ППУ Английских либералов. И. Бентам, Дж. Милль.



 

Основная идея – принцип утилитаризма – пользы. Человек находится под властью удовольствий и страданий. Цель всякого разумного существа – получить для себя как можно больше счастья. Все побуждения человека сводятся к одному – личному интересу, наибольшему счастью, пользе. Самые порочные и самые добродетельные имеют одинаковые мотивы действия. Все хотят увеличить сумму своего счастья. Главная задача законодателя – указать человеку, в чём состоит для него наибольшая польза. Справедливое общество – такое общество, которое обеспечивает большее счастье большему числу людей. Законодатель должен взвесить все удовлетворения и страдания, которые получатся от издания закона. Он должен принять во внимание, что само издание закона уже есть какое-то зло, ибо великий закон стесняет в какой-то мере свободу индивида. Законодатель должен в своей деятельности ограничиться заботой о безопасности граждан, т.е. об охране личности и его собственности. Установление равенства – химера, возможно только уменьшение неравенства. Законодатель должен действовать в русле справедливости, а принцип справедливости означает, что право должно быть известно всем, а для этого кодификация абсолютно необходима. Законодатель должен заботиться о частной собственности. При отсутствии её люди питали бы отвращение к труду, прекратилось бы накопление богатства, приостановился бы прогресс. После обеспечения пользы каждого, законодательство должно реализовываться с помощью справедливого правосудия. Чтобы правосудие выполняло свою миссию, не следует жалеть денег: «Дешёвый суд слишком дорого обходится народу». Он критикует просветительство, воззрения представителей естественно-правовой школы, общественный договор, разделение властей (фикция). Существует только положительное право. И.Б. критикует сохранившиеся в Англии феодальные пережитки. К концу жизни изменил свою позицию в сторону радикализма. Это было вызвано экономическим подъёмом в Англии: он уже за всеобщие, равные, ежегодные выборы в Парламент, выступает за ответственность исполнительной власти перед законодательной, против монархии, аристократии.

договора конструировать государственную власть, идея суверенитета народа, равенства граждан и политического равноправия. Он подчёркивает право народа на восстание. Д. выступает за равенство, свободу. Естественные права всегда выше положительного права и законов. Д. выступает за установление демократической республики, чтобы народ участвовал в политической жизни страны. Он против привлечения к управлению страной богачей, против рабства. Он исходит из того, что все должны быть равны в правах, все должностные лица избираться на определённый срок, они должны быть подконтрольны народу. По его инициативе приняты 10 поправок к Конституции, в которых провозглашались права и свободы. Они вступили в силу в 1791 году. Д. критикует монархию, он вёл борьбу с идеологами крупной буржуазии, которые пытались обосновать деление людей на высших и низших. Он выступал за установление демократической республики, которая была бы всеизлечивающим средством от всех социальных бедствий.

Александр Гамильтон (1757-1804). Он выражал интересы крупной торгово-промышленной буржуазии и плантаторов-рабовладельцев. Выражал взгляды в сборнике, журнале «Федералист».

Он сторонник сильной центральной власти, которая необходима для обуздания трудящихся, народа. Был за республику, но с пожизненной президентской властью и неограниченными полномочиями президента. Позиция сильной президентской власти была воспринята Конституцией США. В конституции отразилась и его позиция о 2-х палатном законодательном органе, учреждении Сената (2-ая палата), который должен избираться штатами, должен сдерживать 1-ую палату, должен вмешиваться в деятельность Конгресса в плане защиты интересов крупной буржуазии. Свою позицию обосновывал естественным делением людей на высших и низших, богатых и бедных. Масса бедняков – непостоянна и неразумна. Выступал с идеей независимости судебной власти.

 

Историческая школа права.

 

