Вопрос 9. Развитие журналистики Англии XVIII-XIX веков. Появление ежедневной прессы в Англии. Появление качественных изданий (газета «Таймс»).



 

Предварительная цензура исчезла в Англии только после «Славной революции» 1688 г. – окончательное свержение династии Стюартов (Якова II). Новым королем Англии стал Вильгельм III Оранский.  В 1689 г. был принят «Билль о правах», Билль о правах лег в основу английской концепции свободы печати. Ее отличительные особенности в том, что, во-первых, только парламент может регулировать работу прессы; во-вторых, отвергается контроль со стороны государства и церкви; в-третьих, ее основа - экономическая свобода, то есть газету могут издавать все, у кого есть идеи и деньги, и решающий фактор - не политический, а экономический. Кроме того, именно в Билле о правах впервые появляется термин свобода слова.

А в 1794 г. было отменено, а точнее не продлено, действие «Закона о цензуре», введенного Яковом II в 1685 г. Можно печатать всё что угодно без предварительной цензуры  последствия отмены предварительной цензуры сказались не сразу, но, как подметил Томас Маколей, нападки на короля и его окружение во вторую половину правления Вильгельма III были гораздо менее резкими, нежели в первую. Это свидетельствовало о том, что политическая пресса стала постепенно привыкать к свободе слова.

Но далеко не сразу английская печать смогла воспользоваться реальными плодами свободы. Парламент еще более полувека пытался сдерживать рост и влияние прессы экономическими методами, вводя различные налоги (например, штемпельный налог, налог на бумагу, объявления).

Начинает развиваться политическая пресса. Пресса тесно связана с журналистикой. В начале 18 века с Война за испанское наследство (1701—1714) — крупный европейский конфликт, начавшийся в 1701 году после смерти последнего испанского короля из династии Габсбургов, Карла II. Карл завещал все свои владения Филиппу, герцогу Анжуйскому — внуку французского короля Людовика XIV — который впоследствии стал королем Филиппом V Испанским. Война началась с попытки императора Священной Римской империи Леопольда I защитить право своей династии (также Габсбургов) на испанские владения. Когда же Людовик XIV начал более агрессивно расширять свои территории, некоторые европейские державы (главным образом Англия и Голландская республика) выступили на стороне Священной Римской империи, чтобы воспрепятствовать усилению Франции. Крайне разорительна для Англии, и в Англии эта война была крайне не популярна в обществе – поток памфлетов. Противостояние партий виги и тори. Виги- сторонники капитала, дельцы из сити. Тори – партия землевладельцев, представителей аристократии. Виги поддерживали войну. И лидер партии тори виконт Болинброк предложил Джонатону Свифту работу, издание газеты  "Исследователь" ("Examiner").  Задачей "Исследователя" было обоснование политики нового министерства, в первую очередь, стремления скорейшего заключения мира, и критика противников торийской партии – вигов и их главы – герцога Мальборо. Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики и публицистики. Размышляя о силе публицистического дарования Свифта, тот же Теккерей заметил, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта». Памфлет был излюбленным жанром Свифта. Он никогда не подписывал свои публицистические произведения, мистифицируя читателей вымышленными именами и поднимая злободневные вопросы, которые органично вписывались в контекст основных проблем английского и европейского Просвещения.

В 1696-1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым уготовлена была долгая жизнь. – «Битва книг» и Сказка бочки». «Сказка бочки – один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии этого публициста. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан. Под масками Петра, Мартина и Джека возникают образы католицизма, лютеранства и кальвинизма (пуританства).

Политические пристрастия Свифта сделали его редактором торийского еженедельника «Исследователь» (он вел его с ноября 1710 по 1711). В этой газете он опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии противников. В пылу политической борьбы Свифт писал, что «партия наших противников, пылая бешенством и имея довольно досуга после своего поражения, сплотившись, собирает по подписке деньги и нанимает банду писак, весьма искушенных во всех видах клеветы и владеющих слогом и талантом, достойными уровня большинства своих читателей». Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествие Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (йеху).

Серия памфлетов Свифта «Бумаги Бикерстафа» (1708-1709) определила форму нравоучительной журналистики Ричарда Стиля и Джозефа Аддисона. Свифту удалось создать запоминающуюся комическую маску Исаака Бикерстафа, имя которого стало нарицательным.

