Бунтарско-анархические идеи в России. М. Кропоткин, М. Бакунин.



 

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Коллективистский анархист. Работы: Федерализм, социализм и антитеологизм. Кнуто-германская империя. Государственность и анархия. Все юридические законы, в отличии от законов природы и заурядного правила общежития, являются внешне навязанными, а потому и деспотическими. Свобода человека должна соизмеряться не стой свободой, которая пожалована и отмерена законами государства, а с той свободой, которая есть отражение человечности и человеческого права в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные. Важнейшей гарантией обеспечения свободы считал контроль над государственной властью. Совершить социальную революцию – значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь государство.

Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) – принадлежал к старинному княжескому роду. Историческое развитие государства он связывал с возникновением поземельной собственности и стремлением сохранить её в руках одного класса, который вследствие этого стал бы господствующим. Государство есть общество взаимного страхования, заключённого между землевладельцем, воином, судьёй и священником, чтобы обеспечить каждому из них власть над народом и эксплуатацию бедноты. Историческая миссия государства свелась на практике к поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком.

 

 

характеризуется как субъективная абстракция, чисто логическая форма. Субъекты права не имеют своего значения – они производны от нормативно-государственного предписания. Государство устанавливает законы и тем самым создаёт право. То есть юридический позитивизм рассматривал нормы права – как продукт произвола государства. Государство создаётся правом, и в то же время государство – это правовое явление. Т.о. теория соотношения государства и права была доведена до того, что право – есть государство. Обосновывается идея господства права, самоопределение государства правом, верховенство закона и законности.

 

К. Маркс, Ф. Энгельс.

 

В Марксизме 3 составляющих учения: немецкая классическая философия, английская политэкономия и критический утопический социализм. Марксизм – это утопическое учение. Если предыдущие учения убеждали в необходимости преобразований, то марксизм уже говорил о преобразовании путём классовой борьбы. В основе развития общества лежит борьба. С помощью борьбы общество перешло от первобытнообщинного строя к классовому обществу, а классы возникли в результате частной собственности, которая возникла в результате разделения труда:

1) выделение скотоводства; 2) выделение людей, которые занимаются торговлей – купцов; Класс купцов возник в результате возникновения частной собственности. Частная собственность возникла в результате того, что человек производил больше, чем мог потребить. Государство возникло в результате классовой борьбы. Государство – это машина для подавления господствующего класса. Диктатура – возведённая в закон воля господствующего класса, обусловленная экономическими условиями этого класса. Возникновение государства в своём развитии представляет собой постепенный переход от рабовладельческого типа к феодальному. В связи с этим в марксизме выделяется 5 общ-эк. формаций: первобытнообщ., рабовлад., феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Коммунистическая формация определялась как бесклассовое общество, начало подлинной истории человечества. Революция крепостных крестьян предопределила крушение феодального государства и права. В результате этого появилась буржуазия. Возникший в результате пролетариат должен ликвидировать буржуазное государство и право и установить диктатуру пролетариата.

 

Социалисты – утописты середины XIX в.

 

Социалисты-утописты обличали капиталистический строй и предлагали план идеального политического и экономического устройства общества. Сен-Симон (1760-1825). С.-С. был недоволен результатами французской революции. В протест слагает дворянское звание, отказывается от графского титула, ищет пути устройства общества на справедливых началах.

