Народничество – одно из ведущих течений русской общественной мысли к XIXв.



Народничество– идеология и движение разночинной интеллигенции, господствующей на буржуазно – демократическом этапе освободительной борьбы в России (1861 – 1893) и отражавшие интересы крестьянской демократии. Представители этого направления одновременно выступали и против пережитков крепостничества, и против капиталистического развития страны. С момента зарождения в народничестве наметились две тенденции – революционная и либеральная.

Особенности экономических взглядов народников:

- центральная идея – максимальное ограничение внедрения капитализма в России, свержение царя и установление народной власти;

- путь развития России – минуя стадию капитализма – к социализму;

- социализм – стадия общественного прогресса, опирающаяся на человеческие чувства коллективизации и солидарности;

- кризисы происходят в результате недопотребления продукции, из – за бедности народных масс.

Рассмотрим экономические идеи главных идеологов народничества

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876гг.) выступал с критикой крепостничества, отмечал, что крепостное право тормозит развитие. Бакунин вскрывал методы грубого насилия, деспотизм и казнокрадство царского государственного аппарата.

Большое место в произведениях Бакунина занимала критика капитализма. Бакунин вскрывал кассовые противоречия буржуазного общества, критиковал эксплуатацию народа буржуазией, процветание которой, как он отмечал, основано «…нищете и на экономическом рабстве пролетариата». На экономические взгляды Бакунина оказали отчасти влияние на К. Маркса и Ф. Энгельса. Бакунин указывал на неизбежность борьбы в буржуазном обществе, разделённом на непримиримых антагонистических лагеря, до полной победы революции.

Свои взгляды на капитал, собственность и распределение при капитализме Бакунин рассматривал сквозь призму анархических воззрений на государство. Он отвергал всякий принцип авторитета, проповедовал «самую полную свободу личности», «абсолютную свободу индивидуума». Свою ненависть к царской монархии и буржуазным государствам Европы он переносил на государство вообще, утверждая, что любая власть порождает эксплуатацию. Поэтому Бакунин был против создания государственного устройства и в будущем обществе. Будущее общество он представлял как свободную федерацию рабочих ассоциаций и земледельческих общин, основанных на самоуправлении, с свободной абсолютной личности. Переход к будущему обществу Бакунин представлял в виде революции, главной движущей силой которой будут крестьяне, а также беднейшие слои городского населения и деклассированные элементы. Полагая, что народ всегда готов к восстанию, Бакунин считал, что толчок к началу революции должны дать революционеры – бунтари. В середине 60г. произошёл перелом во взглядах Бакунина. Вступив на путь анархизма, он создал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии». В 1868 г. «Международный альянс» был принят в I Интернационал, а в 1872г. эта организация и Бакунин были исключены из Интернационала за подрывную деятельность.

Основные произведения: «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государство и анархия».

Пётр Никитич Ткачёв (1844-1885гг.) выступал за немедленное проведение революции. Главную роль в которой отводил революционной интеллигенции. Если мужик, по мнению Ткачева, и является в России «единственным представителем реальной экономической силы, то это ещё не значит, что он выступит в социальной революции в активной роли». Далее Ткачёв писал: «Чтобы превратить народ из возможной революционной силы в действующую, из возможного революционера в реального, мы (революционное меньшинство) должны первоначально расшатать, ослабить, уничтожить гнетущий его политический строй, консервативное, эксплуататорское самодержавное государство».

Ткачёв видел главную задачу революционной партии в захвате власти и проведении социалистических реформ. Ткачёв исходил из ошибочного предположения, что царское правительство не имеет прочной основы в России и не связано с интересами отдельных классов, утверждая, что российское государство «висит в воздухе».

Ткачёв, как и все народники, считал общину идеалом русского народа, видел в ней зародыш будущего социалистического общества, полагая, что дальнейшее её развитие даст возможность России избежать «жалкой участи» капиталистической Западной Европы. В то же время Ткачёв предвидел, что земля, переданная в частную собственность крестьянам, быстро станет предметом купли – продажи и это приведёт к из обезземеливанию и проникновению капиталистических отношений в деревню. А развитие капитализма в промышленности и земледелии Ткачёв ошибочно считал крайне нежелательным явлением, расшатывающим устои экономической жизни страны и поэтому задерживающим приближение социалистической революции.