Ещё один яркий помфлетист этого периода – Даниель Дефо. Даниеля Дефо: его журнал «Ревью» (1660-1731) был исключительно продуктом труда, таланта и подвижничества (принципы персонального журнализма).. Дефо сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, будучи одновременно репортером, правщиком, комментатором, иногда сам был и наборщиком.. Он считал своими журналистскими достоинствами умение отбирать факты и использовать их, а также владение богатым словарным запасом, способность критически оценивать собственную работу. Дефо был не чужд и политической активности, которая принесла ему серьезные неприятности, а затем вынудила стать главой секретной службы английского премьер-министра (принять это предложение писателя побудило тяжелое материальное положение его семьи). Ричард Стиль, который, как мы уже знаем, считается одним из основателей английской журналистики, был не только редактором, но и основным автором своих изданий. Дефо был сторонником вигов и войны. Газета (журнал) закрылась из-за штрафов из-за памфлетов. Его аудитория – городской житель среднего достатка. Журнал содержал – новостной отдел, обязательно криминальная хроника, отдел репортажа из зала суда. Порой ему не хватало информации и он опускался до мистификации (истоия с Шепордом ). Печатал письма читателей (половину из них сочинял сам: о вреде курения, о нравственности прислуги и т.д.).

Дефо прославился как опытный памфлетист и полемист, сатирические выпады которого не раз достигали цели. Его памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (1702) был направлен против религиозных преследований со стороны английской церкви, но Дефо написал его так, что ввел в заблуждение тех, против кого этот памфлет был направлен. Ответом на мелкую карикатуру стал суд над памфлетистом, публичное сожжение обнаруженных экземпляров, штраф и троекратное выставление к позорному столбу. Но Дефо удалось превратить гражданскую казнь в собственный триумф. В тюрьме Дефо написал «Гимн позорному столбу» (1703), который поступил в продажу как раз в момент исполнения приговора, - и собравшаяся на площади толпа приветствовала Дефо рукоплесканиями и осыпала его цветами.

После выхода из заключения Дефо становится независимым журналистом и издает собственный журнал. По мнению Г. Геттнера, тюремное заключение сделало Дефо еще любезнее народу; он писал сатиры, политические сочинения, полемические статьи. Но всего более занимало его издание «Обозрения отношений Франции и всей Европы, насколько простирается влияние Франции», выходившего четыре раза в неделю, которое было народным листком в истинном смысле этого слова и которое поэтому и должно собственно считаться первым началом английской журналистики». Дефо продолжал издавать журнал, заполняя его в основном материалами собственного сочинения, вплоть до 1713 года и даже получил прозвище «господин Ревью». (персональный журнализм) В английской просветительской журналистике выделились два подхода к исправлению нравов – сатирический и морально-дидактический.

Дефо и Свифт – представляют разные направления персонального журнализма 1-0й половины 18 века. Дефо – развлекательная журналистика, Свифт рассматривал журналистику как трибуну для политической дискуссии, его публицистика – художественная высокого качества, близка к литературе.

В 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант». («Ежедневные вести»). Этот факт знаменует собой важный этап в развитии журналистики, свидетельствуя о ее зрелости. Он демонстрирует наличие в обществе потребности в получении регулярной информации, а также существование средств, которые способны эту возможность реализовать. Исследователи считают, что в эпоху Просвещения знания приобретают информационную форму, а их широкое распространение, в частности с помощью прессы, превращается в неотъемлемый атрибут культуры. «Дейли Курант» появилась на свет с подзаголовком «Лондон. Продается Е. Маллетом, соседняя дверь с таверной Кинг'з Арм у Флит-бридж». После десятого выпуска в текст были внесены коррективы: владельцем газеты стал Сэм Бакли.

Вначале издание не носило самостоятельного характера и выглядело довольно скромно: две колонки, печатавшиеся на одной стороне листа, заполнялись переводами из голландских и французских газет и по внешнему виду напоминали знаменитый официоз – «Лондон Газетт» («Лондонская газета»). Первый выпуск содержал 10 параграфов и 104 строки новостей. Примечательно, что редакция обещала сообщать новости сразу же, как только почта их доставит.

В скором времени газета стала выходить уже на двух сторонах листа, а к концу первого года своего издания она содержала полторы страницы новостей (пока еще из голландской и французской прессы), а также мелкие объявления. В дальнейшем она превратилась в четырехполосную газету. «Дейли Курант» просуществовала почти 30 лет.

Примером «Дейли Курант» не преминули воспользоваться, и если в 1702 г. она была единственным ежедневным изданием в Лондоне, то в 1730 г. таких газет стало шесть, а в 1770 – девять, причем популярность их росла. Развитию газет способствовала и отмена штемпельного сбора введенного Карлом II (около 1660) и просуществовавшего до середины 19 века. Газеты сильно подешевели.

 

Потребность в рекламе вызвала к жизни в 1785 г. газету «Таймс» (The Times — «Времена»). На рубеже XIX-XX веков, ког­да в Англии началось разделение прессы на качественную и мас­совую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты.

