Социологическая теория государства. Л. Гумплович.



Людвиг Гумплович (1838-1909). Его осн. труды: Раса и государство. Исследование о законе формирования гос-ва; Общее государственное право. Мировоззрение – реалистическое. Борьба за существование – главный фактор социальной жизни. Гос-во полностью находиться в сфере действия данного фактора. Эта борьба – вечный спутник человечества и главный стимулятор общественного развития. Практически она выливается в борьбу между различными человеческими группами. Каждая из них стремиться подчинить себе другую группу и установить над ней господство. Истоки постоянной борьбы: 1) расовые различия 2) стремление людей к удовлетворению своих материальных потребностей. В самую отдалённую эпоху конфликты между отдельными родами за овладение имуществом завершались уничтожением побеждённой группы. Позднее людей из таких групп стали оставлять в живых. Победители, чтобы упрочить своё положение должны были предпринять ряд организационных мер. Их результат – государство. Существование общества без государственного принуждения невозможно.   

 

Психологическая школа права Петражицкого.

Основателем и наиболее ярким представителем психологической теории права в первой трети ХХ в. был Л.И. Петражицкий. Он считал, что эмпирическая наука изучает два вида бытия – физическое и психическое. Право, как одно из явлений бытия, принадлежит миру психики и представляет собой обязательно-притязательное переживания людей. Нормы, как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Петражицкий трактует право как элемент психики человека, сводит право к чувствам и эмоциям, трактуя его в двух аспектах: 1) как право официальное и неофициальное. Официальное право подлежит применению гос. властью и поддерживается с её стороны. Неофициальное право лишено такого значения, однако оно всё же действует в качестве права. Т.о. каждая соц. группа создаёт своё право, независимо от государства. 2) как позитивное и автономное право. Позитивное право опирается на внешние источники (кодексы, законы; книжное право – книги юридического содержания + сборники обычного права + священные книги; право принятых в науке мнений – доктрины права, позиции, мнения учёных; право учений отдельных юристов

Евразийцы. П. Савицкий, Н. Алексеев, Г. Вернадский.

С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев.

 

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944). Взаимоотношения церкви и государства рассматривает совокупно с их взаимоотношениями с индивидом и богом. Правовые взгляды наиболее компактно изложены в статье «О социальном идеале». Он отвергает ту позицию, которая отрицает роль правовых гарантий. Истолкование природы права: высшей нормой личной морали является заповедь любви к ближнему. Формула справедливости: каждому своё. Тем самым за каждой личностью признаётся сфера его исключительного права и господства. Естественное право: 1) люди равны между собой как нравственные личности; 2) человеческое достоинство, святейшее из званий человека, равняет всех между собой; 3) человек для человека должен представлять абсолютную ценность.

Николай Алексеевич Бердяев (1874-1948). Издавал журнал «Путь». Русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементу. В Русской истории мы видим пять разных Россий – Россию киевскую, татарского периода, московскую, петровскую, императорскую, советскую. Революционность состоит в радикальном уничтожении прогнившего, изолгавшегося и дурного прошлого, но нельзя уничтожить вечноценного, подлинного в прошлом.

 

О. Шпенглер.

Освальд Шпенглер (1880-1936). «Пруссачество и социализм» - старопрусский дух и социалистический образ мыслей, ненавидящие сегодня друг друга братской ненавистью, есть фактически одно и то же. Торжество принципа чиновничества, согласно которому буквально каждый член немецкой народной общности независимо от рода его занятий обретает и реализует статус чиновника, находящегося на службе у государства. Сама идеология германского фашизма менее всего рисует немецкий социализм как антикапиталистический строй, как антипод мира частнособственнических отношений. Для них приемлемы предпринимательство и конкуренция, всякий капитал, любая собственность, если они производительны, работают на нацию. Обличаются спекуляция. Цель немецкого социализма – ликвидация классовой борьбы, воцарение согласия между капиталом и трудом. Чтобы его достичь, надо всего лишь устранить отдельные дефекты в наличной экономической системе и искоренить в умах рабочих классовое мировоззрение, марксизм.

 

И. Ильин.

Иван Александрович Ильин (1883-1954). Юрист по образованию. Работы: «Учение о правосознании», «О сопротивлении злу силою», «О монархии и республике». В отличии от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определённости, завершённости, импульсивности и исполнительности. Государственная власть должна принадлежать и применяться только на основе правового полномочия, она должна быть единой в пределах каждого политического союза, она должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу, политические программы должны включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес, гос. власть принципиально связана с распределяющей справедливостью, но она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда этого требует поддержание национально-духовного бытия народа. Частная собственность – естественное право человека, которое и должно защищаться законами, правопорядком и государственной властью. Частная собственность даёт чувство уверенности, доверия к людям, к вещам и земле. Правовое государство основывается на признании человеческой личности, покоиться на лояльном правосознании.

 

66. Г. Кельзен и Г. Харт.

Создатель – Ганс Кельзен (1881-1973). Основные труды – «Чистая теория права», «Общая теория права». Суть теории – право необходимо рассматривать в чистом виде, не связывая с экономикой, политикой и т.д. Чистота по Кельзену означает: 1) исключение из юрид. науки идеологических и аксиологических (ценностных) элементов; 2) изъятие из юр. науки любых социологических аспектов, т.е. попыток рассмотреть право во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Основа такого подхода – субъективный идеализм. В праве он усматривает то, что создал Кант – философская основа учения о праве – учение Канта о категорическом императиве. В основе права лежит постулируемая человеческим сознанием основная норма (абстрактная норма: можешь, т.к. должен). С помощью основной нормы, право достигает единства, не прибегая к метаправовым источникам (будь то бог, гос-во, полит. власть) и образует ступенчатый порядок, в котором низшие нормы вытекают из высших. Высшая ступень права – конституция. А уже на основе конституции, издаются обычные законы, в соответствии с законами издаются подзаконные акты, и в соответствии со всем этим нормативным массивом устанавливаются судебные и административные решения. Всё это – нормы, право. Эта система норм находится в иерархическом соотношении, право – это иерархическая система норм должного поведения. Главное в праве – обязанности; полномочия в праве не существенны, вторичны. «Государство – специфическое нормативное единство; правопорядок, достигший определённой степени централизации».


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!