Она сформировалась в к.18 - н.19 в.в., оказалась весьма влиятельной. Историческая школа была реакций на естественную школу права. Сторонники этой школы были решительными противниками революции. Историческая школа: право – не результат созна­тельной деятельности людей, не воля сознательная, а продукт народного, на­ци­о­нального духа, право возникает само собой, стихийно, независимо от воли людей, та же, как появился язык. Сам народный дух как таковой не изменяется, а лишь развивается в процессе развития. Дух, присущий кон­кретному народу, дан Всевышним, он является постоянным, в процессе рас­крытия происходит и изменения в самом праве. Основатель – Густав Гуго (1764-1844) – профессор Геттингемпского университета, специалист по римскому праву. Власть и право возникают не в результате договора, не по чьему-то указу, не от Бога, а появилось стихийно. Он оправдывает рабство, т.к. оно существовало тысячелетиями. Дальше эти положения развивал его соотечественник Савиньи (1779-1861). Изложил свою позицию в 6-титомном курсе «Структура современного РП» (учебник). С. акцентирует внимание на националистическом характере духа, который порождает право. Всякое право в своём развитии проходит 3 ступени: 1) природное право – живёт в сознании народа, свойственно национальному духу, прирождённое народу, это право возникает под влиянием внутри действующих сил, и объективируется как право; 2) учёное право – тоже обычное право, но подвергшееся научной обработке. Это право живёт как бы двойной жизнью: как право природное и учёное. Это не двойное, а единое право, т.к. имеет один источник – народный дух; 3) кодификация. Как объединение в единой форме законов. Пухта Георг Фридрих (1798-1846). Профессор Берлинского университета, специалист по римскому праву. Право в своём развитии проходит 3 стадии: 1) обычай – первоначальный источник права; 2) законодательство – персонификация общей воли; 3) право юристов – юристы вскрывают нормы, таящиеся в духе народа, наци­ональном духе, но их нормы ещё нет ни в обычае, ни в законодательстве.

Национальный дух в конечном итоге народу даётся Всевышним. «Если бы кто подумал, что наши воззрения противоречат богу, он бы нас не понял. Бог вложил в нацию силу создавать право».

 

И. Кант.

В тот период Германия была самой отсталой страной в Западной Европе – ещё преобладал феодализм. Сформировалось 2 направления: либеральное (Кант, Гегель) и историческая школа права; Иммануил Кант (1724-1804). Всю жизнь посвятил науке. Жил в Кённиксберге. Он самый плодовитый исследователь-философ. Его позиция – позиция умеренная (либерал). Кант – философ, дуалист. Мир двойственен. Он представляет собой «мир сущего» и «мир должного». Человек – существо двойственное. В мире сущего действуют объективные законы, этот мир познаваем. В этом мире человек не свободен, он вынужден подчиняться естественным законам. Мир должного – там нет закономерностей, человек в нём свободен, поведение непредсказуемо, мир непознаваем. Это мир морали, права, область государства. Т.к. нет закономерностей, в этом мире должны действовать императивы – обязательные веления, коим надлежит повиноваться. Они: категорические и гипотетические. Гипотетические – условные веления, такие поступки людей, которые исходят из соображения собственного блага. Категорические – безусловные веления, подчинение которым должно быть безусловным. Эти веления вытекают из чувства долга. Долг – ты должен, а поэтому ты можешь. Категорический императив проявляется в 3-х аспектах: 1) действуй по такой максиме (правилу), руководствуясь которой, ты в то же время желать, чтобы она стала всеобщим законом; 2) действуй так, чтобы ты никогда не относился к человеку, как в твоём лице, так и всякого другого, только как к средству, но в то же время как к цели; 3) действуй по такой максиме, которая в то же время может сделать сама себя всеобщим законом. Каждый может и должен участвовать в законодательстве (кроме женщин и работников по найму, т.к. они зависимы).

Сфера деятельности человека в мире должного обусловлена этими 3-мя проявлениями. Соблюдение нравственного закона может быть формальным (внешней свободы человека) и по внутреннему убеждению (сфера нравственности). Законы, по которым устанавливается внешнее поведение, – юридические законы. Это и есть право. Право – это совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы. К. исходит из того, что право, установленное государством, должно соответствовать естественному праву. Государство – это объединение множества лиц, подчинённых правовым законам. Создание государства – это требование категорического императива; организация государства – результат соглашения в силу, которого все и каждый в замен естественной свободы получают свободу в качестве членов государства. В государстве существует 3 власти: верховная, исполнительная, судебная. Источник установления законов – ограниченный круг людей. К. к концу жизни стал обосновывать более прогрессивные идеи, отстаивал взгляды, связанные с обеспечением человечеству благоприятных условий жизни. Работа «К вечному миру» – это самая высокая цель человечества. Будущее человечества – федерация, основанная на устоях естественного права, которая обеспечивает самое важное благо человечества – мир. Самое важное для человечества – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в нём существует свобода.

наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо каждый переносит своё естественное право на большую часть общества, которую он составляет, т.к. всё прибывает в естественном состоянии.