Основателем газеты, считающейся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы, стал английский типограф Джон Уолтер, начавший издавать газету в 1785. В 1788 издание Уолтера было переименовано в "The Times", и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы. Задачей Джона Уолтера было сделать "Таймс" изданием, интересным всем читающим кругам. В своей первой редакционной статье он заявил о том, что "газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус и, избегая крайностей, держаться золотой середины".

Во времена Джона Уолтера занятие журналистикой не было прибыльным делом, единственная награда - приобретение политического влияния. Тиражи британских газет были небольшими, и в 1795 тираж "Таймс", составивший 4800 экз., считался рекордным.

Подлинное значение "Таймс" как общенациональной, а затем влиятельной европейской газеты проявилось только в 19 веке. В 1803 управление "Таймс" переходит к Джону Уолтеру 2, кот. усилил в "Таймс" черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде - иностранные новости поступали с большим опозданием. Использовав ситуацию, "Таймс" в 1807 послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента "Таймс" из Германии и Испании продолжались до 1809, став своеобразным британским "окном в Европу", а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом.

В 1817 Джон Уолтер 2 занял место в парламенте, а на пост редактора назначил Томаса Барнса. Барнс возвел газету в ранг непререкаемых авторитетов в мире информации, закрепив за ней статус влиятельного издания. Взвешенная позиция "Таймс", не допускавшая явного радикализма, и ориентация на традиционные ценности среднего класса выгодно отличали ее от популистских и радикальных изданий того времени, не говоря о бульварной прессе.

Публикации и позиция "Таймс" сыграли большую роль в таких важных политических событиях, как первая парламентская реформа 1832, давшая право голоса мелкой и средней буржуазии и уничтожившая часть "плохих местечек" в пользу промышленных центров, принятие закона об эмансипации католиков, отмена хлебных законов в 1846.

Пик популярности "Таймс" приходится на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент "Таймс" Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.

В середине 19 стол. "Таймс" получила прозвище "Громовержец". Ее ежедневный тираж достиг 60 000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «Таймс» эталоном европейского периодического издания. Во многих европейских столицах собственные корреспонденты «Таймс» пользовались таким же вниманием, как и послы иностранных держав. Пресса в лице «Таймс» становилась подлинной «четвертой властью». Для Абрахама Линкольна «Таймс» этого периода – «одна из величайших сил в мире, даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.

Появление информационного агенства «Рейтер» (1851) и отмена гербового сбора в 1855 привели к потере монопольного положения «Таймс» в мире новостей, а конкурирующие издания увеличили тиражи и потеснили «Таймс» на читательском рынке. С наступлением эры «нового журнализма», особенно с появлением газеты «The Daily Mail» в 1896, положение «Таймс» ухудшилось, и ее тиражи упали до 40 000 экз. Некогда всемогущее издание оказалось на грани банкротства. В 1922 газета была приобретена семейством Астор, а с 1966 она вошла в состав концерна «Thomson Organization», владеющими 50 газетами и журналами, а также несколькими радио - и телестанциями.

Несмотря на смену владельцев, направленность и качество «Таймс» остались неизменными. В настоящее время это влиятельная ежедневная газета, издающаяся в Лондоне и имеющая широкую сеть собственных корреспондентов за рубежом. Тираж «Таймс» в начале 1990-х составлял приблизительно 440 тыс. экз., что является неплохим показателем для категории «качественных» изданий, и только тираж «Зы Дейли Телеграф» находится на отметке 1 млн. экз.

 

 

        На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии газеты не имели такого влияния на общественное мнение, как журналы. Однако именно в это время появилась газета, считающаяся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы. Ее основателем стал английский типограф Джон Уолтер, который в 1785 г. начал издавать газету «Universal Daily Register» («Универсальный ежедневный журнал»). В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано в «The Times», и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы.

Задачей Джона Уолтера было сделать «The Times» изданием, интересным всем читающим кругам. В своей первой редакционной статье он заявил о том, что «газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус <...> и, избегая крайностей, держаться золотой середины».

Во времена Джона Уолтера занятие журналистикой не было прибыльным делом, единственная награда – приобретение политического влияния. Тиражи британских газет были небольшими, и в 1795 г. тираж «The Times», составивший 4800 экз., считался рекордным. Как и другие редакторы того времени, Джон Уолтер не избежал судебного преследования за публикации в газете. Осенью 1789 г. за статью, направленную против герцога Йоркского, он был приговорен к уплате штрафа в 50 фунтов стерлингов, к позорному столбу на один час и к году тюремного заключения. Хотя, даже находясь в Ньюгейтской тюрьме, Уолтер продолжал руководить «The Times». За это время появились еще две публикации, повлекшие за собой судебную кару в дополнительный год тюрьмы и штрафу в 200 фунтов стерлингов. Выйти из тюрьмы Джону Уолтеру удалось только через год и четыре месяца.

