ППУ славянофилов и западников.



Чаадаев П.Я. (1794-1856) — западник. Представитель просветительства в России. Был противникам крепостного права. Сторонник европеизации общества на основе самоуправления. Он отстаивал главным образом интересы крестьян. Отмена крепостного права принесёт общее благосостояние. Он не призывал к революции. Ч. выступал против самодержавия и крепостничества, но только моральное обновление приведёт к изменениям. Труды – 8 философских писем. Он осуждает самодержавие и крепостничество (называет последнее «ужасной язвой»). Чаадаев подчёркивает отсталость России. По его мнению, успехи западной Европы во многом объясняются господством там католицизма. В России же православие бессильно перед светской властью. Осуждение было таким смелым, что Николай I посчитал Ч. умалишённым. Ч. не видел в народе силы. Он не рассчитывал ни на какие прогрессивные акции со стороны русского народа. Это критиковалось его друзьями.

 

 

А. Герцен и Н. Чернышевский.

Важное значение для распространения в России идей революционного демократизма имела деятельность А.И. Герцена (1812-1870). Он иммигрировал за границу и там издавал русскую революционную прессу. Происхождение государства Герцен объяснял в духе договорной теории и выводил её из необходимости сохранить общественную безопасность. В государстве он видел форму без определённого содержания. Поэтому после победы революции государство должно исчезнуть. Допускал существование республики и всячески отвергал монархию. Герцен неустанно боролся против русского самодержавия, был противником капитализма и сторонником социалистических идей. В учении Н.Г.Чернышевского о государстве и праве большое место занимала проблема их происхождения. Первоначально, считал он, существовала общинная собственность на землю и господствовала племенная организация. С возникновением земледелия появляется частная собственность, кот. вытесняет общинную. Изменение формы собственности приводит к возникновению гос-ва. Возникновение права Чернышевский видит в необходимости регулирования отношений между людьми, в установлении правил для гос. устройства. Постепенно с течением времени, после свершения революции отпадёт необходимость в государственной власти. Формой нового гос-ва должна быть республика. Т.о. специфика социалистов: 1) сторонники осуществления революции. Герцен: насильственное революционное свержение существующего экономического и политического строя. Надежда социалистов на сельскую общину как зародыш будущего общества; 2) формой власти, которая должна быть установлена в результате революции крестьян вместе с рабочими – республика как форма государства.

 

М. Вебер.

Макс Вебер (1864-1920). Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, гос-ва и власти, Вебер выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории: 1) патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных образований); 2) харизматическая (наделение правителя сверхъестественными качествами и властными возможностями); 3) рационально-лигитимная (профессиональная бюрократия). Прогнозировал, что неотвратимой перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общественной и государственной жизнедеятельности. На смену капитализму придёт не социализм, а бюрократизированное в целях рационального управления общество

Дж. Остин.

Юридический позитивизм: Остин (англ.), Лабанд (нем.), Каркунов (рус.) В условиях капитализма в п. пол. XIX в. Естественное право стало ненужным. Возникает юр. позитивизм суть которого сводится к тому, что право отождествляется с законом. Отрицается дуализм права (на естественное и положительное) и обосновывается наличие позитивного права, закона. Сущность права не постигается. Познаваемы только явления. Право

Г. Спенсер.

Герберт Спенсер (1820-1903). Основатель органической теории государства и права. Труды «основания биологии», «основания социологии». Государство тождественно живому организму. Так же, как в живом организме каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой всего организма - общества, государства. Государство, общество – система социальных институтов, механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные институты появляются в результате революции, общественного договора и т.д. Есть институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами, обуславливает возникновение классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. С. утверждал, что политические институты, в т.ч. государство, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека. Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут быть отвергнуты. Государства классифицирует на 2 типа: 1) примитивные (военные, хищнические); 2) высшие (индустриальные). Военный тип государства характеризуется централизованным регулированием, иерархическим подчинением; жизнь, свобода и собственность принадлежат государству. Индустриальный тип гос-ва основан на «законе равной свободы». Вмешательство государства носит минимальный характер. Спенсер последовательно осуждает милитаризм, методы военного режима.

 

Р. Иеринг.

 

Немецкий профессор, юрист Рудольф Иеринг стал известен своими произведениями «Борьба за право», «Цель в праве». Иеринг разработал социологическую или как он сам её назвал, «реалистическую» школу права. Государство и право в данной теории рассматривается эмпирически (во взаимосвязи с др. явлениями). Государство у Иеринга – социальная организация принудительной власти, организация социального принуждения. Для того чтобы принуждать, общество принимает форму государства. Цель государства – обеспечение общих интересов против угрожающего им частного интереса. В отличие от марксизма, государство возникает не как результат противоборства классов, а как результат противоречия между индивидом и обществом.

В понятии права Иеринг выделяет два аспекта: 1)формальный (право – совокупность норм или правил, обеспечивающих гос. принуждение) 2) содержательный (право – совокупность общих и индивидуальных интересов). Иеринг объединяет эти два аспекта и говорит, что право – юридически защищённый интерес, это результат борьбы различных интересов – индивидов, групп, сословий, классов. Цель права – мир, но путь к нему – борьба. Каждый этап права – это неустойчивый компромисс борющихся интересов. Право тесно связано с государством.

 

Ф. Ницше.

Фридрих Ницше (1844-1900). Немецкий мыслитель, который решил пересмотреть все человеческие ценности. Он не признаёт ценности, признаваемые другими. Выступал за их переоценку и нововведения. На место «моральных ценностей» Ницше ставит исключительно натуралистические ценности, натурализация морали. Вместо «социологии» – учение о формах и образцах господства. Вместо «общества» – «культурный комплекс как предмет моего главного интереса». Вместо «теории познания» – перспективное учение об аффектах (для чего необходима иерархия аффектов). Вместо «метафизики и религии» – учение о вечном возвращении (в качестве средства воспитания и отбора). Основная идея концепции Ницше – воля к власти. Воля к власти не любая, есть аристократическая воля к власти, и она – это инстинкт подъёма, воля к жизни; а рабская воля к власти – это институт упадка, воля к смерти, ничто. В обществе, считал Ницше, существует три типа людей: 1) гениальные люди; 2) исполнители идей гениев (царь, воины, судьи, блюстители закона); 3) порядковые люди. Эта иерархия нужна для стабильности общества и гос-ва. Был приверженцем аристократической формы правления (называл её теплицей высокой культуры). Демократическую форму считал упадочной. Кроме того, Ницше – противник народного суверенитета. Право по Ницше, нечто вторичное и производное от воли власти. Н. критикует естественно-правовую доктрину. Он за привилегии выдающихся людей. Право – результат войны и победы: «победителю принадлежит побеждённый с женой и детьми, всем имуществом». Неравенство прав – справедливость.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!