Однако Б.С. допускал монархию, где верховная власть у Собрания (законодательный орган, контроль за исполнением), и возможность аристократии. Он утверждал, что власть должна быть связана законами, обеспечивающими действительные права и свободы человека. Государственное могущество тогда, когда гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворяет его интересы, собственность, безопасность. Закон ограничен в своём действии.

 

Джон Локк.

Труд – «Два трактата о государственном правлении» («Два трактата о праве»). Естественное состояние – это общее равенство, свобода распоряжаться мыслями и собственностью. Но при таком состоянии нет механизмов разрешения споров и наказания нарушителей, поэтому люди заключают общественный договор, создавая тем самым государство. Гос-во получает от граждан ровно столько власти, сколько это необходимо для достижения личных и общественных целей: жизнь, свобода, собственность. Средство для осуществления этих целей государства: разделение властей, оптимальная для нации форма правления, законность, право народа на восстание при злоупотреблении властью. Государство – совокупность людей, соединившихся в единое целое под эгидой ими же установленного закона, и создавших суд, правомочный разрешать конфликты и наказывать преступников. Локк основоположник теории разделения властей. Существуют 3 вида власти: законодательная (парламент), исполнительная (король), федеральная (внешние сношения, король). Верховная власть – законодательная. Закон – не просто предписание, исходящее от гражданского общества. Он только тогда закон, когда указывает человеку поведение, соответствующее его собственным интересам, и служащее его собственному благу. Закон должен быть стабильным и долговечным. Ему должны подчиняться все. Локк своим учением предвосхищал идею о правовом государстве.

 

Томас Гоббс.

Англ. мыслитель Томас Гоббс в своём произведении «Левиафан» отмечал, что гос-во появляется лишь на опред. этапе развития чел-ва. Ему предшествует естественное состояние, в котором все люди равны и нет никакой власти. Люди в этом состоянии ведут непрерывную борьбу «войну всех против всех» ибо по своей природе «человек человеку волк». Мир в таком состоянии нарушен, существует необходимость выхода из этого состояния => 1-й разумный естественный закон – поиск мира. Мир может быть достигнут лишь взаимным согласием, чтобы прекратить войну, люди вынуждены пойти на заключение общественного договора и создать государство. 1-й разумный естественный закон влечёт за собой еще несколько законов, требований: обязанность проявлять благодарность; прощать прошлые обиды; проявлять уважение к другим; быть скромным; быть беспристрастным; никто не должен быть судьёй в собственном деле; не должно быть пьянства и всего, что затемняет рассудок. Государство ликвидирует разузданное состояние. Люди однажды заключив договор уже не могут высвободится из-под действия верх. власти. В представлении Гоббса, гос-во – мифическое чудовище Левиафан: его душа – власть; его члены – правители, его кровь – деньги. Революция – смерть государства. Но после смерти всегда появляется новый Левиафан. Идеальная форма го-ва – монархия. Допускал существование и других форм: аристократии и демократии. Главное, чтобы при всех этих формах власть государства была абсолютной.

 

Юрий Крижанич.

Юрий Крижанич (1617-1683) продолжает учение Симеона Полоцкого. Хорват по происхождению, долго жил в России. Труды – «Разговоры об владетельству». Он разграничивал 3 формы хорошей власти: самодержавие; боярские владения; общевластие. Лучшая форма – самодержавие. Постулаты естественно-правовой доктрины. Самодержавие должно отличаться от тирании (крутого владения). Не королевство для короля, а король для королевства. Тиран – разбойник. Реформы в России должны проводиться с помощью доброго «законоставия». Законодательство подразделяет на хорошее (разумное) и плохое (худое). Плохое устанавливается по незнанию, следовательно, надо иметь хотя бы одного, а лучше двух философов. С помощью разумных законов надо реформировать социальный строй: дворянам – свободу, за это честная служба государству; городам – самоуправление; крестьянам – к общим потребам всё давать и работу работать (только повинности) – должны быть готовы к тяготам.

 

Феофан Прокопович.