Подлинное значение «The Times» как общенациональной, а затем влиятельной европейской газеты проявилось только в XIX в. В 1803 г. управление «The Times» перешло к Джону Уолтеру II, который усилил в «The Times» черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде – иностранные новости поступали с большим опозданием. Использовав ситуацию, «The Times» в 1807 г. послала своего корреспондента Генри Робинсона освещать события в Европе. Репортажи корреспондента «The Times» из Германии и Испании продолжались до 1809 г., став своеобразным британским «окном в Европу», а сама газета увеличила сеть своих корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом.

В 1817 г. Джон Уолтер II занял место в парламенте, а на пост редактора назначил Томаса Барнса. Барнс возвел газету в ранг непререкаемых авторитетов в мире информации, закрепив за ней статус влиятельного издания. Взвешенная позиция «The Times», не допускавшая явного радикализма, и ориентация на традиционные ценности среднего класса выгодно отличали ее от популистских и радикальных изданий того времени, не говоря о бульварной прессе.

Публикации и позиция «The Times» сыграли важную роль в таких, важных политических событиях, как первая парламентская реформа 1832 г., давшая право голоса мелкой и средней буржуазии и уничтожившая часть «гнилых местечек» в пользу промышленных центров, принятие закона об эмансипации католиков, отмена хлебных законов в 1846 г.

Пик популярности «The Times» пришелся на события Крымской войны, в период редакторства Джона Дилейна. Освещать военные действия был отправлен знаменитый корреспондент «The Times» Уильям Рассел, первый военный корреспондент в истории британской прессы. Репортажи Рассела с места боев вдохновляли поэтов, строки его репортажей становились крылатыми выражениями, а его разоблачения военных и политических кругов привели к отставке правительства и к смене военного руководства.

В середине XIX столетия «The Times» получила прозвище «Громовержец». Ее ежедневный тираж достиг 60000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «The Times» эталоном европейского периодического издания. Во многих европейских столицах собственные корреспонденты «The Times» пользовались таким же вниманием, как и послы иностранных держав. Пресса в лице «Таймс» становилась подлинной «четвертой властью». Для Абрахама Линкольна «The Times» этого периода – «одна из величайших сил в мире», даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.

Газета всегда была чутка к технологическим и оформительским инновациям. 10 января 1806 г. в «The Times» впервые появилась иллюстрация, посвященная похоронам адмирала Нельсона. «The Times» первой в Европе использовала возможности парового печатного станка, изобретенного в 1810 г. саксонским печатником Фредериком Кенигом. Новшество Кенига долгое время не находило промышленного применения, пока «The Times» не задействовала машину Кенига в издательском процессе в 1814 г. И это позволило лондонской газете перейти с выпуска 300 экземпляров газеты в час на печатном станке на выпуск 1100 экземпляров газеты в час при помощи новой системы.

Дальнейшим прорывом в области типографского дела стало изобретение ротационной печатной машины, сделанное американцем Ричардом Хоу в 1846 г. «The Times» тем временем шла своим курсом и в 1848 году смогла ввести в действие машину, которая с применением рулонной бумаги одновременно печатала и лицевую, и оборотную сторону с производительностью почти восемь тысяч экземпляров в час. Цены на печать упали на 25 процентов. «The Times» выиграла битву за механическое производство шрифтов, первой использовав в 1881 г. строкоотливную машину, запатентованную Фредериком Уилксом.

 

 

Вопрос 7. Предпосылки и возникновение политической журналистики периода Великой французской революции. Издания национального собрания, клубов, кружков. Революционные и роялистские издания. Жан-Поль Марат и его журналистская деятельность.

 

1789г – Великая Французская Революция ознаменовала собой выход на политическую арену буржуазии, крах феодализма и идеологии аристократии. Во многом она была подготовлена эпохой Просвещения и идеологами просветительства Вольтером, Дидро, Руссо.

Французская Революция покончила с наследием старого режима, стала началом ряда политич. движений в разн. странах. Ее подготовили и Англ. бурж. революция 17в, и американская война за независимость 18в. Историю революции начининают писать люди, принимавшие в ней непосредственное участие. Горячее дыхание эпохи – в газетах, журналах, книгах. Происходит становление политич. печати и зарождение прессы в совр. понимании этого слова. Один из публицистов Французской Революции Камиль Демулен писал: «При старом режиме был периодический листок, который сообщал о погоде. Сегодня журналисты – общественная власть. Газеты каждое утро сыплются, как манна небесная». Важность печати была понята всеми полит. партиями. Почти все выдающ. деятели ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ редактировали газеты.: Мирабо, Демулен, Робеспьер, Марешаль, Марат, Бабёфи др. Лит-ры XIXв братья Гонкуры писали, что «журналистика вышла из недр революции во всеоружии и, едва родившись, стала ареной великих сражений».

