Психосоциальная теория развития личности



Эпигенетическая теория жизненного пути личности) Э. Эриксона

Эрик Эриксон пришел к выводу о значительном влиянии культуры и социального окружения ребенка на его развитие. Главными для него становятся положения о роли среды, цельности личности и о необходимости постоянного развития и творчества личности в процессе ее жизни. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, фактически до са­мой смерти человека. Влияют на этот процесс не только родите­ли и близкие к ребенку люди, но и друзья, рабо­та, общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл форми­рованием идентичности, подчеркивая важность сохранения и под­держания цельности личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.

На основании материалов, полученных в своих исследова­ниях, Эриксон пришел к выводу, что структура идентичности включает в себя три части: 1) соматическую идентичность, так как организм стремится сохранить свою целостность при взаимо­действии с внешним миром; 2) личностную идентичность, кото­рая интегрирует внешний и внутренний опыт человека; 3) со­циальную идентичность, которая заключается в совместном со­здании и поддержании людьми определенного порядка, стабиль­ности. Обостренно переживаемый кризис идентичности подтал­кивает человека к решению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем.

Он выделил восемь основных этапов в развитии идентичнос­ти, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осозна­ния себя к другой. Эти стадии представляют собой серию крити­ческих периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подго­тавливает ребенка к следующему жизненному этапу. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных ка­честв и черт характера, которые осознает в себе человек и с кото­рыми он начинает себя идентифицировать.

Рассмотрим подробнее выделенные Эриксоном психосоциальные стадии развития личности.

Первая стадия - младенчество: «базальное доверие или базальное недоверие» (до года). В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чув­ства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы - способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

В это время развитие детермини­руется в основном близкими людьми, родителями, которые фор­мируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости к ок­ружающему.

Вторая стадия - раннее детство: «автономия или стыд и сомнение» - с года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или зависимости от окружаю­щих, которое связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. Биологическое созревание создает ос­нову для появления новых возможностей самостоятельного дейст­вия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, ка­рабкаться, умываться, одеваться, есть). Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабо­волие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго вклю­чает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе — сла­боволие. Важным механизмом на этом этапе является критиче­ская ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

Третья стадия - возраст игры: «инициативность или вина» (с трех до шести лет). В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Раз­витие этих чувств связано с тем, насколько благополучно проте­кает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые конт­ролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотно­сить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданных обществом русле и нормах. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, про­бовать новое, контактировать со сверстниками. В это время соци­альный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду».

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

Четвертая стадия - школьный возраст: «трудолюбие или неполноценность»(с шести до 14 лет), в течение которой у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполно­ценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него скла­дываются отношения с учителями и как они оценивают его успе­хи в учебе, зависит развитие данных качеств личности.

Универсальным в концепции Эриксона признается именно стрем­ление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры. Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стре­мятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я нау­чился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными поряд­ками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого перио­да состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетент­ности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

Пятая стадия - юность: «эго - идентичность или ролевое смеше­ние» (с 14 до 20 лет). Эта стадия связана с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределеннос­ти. На этой стадии главным фактором являются общение со свер­стниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Вот почему в это время для человека большое значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отноше­ния с окружающими.

Юность считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека. Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ре­бенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми соци­альными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут при­думывать идеальную семью, религию, философскую систему, обще­ственное устройство.

Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные во­просы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача под­ростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.

Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувст­ва неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое сме­шение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

 

Шестая стадия - молодость: «достижение близости или изоляция» (с 20 до 35 лет) - связана с развитием близ­ких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного пола. Эриксон использует термин интимность (достижение близо­сти) как многоплановый, но главное при этом - поддержание вза­имности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное нача­ло взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, начала самостоятель­ной семейной жизни.

Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «близость или изоляция» - это любовь.

Седьмая стадиязрелость: «продуктивность или инертность» (с 35 до 60-65 лет) - одна из важнейших, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремле­нием к постоянству, покою и стабильности. В этот период боль­шое значение имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых человек так­же может развиваться и сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и гибель­ны для личности, считал Эриксон.

Восьмая стадия старость: «целостность эго или отчаяние» наступает после 60-65 лет, когда человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные ито­ги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлет­ворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, при­нятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овла­девает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдель­ных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Есте­ственно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной пси­хологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных поня­тий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую из­вестность, дали толчок многим эмпирическим исследованиям, нашли практическое применение в области индивидуального и профес­сионального консультирования, в сфере образования и социаль­ной работы (Райс Ф., 1999).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

2. Опишите структуру личности и ее развитие в процессе онтогенеза по З.Фрейду.

3. В чем сущность биогенетического закона?

4. Какова, на ваш взгляд, роль наследственности и роль среды в психическом развитии человека?

5. Почему концепцию Э.Эриксона называют эпигенетической?

6. За счет каких механизмов осуществляется влияние средств массовой информации на поведение человека? Приведите примеры, для анализа которых используйте основные понятия теории социального научения.

7. Разъясните понятия в концепции Пиаже: ассимиляция, аккомодация, схема, операция.

8. «Мораль» и «нравственность» - различны или схожи?

Рекомендуемая литература

 

1. Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978.

2. Боулби Дт. Детям - любовь и заботу // Психология развития: Хрестоматия. СПб., 2001.  

3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.

4. Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. – М., 1930.

5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

6. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии.

7. Гезелл А. Педология раннего возраста. М., 1932.

8. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

10. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

11. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

12. Mид M. Культура и мир детства. М., 1988.

13. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М.,
1994.

14. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930.

15. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. - Одесса, 1925.

16. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993.

17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М., 2005.

19. Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922.

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.,1996.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 3202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!