Неотомистская теория возрождённого естественного права.



Всем направлениям характерно общее: естественное право – это общечеловеческие ценности, и именно они, их реализация, воспроизводство. Им должно соответствовать право положительное. Но сам набор ценностей у каждого из направлений неодинаков. Не все естественные направления признают естественное право неизменным – некоторые (экзистенциолистическое, герменевтическое) считают, что право изменяется по мере изменения условий.

Неотомистское направление. (Ж. Маритен, Ж. Дабен, В. Катрайн). Бог является первоисточником всего бытия. С этой точки зрения государство и право являются результатом божественного творения. Под естественным правом неотомисты понимают совокупность общих абстрактных принципов: свободы, справедливости, уважение властей, общее благо и др. Одним из сторонников был Де Белль: гражданские законы, противоречащие естественному праву – плохие законы.

 

Концепция «движения критических правовых исследований».

 

Современная реалистическая школа права. Дж. Френк, К. Ллевелин.

Основоположником реалистической школы считают Иеринга. Самостоятельной её считают не все. Некоторые считают 2-м направлением социологической школы права. В самом стане сторонников реалистической школы выделяются крайние (Олифэн) и умеренные (Гвейлен, Пунк). Радикалы хорошо отражают суть. Теория была создана в 19 веке Иеренгом, в 20-м появилась современная реалисти­чес­кая школа. Суть: Право находится в постоянном движении. Оно создаётся только судом

 

или административными работниками; Право – это не самоцель, а средство для достижения социальных целей; С точки зрения реалистов общество развивается значительно быстрее права, поэтому наблюдается сложность процессов приспособления права к изменениям социальной сис­те­мы. К. Ллевелин противопоставлял «бумажные нормы (нормы должного поведения, выраженные в законах) праву в жизни, или «реальному праву». Реалисты отождествляли право с конкретной практикой судей и администраторов. Правовые нормы – лишь предсказание того, что должны делать суды. Действия, относящиеся к решению спора – сфера права, и люди, осуществляющие эту деятельность – официальные выразители права. То, что они решают по спору – есть само право. Джером Фрэнк: книга «Суд перед судом»: «Право – то, что какой-либо суд где-нибудь и когда-нибудь решит в специальном разбирательстве относительно конкретных прав данного человека». Право – совокупность конкретных судебных решений, которые определяют право субъектов конкретных правоотношений. Ллевелин: не только судебные решения, но и административные акты. Фрэнк: абсолютной истины нет. В области права в некоторой степени возможны вероятности и достоверности.

 

Социологическая школа права. Р. Паунд.

 

Наибольшее распространение социологическая юриспруденция получила в США. Её представитель Роско Паунд (1870-1964) – профессор Гарвардского университета. Труд – «Юриспруденция». Паунд видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Отсюда широкое использование им в теории права этики, истории, психологии. Социологию права Паунд определял как изучение юр. системы функционально, в свете преследуемых ею социальных целей. А право – это высший вид социального контроля для согласования компромисса интересов в обществе. Паунд выделил три стороны в понятии права: 1) Право как правопорядок, т.е. режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества; 2) Право как совокупность юридических предписаний, т.е. правил, норм в данном политически организованном обществе; 3) Право как судебный и административный процесс. В этих 3-х сторонах на 1-й план выступает право как правопорядок. Он не отрицает нормативного характера права, но считает, что право – не только государственное предписание, нормы, но и их реализация, т.е. их претворение в жизнь, это правовые отношения. Право как режим сводится к защите интересов дела, оно заслуживает защиту интересов, т.к. полезно всему обществу (интересам собственности). Основное звено социологической школы права – противопоставление права в законе праву в действии, динамическому правопорядку. Право призвано обеспечить полную безопасность человека. Основная структура, обеспечивающая реализацию права – суды.

 

Теория институтов. М. Ориу.

 

Морис Ориу (1856-1929). Труд – «Основы публичного права». Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет её, налагает на неё определённую форму, становится средой, в которой существуют индивиды. Согласно Ориу каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, институт приобретения. Для того чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известная организация, постоянство определённой социальной группы, образующее институты (семья, церковь, община, профсоюз и т.д.), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы: 1) институты-корпорации; 2) институты-вещи. Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определённой автономией. Эти институты возникали давно и совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство. Институты-вещи лишены автономии. Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии: 1) возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины; 2) становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины ещё не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т.к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института; 3) право дисциплина становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т.е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты.

 

Теория элит.

 

Основателями теории были итальянские политологи Г. Моска, и В. Парето. Парето исходит из ценностного подхода к пониманию элиты. Элиту он определял как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния. Принадлежность к элите зависит от особых качеств, которыми в незаурядной степени обладают некоторые лица и которые обеспечивают им власть. Элиты, считал Парето имеют тенденцию к упадку из-за внутренней замкнутости элиты. На смену новой элите приходит новая элита. Революции, перевороты – это и есть смена элит. В своём труде «Подъём и падение элит» Парето писал, что вся человеческая история – это история постоянной смены элит, одни возвышались, другие приходили в упадок. Г. Моска обращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Моска не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Выборы в условиях демократии Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями. Меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Меньшинство управляет большинством только потому, что оно лучше организовано. Каждое государство, общество можно разделить на 2 страты, слоя: 1) высшая (правящая, элита). Делится на подгруппы: правящая элита и неправящая элита; 2) управляемые (нет подгрупп). Элита и массы, управляющие и управляемые, меньшинство и большинство. У меньшинства 2 разновидности приёмов управления: сила (элита львов) и хитрость (элита лис). История общества – большей частью история преемственности аристократий. Правление элиты львов – правление радикальных меньшинств в условиях сильной бюрократизации деятельности. Западная Европа управляется семейством лис. Проблематика организации общества должна решаться не демократиями, а научными исследованиями.

и их групп). В автономном праве отсутствует ссылка на внешние источники. Это право есть результат внутреннего интуитивного самоопределения человека. Отсюда следует, что существует столько систем автономного права, сколько самих людей. Таким образом, согласно психологической теории существует подлинное право, которое представляет собой психологические переживания людей об их правах и обязанностях и официальное право – совокупность гос. норм.

 


Дата добавления: 2018-05-09; просмотров: 437; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!