Вопрос 27. Журналистика Германии в XX-XXI вв.



Правители Германии придавали важное значение прессе, поэтому некоторые активно с ней сотрудничали, например, Бисмарк. Особое место в истории Германии, а также ее журналистики занимает период Третьего Рейха, господства фашистской идеологии и участия Германии во Второй мировой войне. Это время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям, внушения немцам их права уничтожать "неполноценные" нации, призывам к войне. Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Лишь разгром фашистской Германии странами антигитлеровской коалиции и последующие политические преобразования позволили повернуть страну и вместе с ней СМИ на путь демократического развития. Фашистская идеология была строжайше запрещена законом, любые ее проявления, в том числе и в СМИ караются законом. В период существования трех Германий - ФРГ, ГДР и Западного Берлина - средства массовой информации этих стран работали под давлением требования "холодной войны", вели идеологическую войну, постоянно выискивая и критикуя действия друг друга. ГДР как страна социалистического лагеря подчинялась жестким законам коммунистической пропаганды и агитации, где о свободе слова говорить не приходилось. ФРГ и Западный Берлин развивались в рамках западной демократии и их СМИ были более свободны от идеологических влияний. После объединения Германий, начала перестройки в СССР, прекращения "холодной войны" и распада СССР принцип свободы печати, объективности и достоверности информации получили для своего проявления плодотворную почву. Сегодня деятельность СМИ Германии регламентирует принцип свободы печати, заложенный в основной закон страны. Лишь злоупотребление свободой печати ведет гражданина к лишению этого права.

Современные средства массовой информации Германии представляют собой классический пример западноевропейской печати. Согласно официальной статистике, опубликованной в “Отчёте Федерального правительства о состоянии средств мас­совой информации”. Характерная особенность СМИ Германии – боль­шое количество местных и региональных газет, что объясняется многовековой раздробленностью Германии. Однако структура СМИ страны традиционная: надрегиональные (общенациональные), ре­гиональные и местные издания, которые делятся на качествен­ные и массовые (“бульварные”).

Крупнейшей по тиражу среди надрегиональных газет ос­талась бульварная “Бильд-цайтунг” (тираж 4,5 млн. экз.), в том числе и восточное издание “Бильд-цайтунг-ост” (680 тыс.). Самый большой тираж среди качественных ежедневных га­зет остаётся у “Зюддойче цайтунг” – 380 тыс. экз. Следом за ней идёт “Франкфутер рундшау” – 190 тыс. экз., “Нойес дойч­ланд” – 80 тыс.экз., “Ди тагесцайтунг” – 60 тыс. экз. Пос­леднее место занимает всё ещё считающаяся надрегиональной “Юнге вельт”, 28 тыс.экз. Популярным специализированным эко­номическим изданием остаётся газета “Хандельсблат” (тираж 133 тыс.).

Большой популярностью пользуются надрегиональные ежене­дельники. Всего их семь. Лидирует “Ди цайт” (тираж 477 тыс.экз.). Далее места по тиражам распределяются следующим образом: “Байерн-курир” (157 тыс.), “Райнишер Меркур” (108 тыс.), восточная “Вохенпост” (103 тыс.), “Ди вохе” (108 тыс.), “Дойчес альгемайне зонтагсблатт” (80 тыс.).

Уже несколько лет Германия переживает журнальный “бум”. Изменений в списке журнальных магнатов и их рейтинг на рынке не произошло: по-прежнему господствуют группы Бауэ­ра, Шпрингера, Бурды и “Грунер унд Яр”. По типологическим характеристикам первое место занимают специализированные журналы (42.6%), второе – общественно-политические (19.3%). На третьем месте – ведомственные (14.6 %), на четвёртом – рекламные издания (13.8%). Наблюдается рост тиража информационного еженедельника “Фокус” ( 685 тыс.экз., прирост 22.1% за год) Теряют в тираже “Шпигель” (2.2 %), “Штерн” (3.1%), “Бунте” (3.8%), “Нойе ревю” (19.9%).

Крупнейшими информационными магнатами являются вла­дельцы трёх концернов, входившие в число 500 самых богатых предпринимателей Германии. Это концерны Бертельсмана, Шприн­гера и Бурды. Шпрингер вы­пускает 4 самые популярные ежедневные газеты: “Бильд-цай­тунг”, “Ди вельт”, “Гамбургер абендблатт” и “Берлинер мор­генпост

В Германии существует абонементная плата за радио- и те­левещание. Абонементная плата за радио введена 1 апреля 1924 года и составляла в течение длительного времени 2 марки.

Частное теле- и радиовещание Германии функционирует с 1 января 1984 года, когда начали телевещание 3 программы – “САТ-1”, “Мюзик-бокс” и “РТЛ-плюс”. Держателем лицензии “САТ-1” стало “Программгезельшафт фюр кабель-унд саттелитен­рундфунк мбХ”. Программы транслировались из Людвигсхавена, а уже с 1 января 1985 года – по космической связи. Видеопрог­рамма “Мюзик-бокс” с самого начала транслировалась через спутник и имела часовой блок на так называемом Открытом ка­нале. “РТЛ-плюс” готовила и транслировала свои программы из Люксембурга.