Феофан Прокопович (1681-1737). Стоял на теократических позициях. Закончил Киевскую духовную академию, учился в Риме, получил сан Архиерея. Труд – «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». Считал, что образованию государства предшествует естественное состояние, которое он изображает как «чёрное да безмерное беззаконий море». Чтобы выйти из этого состояния люди заключают «гражданский союз» и устанавливают верховную власть. Критиковал аристократию (приводит к разногласиям в среде правящих) и демократию (всегда приводит к мятежам и смуте). Лучшим «образом правления» является неограниченная наследств. монархия. Если прямой наследник недееспособен, то надо назначать доброго и искусного, независимо от степени родства. Кроме того, решительно отвергал притязание церкви на превосходство перед светской властью. Выступал за отмену патриаршества и утверждение Синода. (Синод обеспечит лучшее упр-е церковными делами) Причина бедствий – невежество людей – выступал за насаждение просвещения в России.

 

Василий Татищев.

Татищев В.Н. (1686-1750) – граф, участник Полтавской битвы, один из первых русских историков. Труд – «История российская», подготовил к изданию «Русскую правду», «Судебник 1650». Стоит на позициях естественного права. Человек сначала был полностью свободен. Вольность характерна для этого состояния. Человек плохо пользовался этой вольностью - своеволие. Интересы общества требуют ограничения вольности каждого индивида. «На вольность каждого должна быть одета узда неволи для его же пользы». Узда: естественная, договорная, принудительная. Первая узда означает необходимость подчинения родителям. Вторая узда – договорная. Из такого договора происходит неволя холопа или слуги, кот. идут в услужение к другим чтобы прокормится. Третья узда – насильственное лишение воли (плен). Татищев считал эту узду противоправной. Считал, что в России невозможны ни демократия, ни аристократия. Невозможность демократии вытекает из обширности государства, недопустимость аристократии подтверждается историческим опытом. Был сторонником просвещённой монархии, кот. должна осуществлять реформы с помощью разумных законов: естественных и гражданских. Характерные черты законов: понятность, выражение преемственности по отношению к древним законам и обычаям, не содержат противоречий, выполняются теми людьми, которым направлены.

О. Конт.

 

Родоначальник позитивизма. Конт возвысился над материализмом и идеализмом, преодолел их противоречия, изобрёл новую науку. В развитии человека и общества он усматривает 3 эпохи, которым соответствуют 3 состояния человеческого ума: 1) теологическое состояние ума – характеризуется тем, что мир рассмат­рива­ет­ся как результат деятельности сверхчеловеческих существ, сил. В области политики это выразилось в создании теории, призывающей к соединению светской и духовной власти, оправдывающей монархическую форму правления; 2) метафизическое состояние ума – характеризуется тем, что при этом состоянии ума природа наделяется теми свойствами, которые ей не присущи. В политике это республиканские теории, теории о народном суверенитете; 3) позитивистское состояние ума – характеризуется тем, что человеческий ум отказывается от происхождения и целей Вселенной и внутренних причин явлений и ограничивается установлением между различными частными явлениями. К. положил начало 3-му состоянию человеческого ума, создав политическую философию и социо­логию, возникла новая политика, основанная на подлинно социоло­гичес­кой науке. Позитивистская философия и политика способны обуздать революционный дух, укрепить общественный порядок. Основное назначение позитивистской философии – внушить стойкие и всеобщие убеждения. Она призвана обеспечить устойчивый порядок. При этом порядок неизбежно сочетается с прогрессом. Прогресс – это порядок. Порядок – это воплощение позитивистской политики, в противоположность анархической республике, наступает социократия, т.е. гармоничная организация общества. Социократия Конта имеет в основе идею солидарности. Солидарность и гармония – закон Вселенной. Задача политики – укрепить общественную солидарность, установить гармонию между целым и частями общественной системы. Основной закон социократии – любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель. Позитивная политика не признаёт никаких прав, кроме права исполнять свой долг. «Новая философия всё более будет стремиться поставить на место бурные рассуждения о правах, и будет спокойно рассуждать о взаимных обязанностях». Слово «право» должно быть устранено из языка – это теологическое понятие, оно аморально и анархично. Надо ставить вместо прав обязанности. Все члены общества выполняют свои обязанности, функции.

Обладание капиталом – общая заслуга. Капитал оплодотворяет промышленность, производство. Для обеспечения социократии, солидарности в обществе предлагает учредить 2 власти: духовную и светскую. Духовная власть должна формироваться из духовной аристократии, т.е. из числа выдающихся вождей пролетариата. Светская власть должна принадлежать банкирам (главное – денежное влияние). Духовная власть покровительствует угнетённому классу, должна вести воспитание в позитивистском духе даже среди этого класса. При спорах между вождями светской и духовной власти арбитром должен быть народ.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!