Уже во втор. пол. 18в. Во Фр. наблюд. оживление периодич.печати. Газеты продавались на улице, имелись в большинстве кафе (1800 кафе), в лавках набережных ит.д. Число выходящих брошюр б.огромно. И 1789г для жур-ки - начало новой эры, колыбель политич. печати. Роль книг кончилась. Пришла очередь газет. Так говорили современники.

Полит. наступление на власть нач. Бриссо 16 марта 1789 г. напечат. проспект одной из перв. революц. газет «Французский патриот». Эпиграф: «Свободная газета – это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов»

1 апреля – второй проспект этой газеты, где Бриссо сообщал, что она начнет выходить в апреле 4 р/нед. Указывалась и подписн. цена. Бриссо став. перед собой задачи подготовки революции с пом. газеты и в обращении к читателю наз. свою газету политической, свободной и независимой.

Почти одновременно с «Фр. Патриотом» и без предварит. разр-я выходит «Газета Генеральных Штатов» Мирабо. Король собрал Генер. штаты, чтобы принять Конституцию. Королевск. совет запретил издание этой газеты. Собрание представителей 3-го сословия Парижа и окрестностей (буржуацмм) выразило энергич. протест, назвав это посягательством на свободу печати. Бриссо вынужден прервать издание «Фр. патриота». Мирабо сумел обойти запрет. Он как депутат Генеральн. Штатов д.б. отчитываться перед избирателями. 10 мая 1789г вып. «Письма графа Мирабо к своим избирателям». До 25 июля 1917 го – 19 номеров этой газеты. Взятие Бастилии разруш. последние преграды, стоявш. на пути политич. печати.

Одна за др. появл. новые газеты. Мирабо тоже стал издавать нов. газету «Курьер Прованса» 350 номеров. В это вр. появл. газета «Народный Трибун», издав-ся Фрероном. В ней печатался Марат, а некоторые номера и сам редактировал. Газета «Парижские революции». Возобн. выход «Фр. Патриота» Бриссо.

Если во 1789г во всем королевстве было 60 пер. изданий, то с 14 июля 1789г по 10 августа 1792г существовало 500 газет. И это не было следствием технич. революции. Новая полиграф. техника появится лишь в 1815 году. Пока во Фр. эпоха персонального журнализма.

За 24 часа вручную можно было напечатать 3 тыс. экз. газеты (максимальный тираж). Бумага была. низкого кач-ва. Многочисл. дефекты сказались на качестве печати. И тем не менее, газеты необычайно популярны. Наиболее распространяемой б. накануне революции «парижская газета» - ок. 10 тыс. экз. В большинстве случаев тираж газет от 300 до 500 экз. Большинство газет вых. 2-3 раза в неделю.

До 1789 г реклама – в зачаточном состоянии. Бриссо во «Фр. Патриоте» помещ. частн. объявления. Демулен начал всякого рода анонсы. Больше всего такого рода объявлений было в ежедневно. газете «Парижская хроника». Производство газет было дорогим, но рентабельным.

Неудивительно, что в самом благоприятном финансов.положении нах-сь газеты, печатавшие большей частью объявления: «Анонс», «Афиш» 2 р/нед, ок. 50 тыс. экз. В них помещ. бойкий материал на злобу дня.

В перв. годы революции появ. вечерние газеты, которые помещ. отчеты о работе нац. собрания. Они быстро набирали популярность из-за оперативности.

Многие газеты явл. органами клубов и кружков. «Желтые уста» - социальный кружок.

Поначалу монархия не обращала вним-я на печать как на средство классов. борьбы. Но падение Бастилии ускорило появление роялистских газет. Первой была «Газета Национальной Политики», основ. в июле 1789г. аббатом Сабатье. Но политику ее определял граф Ривароль. Его собственная газета называлась «Деяния апостолов» (ноябрь 1789г). ПОстеп. появ. огром. кол-во роялистских газет. Одной из значительных была газета «Друг короля»: поначалу полемика велась с пом. политич. и философск. аргументов. После ареста королевск. семьи роялистские газеты перешли к ругани, непристойным разоблачениям вожаков революции и их дел. Часто материалы посвящались личной жизни депутатов национального собрания и демократических журналистов. Объектом особ. внимания был Робеспьер. Контррев-е газеты нах в лучшем финансовом положении. Рост их числа прод-ся до 10 авг. 1792г (падение монархии). С целью снизить влияние газет, поднималась цена на газету. Закон, запрещающий расклеивать газеты на улице. На белой бумаге позволено печатать только правительственные акты.