Постепенно они распространяли своё вещание на всю территорию Германии. В 1987 году на телерынке страны по­явилась продукция ТРК “Ойрока”, которая через 2 года была преобразована в развлекательную “ПРО 7”.

РТЛ-2 является многопрофильной программой, но расс­читана на молодёжь и юношество, в ней преобладают развлека­тельно-музыкальные программы. Особое место занимает “Преми­ре”, которая является платной: чтобы принимать её программы, необходимо купить абонемент. С февраля 1991 года она транс­лируется по всей Германии. В настоящее время внедряются 3 новые коммерческие формы обслуживания телезрителей:

- “pay per view”, когда ТВ работает на персональных за­казах. Заказчик не оплачивает всю программу, а лишь то вре­мя, которое он фактически использует;

- “video on demand”, когда заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он указывает;

- интерактивное телевидение, когда телезритель общается с телекомпанией по телевизору.

Первые попытки такого общения привлекли внимание круп­нейших сервисных фирм Германии.

Всего в Германии функционируют 15 частных телекомпа­ний. Согласно официальным данным, 15.1 миллиона человек, то есть половина всех владельцев телеприёмников принимает ка­бельное телевидение и 8.2 миллиона – спутниковое. Программная политика. Телекомпании страны предлагают зрителям 27 теле-программ, из них 12 подготовлены обществен­но-правовыми и 15 частными ТРК.

В Германии существует более 500 информационных агентств, которые занимаются сбором общественно-политической информа­ции. Самое крупное – ДПА (“Дойче прессе агентур”), созданное в 1949 году.

 

· Не все частные радио- и телекомпании могут похвастать деловыми успехами. Лишь 4 телеканала, транслирующих передачи на всю страну, (два из них - чисто музыкальные каналы, показывающие видеоклипы) работают прибыльно. С другой стороны, стартовые потери с момента появления частного телевидения до конца 1998 года оцениваются в 7,5 млрд. марок. И, тем не менее, можно было наблюдать большой интерес к созданию частных радио- и телекомпаний. Особенно активно стремятся стать их совладельцами крупные газетно-журнальные издательства, прежде всего, мощные в финансовом плане концерны и издательские группы. Поначалу они аргументировали это тем, что радио и телевидение значительно снизят их доходы от публикации рекламы. Согласно государственному договору между федеральными землями от апреля 1987 года рекламное время в частных радио- и телекомпаниях не должно превышать 20 % ежедневного эфирного времени. Им же определено возможное число рекламных вставок. Правда, в отличие от публично-правовых компаний "частники" могут давать рекламу и после 20.00, а также по воскресеньям и праздничным дням.

В Германии, как и в других западных странах, облик коренным образом изменившегося ландшафта, даже, можно сказать, новую эпоху в области массовой коммуникации определяют три вида технологии связи: широкополосная кабельная связь, спутниковая связь и связь на базе цифровой техники.

Исходя из политической установки содействовать развитию частного радио и телевидения, концерн "Дойче телеком" с конца 1982 года приступил к расширению широкополосных кабельных сетей, затратив на это свыше 30 млрд. марок и создав тем самым предпосылки для сосуществования публично-правовых и частных радио- и телекомпаний.

Значительные средства "Дойче телеком" вложил и в техническое развитие спутниковой связи. Прогресс в этой области шел от создания спутников дальней связи (Intelsat, Kopernikus) с рассеянной трансляцией до спутников прямого излучения, программы которых с помощью приемных устройств можно принимать дома. Треть всех германских домашних хозяйств (10,3 млн.) принимает телепрограммы через спутник. "Дойче телеком", предоставляющий в аренду спутниковые каналы, испытывает жесткую конкуренцию со стороны других фирм, эксплуатирующих спутники и предлагающих частным и публично-правовым радио- и телекомпаниям выгодные условия аренды. Ведущие позиции на германском рынке занимает расположенная в Люксембурге компания "Сосьете юропеан де сателлит", эксплуатирующая систему спутников "Астра". Одним из ее совладельцев является "Дойче телеком".

В ближайшие годы в связи с появлением цифрового телевидения конкурентная борьба между публично-правовыми и частными телекомпаниями еще больше обострится. Поначалу группа Кирха сделала попытку утвердиться на этом рынке с помощью разработанного ею декодера для цифрового телевидения (Set top-Вох). Однако вскоре она была вынуждена взять в долю и своих конкурентов: CLT/Ufa и "Дойче телеком". Эта олигополия потерпела крах из-за сопротивления со стороны других частных оферентов программ и публично-правовых телерадиокомпаний. В целях сохранения конкуренции она была запрещена Федеральным ведомством по делам картелей и комиссией ЕС по развитию конкуренции. Поэтому вышеназванные фирмы и "Дойче телеком" разработали программный интерфейс, позволяющий и другим оферентам использовать декодер для своих нужд (поиск программ, доступ в Интернет, интерактивные рекламные передачи). Таким образом в сфере цифрового радио и телевидения была предотвращена монополия нескольких сильных в финансовом отношении групп.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!