Крестьянский социализм А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского 



Борьба с крепостничеством не прекратилась и после восстания 1825г. Более того, она привлекала к себе новое внимание и силы. В итоге, в России появляется новое экономическое направление, получившее название «крестьянский социализм», который оказал большое влияние на всю последующую экономическую мысль и даже на практику преобразований. Основателем был Александр Иванович Герцен (1812-1870гг.). Начинал он как прогрессивно настроенный сторонник западного пути развития России. В 1847г. он после ссылки эмигрировал в Европу и ожидал, что после революционных выступлений европейского рабочего класса (в 1848г.) начнётся социалистическое переустройство общества. Но революции были подавлены, реакция восторжествовала. Герцен пришёл к выводу, что европейский пролетариат не имеет социалистического потенциала и не способен осуществить революцию. В России сложившегося рабочего класса ещё не было. Он обращает своё внимание на русского крестьянина и земельную общину, считая её основой будущего переустройства общества.

Герцен глубоко изучил труды Смита, Рикардо, опубликованные труды Маркса. Он стал склоняться к мысли, что все они отражают западно - европейские процессы. А России требуется своё национальное социально - экономическое учение, главным субъектом которого станет свободная от крепостной зависимости и от самодержавия крестьянская община. Его основные работы, посвящённые данному вопросу: «Письмо товарищу» (Бакунину), «Былое и думы». Главная идея: анализ и различие судеб России и Западной Европы, объединение западно - европейского социализма и русской крестьянской общины, что дало бы миру пример нового государственного устройства без эксплуатации человека человеком.

В связи с этим, в рассматривается 2 процесса: 1) обречённость западно - европейского капитализма; 2) защита идеалов социализма.

Герцен обращает внимание революционеров на опасность пренебрежения экономической программой: «экономические промахи не косвенно как политические, а прямо и глубже ведут к разорению, к застою, к голодной смерти».

Герцен отмечает, что в ходе исторического развития ими русский народ сохранил неприкосновенной земельную общину, что говорит об её жизнеспособности. Он видит в ней истоки «русского крестьянского социализма».

Община, по мнению Герцена, широко проникла в российскую жизнь, выступая в различных формах - крестьянской общины, рабочей артели, военной артели, казаков. Освобождённые сельские труженики, объединённые в производственные ассоциации, смогут в условиях коллективной собственности на землю перейти к справедливому устройству жизни. Община обеспечит право на землю, на продукт своего труда, не позволит никому обогащаться за счёт других, обеспечит минимальное благосостояние («спасение от Мальтуса»), общине присущ демократический институт - самоуправление. Таким образом, крестьяне, имея опыт общинного хозяйства легко воспримут социалистическую идею. Будучи мелкими собственникам, и они поверят в социализм лишь тогда, когда факты убедят их в доли высокой эффективности социалистического хозяйствования. В этом случае Россия не обязательно должна проходить фазу буржуазного развития.

Эти идем А.И. Герцена стали разрабатывать российские демократы и революционеры, и среди них наиболее выдающиеся Николай Гаврилович Чернышевский - (1828 - 1889гг.) - русский революционер - демократ, учёный, писатель, литературный критик, вождь революционного движения 60-х гг. в России, идейный вдохновитель «Земли и воли». Автор романов «Что делать?» и «Пролог». Предшественник марксизма в России, сделавший значительный шаг вперёд по сравнению с домарксовым утопическим социализмом. В то же время «крестьянский социализм», классиком которого являлся Чернышевский, в работах его последователей - русских народников 70 - 90 -х годов XIX в. - выступил как теоретическая и политическая альтернатива марксизму.

Н.Г. Чернышевский показал себя глубоким экономистом, оставив большое экономическое наследие: «Капитал и труд», «Примечания к «Основаниям политической экономики Д.С. Милля», «Очерки политической экономии (по Миллю)» и др. В истории русской общественной мысли революционная демократия и социализм шли рука об руку. Русские революционные демократы и Н.Г. Чернышевский в первую очередь, поставил в политической экономии проблему некапиталистического пути развития.

Выдвинутая Чернышевским теория трудящихся, по его собственным словам, «главное своё внимание обращает на задачу о распределении ценностей. Принцип наиболее выгодного распределения дан словами Адама Смита, что всякая ценность есть исключительное произведение труда, и правилом здравого смысла, что произведение должно принадлежать тому, кто произвёл его. Задача состоит в том, чтобы открыть способы экономического устройства, при которых исполнялось бы это требование здравого смысла». Распределение - та сфера, в которой общество сможет свободно осуществить требования разумного и в первую очередь удовлетворить потребности трудящихся составляющих основную массу населения. Он видел, что наилучшая возможность достигнуть этого - установить прямое регулирование производства. Такое прямое регулирование, считал Чернышевский, возможно в отдельном хозяйстве самостоятельного производителя, а при более крупных масштабах производства - в рамках коллективного производства и потребления.

В условиях же господства частной собственности и хаотического обмена в структуре общественного производства всё большее распространение получает убыточный с точки зрения общества труд, удовлетворяющий потребности в роскоши кучки богачей за счёт самых необходимых потребностей основной массы населения.

В целом, теория трудящихся Н.Г. Чернышевского включает в себя и критику буржуазной политической экономии, и критику крепостничества, и анализ капитализма, и исследование экономических основ будущего социалистического общества.

Чернышевский был реалистом в анализе перспектив революционного переворота в России. Во –первых, он анализировал возможности ликвидации эксплуатации в форме крепостного права. Соответственно на просвещение и организацию массового движения русского крестьянства – крепостного, удельного и государственного – были направлены его основные усилия как революционера. Во – вторых, Чернышевский видел развитие капитализма в стране и не считал его регрессом. Вера в общинно –социалистическую тенденцию, заключённую в русском крестьянстве, не помешала ему (в противоположность позднейшим идеологам народничества) уже в 1857г. констатировать рост капиталистических отношений в России. Более того, он ясно осознавал, что применение капитала в крупных масштабах ведёт к неизбежному разорению массы мелких собственников. В то же время он отмечал капиталистическую тенденцию и внутри самой общины, указывая на фигуру «расторговавшегося» крестьянина. Такой трезвый взгляд на последствия капиталистического развития в России привёл Чернышевского к выводу, что беспрепятственное развитие капитализма разлагает общину и в таких условиях она вряд ли устоит. Но как представителя интересов крестьянства Чернышевского не оставляла мысль о необходимости избежать капиталистического развития, избавить Россию от всеобщего распространения «язвы пролетариата». Рост капитализма ставил научную проблему: как обеспечить социалистическое будущее России, не проводя её через муки наёмного рабства? Ответом на вопрос явилась развитая Чернышевским концепция «переходного состояния» - так называемого общинного социализма, который должен быть построен в аграрной России минуя капитализм на основе сложившейся формы организации сельскохозяйственного производства, путём передачи основной массы земли в общинное владение. Общинная собственность, опираясь на машинную технику, составит основу нового общественного строя.

Таким образом, взгляды Чернышевского на переход к социализму, с одной стороне, соответствуют традиционному подходу, с другой, отличаются специфическим пониманием «русского пути».

В целом программа социалистических преобразований была утопической, она основывалась на убеждении, что община располагает внутренним источником социалистической эволюции. Тем не менее, теория эта была формой, выражающей прогрессивное требование об уничтожении крепостничества.

. Будучи идеологом крестьянства, Чернышевский считал своей задачей выступать от имени всего класса трудящихся в целом.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 612; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!