Рост числа газет рев. направленности продолжался. В нач. 1791г в Париже появ. издание, которое отличалось остроумием, самобытностью и выразительностью. Особ. оно было популярно среди плебейской части населения. Это б. ежедневн. газета «Папаша Дюшен», к-рую издавал Эбер. За 10 лет франц революции выходила сатирическая газета «Папаша Дюше», которая издавалась Эбером.

Эбер от имени пасечника Дюше бранными словами обличал события во Франции.

Ее язык был приближен к языку низов. Еще до издания Эбер был популярным памфлетистом («Частная жизнь аббата Мори»). Папаша Дюшен – человек из народа, фольклорн. персонаж. Газета открывалась заставкой, выполненной в лубочной технике ( Петр I, кота мыши хоронили, о Бове-Королевиче). Газета имела 8 стр. и стоила 2 су. Газета пестрела шуточками, оборотами из жаргона предместий, ругательствами. Вместе с тем стиль газеты был острым, ясным. Еще одно заметное издание этого времени – газета Робеспьера «Защитник конституции» еженед. с мая-авг. 1792г. Объёмом от 46 до 64 стр. Основу нов. газеты составили статьи самого Робеспьера. Печатались декреты Законодательного собрания, письма и петиции

Свержение монархии привело к исчезновению роялистской печати.

В политич. плане в этот период активиз. жирандисты (более умерен.,чем якобинцы). Газеты: «Фр. Патриот» Бриссо, «Парижские хроники» Кондорсе, «курьер департамента» ЖозЕфа и др.

1793г – происх якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако газета продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.

1793 среди якобинцев происх. раскол на «снисходительных» (ДантОн) и «левых» (Эбер). У кажд. из группировок – свой печатн. орган. «Снисходительные» вып. газету Демулена «Старый Кондельер», левые – «Папаша Дюшен».

Франция. Уже первый еженедельник «Газетт», основан­ный Теофрастом Ренодо в 1631 г., привлек читателя высоким литературным уровнем, многотемностью сообщений, регуляр­ностью и длительностью выхода. Но только в 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1791) привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики.

 

 

В период, предшествовавший буржуазной революции 1789 года, во Франции, где с таким блеском и так плодотворно работала политическая мысль, существовали лишь 2 газеты и 3-4 журнала, в которых читатель к тому же не находил анализа и оценки фактов политической жизни страны, никакого отклика на злобу дня.

 Политическую газету заменяла Переписка Вольтера. Когда Вольтер начал свою блестящую кампанию в защиту памяти Каласа и де ля Барра, двух жертв религиозного фанатизма, он прибегнул не к газете, а к письмам и памфлету.

 Эти письма перечитывались и обсуждались за приятельскими обедами философов и в литературных салонах; они не доходили до широких масс.

 Радикальная перемена произошла с наступлением революции. За один только 1789 год появилось 150 газет и листков. Следующий, 1790 год принес еще 140 новых периодических изданий; все они были органами политической мысли.

 Чтобы понять закономерность этого явления, надо хотя бы в общих чертах вспомнить ход великой социальной борьбы, завязавшейся в 1789 году.

 

5 мая 1789 года открыли свои заседания Генеральные штаты — старое сословно-представительное учреждение Франции, которого королевская власть не собирала уже 175 лет. К созыву Штатов побудила короля надвигавшаяся финансовая катастрофа. Государственный бюджет уже давно сводился с значительным дефицитом, и все источники государственных доходов были исчерпаны. Король Людовик XVI надеялся, что собравшиеся представителя трех сословий: духовенства, дворянства и третьего сословия — помогут ему разрешить финансовый кризис, и рассчитывал ограничить их работу этой задачей.

 Газета,- писал в 1789 году один из видных публицистов, — это единственный способ просвещения многочисленной, стесненной в развитии своем, не привыкшей к чтению нации, стремящейся выйти из состояния невежества и рабства…

 Журналист Бриссо, в дореволюционный период стеснявшийся своего ремесла, начал теперь выпускать газету Французский патриот с эпиграфом Свободная газета — это часовой на аванпосте, на страже интересов народа.