Создал учение о закономерностях общественного развития, о прогрес­сивно­сти всякой новой системы в развитии общества. С-С подходит к обоснованию идеи закономерного развития общества и смены одной фазы развития другой «новой организационной фазой». Прогресс есть движение к высшей организации общества. Переход осуществляется мирным путём. Основой процветания является индустриальное развитие. Сен-Симон особо подчёркивал роль науки и техники в развитии нового строя. В его труде «Катехизис индустриалов» отмечается, что крупные землевладельцы и капиталисты будут в «обществе индустриалов» упразднены. «Индустриалы» – это все трудящиеся, люди науки, пром. буржуазия. Сен-Симон считал, что в промышленной системе частную собственность можно контролировать. В русле своих технократических взглядов С-С обосновывает и идею, что государство из орудия управления людьми превратится в орудие управления вещами. Т.е. перестанет быть полит. организацией. Фурье (1772-1837). Родился в семье богатого коммерсанта. На него оказала огромное влияние французская революция. Он считал, что эта революция не достигла необходимых результатов. Он критикует существующий строй, идеологов капитализма, тех, кто защищает капиталистические устои. Своё учение Ф. Облекает в религиозно-мистическую форму, т.к. считал себя пророком, постигшим волю Всевышнего. Он утверждал, что открыл новый социальный мир. Начинает своё учение с исследования природы человека. Человек обуреваем страстями, которые являются движущей силой поведения человека. Страсти не следует заглушать, им следует дать разумное удовлетворение. Человеческие страсти ведут индивидуума к удовлетворению своих потребностей и необходимости сожительства с другими людьми. Энтузиазм, радость творческого труда и стремление к совершенствованию может найти своё удовлетворение только в социальном обществе. Ф. Критикует и политическую систему, государство и правительство, кото­рое фактически находится в услужении у богатых, и государство защищает их бо­гат­ство в борьбе против бедняков. Законы защищают привилегии богатых. Зако­ны – это акты государственного принуждения. Они обязывают бедняков упла­чи­вать налоги и поборы. Бедняк не может рассчитывать на справедливость в суде, т.к. не имеет средств для гарантии своей судебной защиты в делах против богачей. Право – ничто, если оно не гарантированно материально. Право иллюзорно, если нельзя его осуществить. Предложенные Ф. Исправления существующего положения: строй должен представлять собой строй социальной гармонии. Он возможен, если он будет являть собой систему ассоциаций, систему фаланг. Фаланга должна иметь место и в земледелии, и в промышленности. Фаланга – это ассоциация 1600-1700 человек. В ней вся производственная деятельность регулируется в соответ­ствии с человеческими страстями. Вся культурная и бытовая деятельность должна упорядочиваться исходя из человеческих страстей. Их Ф. Выделил 12: 5 чувственных (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух); 4 душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство); 3 распределительных, управляющих (страсть-интрига, страсть к разнообразию, энтузиазм). Исходя из особенностей индивида, внутри фаланги образуются группы, занимающиеся определённым видом труда. Такая деятельность увеличивает производительность труда в 4 раза. Для достижения гармонии все фалангисты должны жить также совместно. Богачи должны участвовать в наиболее благоприятных видах труда. Пролетарии должны покупать акции у капиталистов. Надо поощрять смешанные браки. С точки зрения Ф. План будет неизбежно реализован. Роберт Оуэн (1771-1858). Выходец из семьи ремесленника. К 30 годам стал совладельцем крупной бумагопрядильной фабрики. На ней сократил рабочий день с 13-14 часов до 10,5; для детей рабочих впервые организует ясли. Т.о. стал заниматься благотворительностью. Но вскоре убедился, что этого недостаточно для улучшения положения рабочего класса.

О. Сторонник общественной собственности. Его концепция сводилась к необходимости обеспечения реализации деятельности на общественном труде в пределах группы людей, объединённых в колонии. Эти колонии должны базироваться на иной основе – общности права и труда. В 1824г. отправляется в США и создаёт коммунистическую колонию «Новая гармония». Но его постигла неудача, после чего он вернулся в Англию. Он исходил из то­го, что человек создан для счастья, которое он обретёт только в сотрудни­чес­тве с другими. Первопричина всех бед – невежество. Центральная власть, как орган насилия, будет излишен и уступит место свободной федерации, самоуправляющейся общине. Вскоре собственность станет общественным достоянием, которой будет достаточно всем. Человек будет воспитан в духе гармонии.


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!