В целом концепция, Ткачева была прогрессивной, так как была направлена против крепостнической системы хозяйства.. при этом он не отрицал необходимости государства, но и подчёркивал его большое значение в будущем обществе

Пётр Лаврович Лавров (1823 – 1900гг.) был соратником А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, был знаком с К. Марксом. Лавров занимал особое место в истории русской экономической мысли и социализма. В эпоху, когда «… раскололся … старый русский крестьянский социализм, уступив место, с одной стороны, рабочему социализму; с другой – выродившись, в полный мещанский радикализм», П.Л. Лавров продолжал быть сторонником революционного свержения царизма и не принял программу либеральных народников.

Лавров выступил с критикой капитализма, указывал на пагубные последствия капиталистических условий труда, которые уродуют рабочих, превращая их в придатки машин. Он не только признавал деление общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство, что делали все социалисты, но и характеризовал два основных класса капиталистического общества – буржуазию и «рабочий пролетариат», осуждённый «современным порядком на бесконечные материальные бедствия».

В вопросах о судьбах русской общины П.Л. Лавров первоначально, выражал надежду, как и все народники, что с её помощью можно минуя капитализм прийти к новой организации общества. Но в последствии П.Л. Лавров, отмечая уже начавшийся процесс разложения общины в связи с развитием капитализма в стране, указывал, что единственным условием устранения существующего неравенства в общине является революция. Для её подготовки, по мнению Лаврова, было необходимо проводить просветительную работу среди народа. В отличии от Ткачева Лавров считал, что народ, руководимый революционной партией, сам совершит революцию.

Характеризуя экономические основы будущего общества Лавров отмечал необходимость утверждения общественной собственности. Обобществление собственности он считал важнейшим требованием революции, которая, по его словам, должна начаться «немедленным и неуклонным обращением всякого имущества групп, имущества государственного в имущество общее».

Важной проблемой в экономической теории П.Л. Лаврова был вопрос о государстве, особенно о его экономической роли в будущем обществе. Лавров правильно отмечал классовый характер института государства. Он утверждал, что государственный строй социалистического общества должен отвечать интересам рабочего класса, что будущее государство наряду с функциями защиты страны от внешних и внутренних врагов будет иметь функции управления экономикой страны.

Витте Сергей Юльевич (1849-1915гг.) – государственный деятель царской России, окончил физико – математический факультет (Новороссийск), занимая высшие должности в правительстве, стремился внедрить буржуазные методы в управлении экономикой страны. Он содействовал установлению капиталистического строя России, сочетая этот процесс с укреплением царской монархии. Он считал, что Российская империя основана на неограниченном самодержавии.

В 1892 г. на посту министра путей сообщения и финансов, он провел ряд мероприятий по созданию капиталистической индустриализации страны: ввел выгодный для российской промышленности железнодорожный тариф, протекционистские таможенные правила и т.д., способствовал строительству сибирской железнодорожной магистрали.

Характерная особенность его экономической политики: усиление государственного хозяйствования, государственная монополия, с широким привлечением иностранных инвестиций и займов.

Важнейшим экономическим мероприятием было выделение золотого денежного обращения и свободный обмен банковских кредитных билетов на золото. Эта реформа (1895-1897) отвечала потребностям капиталистического развития страны.

Витте – сторонник прусского пути развития сельского хозяйства – выступал против социалистической революции. В экономической теории считал себя последователем немецкой школы (Ф.Лист), которая привлекала его своим учением о национальном хозяйстве и протекционизмом. Одна из значительных работ - «Воспоминания» (1907-1912). Программу реорганизации сельскохозяйственного производства и развития фермерства, выдвинутую С.Ю.Витте, начал проводить в жизнь П.А.Столыпин.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 310; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!