Возвращение в рай»), но он также автор большого числа памфлетов. Творчество пронизано борьбой за свободы человека, ему принадлежит серия антиепископиальных памфлетов: «О реформации церкви в Англии и о причинах, помешавших ей», «Смысл церковного устройства» и др. В них он отвергает существующий церковный порядок, обвиняет высшее духовенство в гонениях на пуритан, выдвигает идею свободы человеческой мысли. После смерти короля его задачей стало развенчание образа «короля мученика», последовал ряд антикоролевских памфлетов: «Иконоборец», «Обязанности королей и правительства», «Защита английского народа» и др. Приводит аргументы в защиту свобод каждого человека, обосновывает право решать: подчиняться или нет власти.

Нередко его памфлеты написаны в форме эссе - гневных и обличительных. Самый значительный памфлет «Речь о свободе печати парламенту Англии» («Ареопагетика»). Тема - свобода слова. Повод к написанию - судебный процесс над Мильтоном. Четко сформулировано требование свободы печати. Написан в форме речи к членам парламента. Памфлет построен по четкому плану. Задача - добиться пересмотра закона о предварительной цензуре.

Джон Лильберн отражал интересы мелкой, средней буржуазии и зажиточного дворянства. Принадлежит к партии лебеллеров и ее лидер. Первые памфлеты написаны во время тюремного заключения: «Зверские деяния в отношении Дж. Лильберна», «Плачь бедных людей», «Обращение к моему народу». На собственном обличает бесчеловечность, несправедливость в отношении человека, ставит вопрос о нарушении прав человека. «Невиновность и правда», «Свобода свободному». Говорит от имени тех, кто боролся с королем и церковью за права непривилегированных сословий. Отстаивает равенство всех перед законом. Для его памфлетов характерна полемичность окраски.

Джерард Уинстенли - интересы безземельных слоев крестьянства. Глава движения диггеров. «Новый закон справедливости», «Декларация бедного угнетенного люда Англии». Все декларации были проникнуты миролюбивым духом. Идеи его об отмене частной собственности, о равных правах на владение землей не нашли серьезных сторонников в других слоях английского общества - памфлеты не имели широкой аудитории.

Вывод: английская революция 17 века заложила основы демократических традиций английской журналистики и публицистики и подчинила ее своим нуждам. Памфлеты способствовали формированию общественного мнения в революционное время.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2635; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!