 2 мая 1789 года, за 3 дня до открытия Генеральных штатов, вышла газета графа Мирабо, либерального дворянина, депутата третьего сословия одной из южных областей Франции — Прованса. Эта газета, называвшаяся Генеральные штаты, была немедленно запрещена, но тотчас же возродилась под названием Письма графа Мирабо к его избирателям затем газета была переименована им в Курьера Прованса. Мирабо был тогда в зените своей славы. В 1789 году он смело выступал против королевского деспотизма. Из разных провинций Франции в Париж направлялись просьбы высылать Письма. Впрочем, очень скоро единый фронт третьего сословия против сил старого порядка дал трещину, и орган Мирабо предстал публике в своем настоящем виде — защитника интересов аристократической верхушки буржуазии, враждебной не только двору и привилегированным сословиям, но в еще большей мере — народным массам.

 Для депутатов было настоятельно необходимым постоянное общение с избирателями, и в ряде случаев именно из регулярно посылаемых депутатских письменных информаций и рождалась газета,

 В разгар июльских событий 1789 года, когда королевский двор подготовлял разгон Национального собрания и к Парижу стягивались наемные швейцарские и немецкие полки, поя велась серьезная левая газета Парижские революции, вскоре же ставшая очень влиятельной. Издатель Парижских революций типографщик Прюдом, единственный владелец газеты, как горделиво гласил штамп на первой странице каждого ее номера, привлек к сотрудничеству в газете даровитых журналистов. Первым редактором газеты был Лустало. Уже осенью 1789 года он энергично и страстно выступил против стремления Национального собрания организовать буржуазию в политически привилегированный класс, создать новую аристократию богачей, лишить неимущие слои населения избирательных прав. В самом начале 1790 года Лустало поставил вопрос о необходимости проведения аграрного закона. Он добивался раздела между беднотой необрабатываемых земель, составлявших одну треть территории Франции. Каждый бедняк имеет право потребовать для себя клочка земли и хижины. Уже тут мы встречаем план расширения социальной базы буржуазной революции, который был развит позднее, зимой 1793 года, в выступлениях левого якобинца Шометта. Все боевые стать по социальным и политическим вопросам, помещенные в Парижских революциях в 1789-1790 годах, традиция приписывает Лустало. Когда Лустало, надорвавший свои силы чрезмерной работой, умер в 1790 году, Прюдом пригласил в свою газету Шометта. После падения монархии 10 августа 1792 года Парижские резолюции стали органом, близким к революционной Коммуне Парижа, прокурором которой был Шометт. В это время в газете сотрудничал и поэт-атеист Сильвен Марешаль, пришедший сюда после того, как его собственный листок Бочка Диогена был закрыт за проповедь атеизма и равенства и за попытку напечатать коммунистическое по своим воззрениям Завещание священника Жана Меллье.

 Возвращаясь к первому году революции, надо отметить еще появление таких газет, как Журналь де деба и Монитер. Издатель Монитора, умелый делец Панкук, бывший в дореволюционное время издателем Французского Меркурия, сумел получить для своих сотрудников особую ложу в зале заседаний Собрания, и его газета, начавшая выходить 24 ноября 1789 года, вскоре стала официальным органом Собрания.

 12 сентября 1789 года Марат начал выпускать Парижского публициста, продолжением которого явился Друг народа — одна из самых знаменитых газет Великой буржуазной революции. Марат с большой остротой и смелостью ставил в ней политические и социальные проблемы. В разрешении тех и других политика буржуазного Национального собрания была враждебна широким массам. Провозгласив отмену феодальных прав, Собрание на деле уничтожило только барщину и сохранило оброки впредь до их выкупа земледельцами. Приняв Декларацию прав, объявлявшую всех людей свободными и равными в своих правах, оно лишило избирательных прав подавляющее большинство населения и приняло закон, сурово каравший рабочих за стачки и профессиональные объединения. Друг народа вел беспощадную борьбу с этой политикой буржуазии. Против него несколько раз возбуждалось судебное преследование. Марат, не имевший сотрудников и один заполнявший страницы своей газеты, принужден был уходить в подполье, даже эмигрировать, но при первой возможности возобновлял издание газеты. Влияние Друга народа было так велико, что его заглавие заимствовалось издателями из другого политического лагеря. Целью таких фальсификаций было либо дискредитироватьМарата, утрируя его взгляды до абсурда, на что он не раз жаловался на страницах подлинного Друга народа, либо, используя доверие массы к его газете, протаскивать в этих подделках воззрения и оценки иного порядка.

 И, наконец, тогда же осенью 1789 года, Камилл Демулен, уже составивший себе известность пылкой агитацией в июльские дни и памфлетом Речь с фонаря к парижанам, стал выпускать газету под претенциозным и громоздким заглавием: Революции Франции и Брабанта и тех королевств, которые, потребовав от Национального собрания и приняв кокарду1, заслужат место в летописях свободы.

 Страницы этого издания были заполнены преимущественно задорными, язвительными нападками на двор и правых членов Национального собрания. Ядовитый, а подчас и грубый в своих насмешках, Демулен растрачивал свой пыл полемиста в язвительных выходках против отдельных лиц, Марат бранил его за легкомыслие, за нежелание или неуменье ставить принципиальные вопросы.

 В мае 1792 года Робеспьер основал газету Защитник конституции. В первом же номере он писал, что будет защищать принципы равенства и священные права, предоставленные народу конституцией. Робеспьер подчеркивал, что на данном этапе социальной борьбы важен прежде всего вопрос о том, чьи интересы представляет власть.

 Робеспьер, уже пользовавшийся в этот период огромным влиянием на Якобинский клуб, где собирались представители наиболее революционного крыла буржуазии, вел на страницах своей газеты агитацию за всеобщее избирательное право, за приобщение народных масс к власти. Я верю только в народ, — писал он.

 

 

Жан Поль Марат (1743—1793) — один из наиболее радикальных деятелей Великой французской революции. Издатель газеты «Друг народа», завоевавшей популярность как печатный орган, который призывавший широкие массы к насилию. Деятельность Марата заключалась преимущественно в словах — лично он в народных выступлениях и других важных политических событиях своего времени не участвовал.Марат ратовал за вооружение всего народа и создание революционной армии. Вел непримиримую борьбу против умеренных сторонников революции. После падения монархии он был выдвинут в Комитет наблюдения революционной коммуны Парижа. Стал одним из вождей якобинцев. В сентябре 1792 г. Марат был избран депутатом Конвента. Вместе с Робеспьером и другими якобинскими вождями Марат руководил подготовкой восстания 31 мая — 2 июня 1793 г., свергнувшего власть жирондистов. Убит Шарлоттой Корде 13 июля 1793 г.

После смерти Марата его популярность переросла в настоящий культ. На его похороны явился Конвент в полном составе. По просьбе революционного клуба кордельеров («Общества прав человека и гражданина»), активистом которого был Марат, его похоронили в саду здания клуба, а сердце поместили в зале заседаний. В Париже Монмартр был переименован в Монмарат. По всей Франции воздвигались бюсты и алтари в честь Марата, объявленного «мучеником свободы». 21 сентября 1794 года прах Марата был торжественно перенесен в Пантеон, правда, ненадолго. Пришедшим к власти политикам умеренного толка стало неловко официально увековечивать память человека, известного своими постоянными призывами рубить головы. 26 февраля 1795 года Марата вынесли из Пантеона и перезахоронили на кладбище св. Женевьевы.Неудивительно, что Марат, обвинявший в предательстве министров и депутатов и призывавший народ к восстанию, неоднократно подвергался преследованиям, был вынужден скрываться, уходить в подполье и даже бежать в Великобританию. Но всякий раз он возвращался и с удвоенной энергией принимался за издание газеты. В сентябре 1792 года Марат из гонимого журналиста превратился в человека, облеченного властью. Он был избран депутатом от Парижа в Национальный Конвент, где соперничали две политические группировки: жирондисты и монтаньяры. Марат примкнул к более радикальным монтаньярам, хотя и держался среди них особняком. Во время дебатов в Конвенте он обычно служил мишенью для нападок со стороны жирондистов: поводов для этого было предостаточно. Один депутат предложил даже мыть трибуну всякий раз после того, как на ней выступал Марат.Жан Поль Марат — один из тех знаменитых французов эпохи революции конца XVIII века, которые редко кого оставляют равнодушными. Для одних это пламенный революционер, друг народа и мученик за свободу. Для других — отвратительный палач, человеконенавистник, призывавший без пощады рубить головы. На известной картине Ж. Л. Давида «Смерть Марата» изображен прекрасный и возвышенный герой, способный вызвать восхищение и сострадание зрителей. Но некоторые историки называли его «Калигулой» и «гунном», подчеркивая тем самым его варварскую жестокость. Столь противоречивые оценки неудивительны, так как Марат был очень сложным человеком.После смерти Марата его популярность переросла в настоящий культ. На его похороны явился Конвент в полном составе. По просьбе революционного клуба кордельеров («Общества прав человека и гражданина»), активистом которого был Марат, его похоронили в саду здания клуба, а сердце поместили в зале заседаний. В Париже Монмартр был переименован в Монмарат. По всей Франции воздвигались бюсты и алтари в честь Марата, объявленного «мучеником свободы». 21 сентября 1794 года прах Марата был торжественно перенесен в Пантеон, правда, ненадолго. Пришедшим к власти политикам умеренного толка стало неловко официально увековечивать память человека, известного своими постоянными призывами рубить головы. 26 февраля 1795 года Марата вынесли из Пантеона и перезахоронили на кладбище св. Женевьевы...

 

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!