Концепция социально-исторической обусловленности



Развития психики А. Валлона

Анри Валлон(1879 - 1962)считал, что ребенок не может нормально развиваться вне социального окружения, которое влияет на становление его интеллекта, его личности. Таким образом, в своей теории он ста­рался избежать крайностей в трактовке роли биологического и социального в развитии психики, отвергая как сведение психи­ческого развития к биологическому созреванию, так и отождеств­ление его с усвоением социальных ролей.

Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий, в основе которой лежит струк­турная перестройка психики, при этом перестраиваются не толь­ко отдельные психические процессы (например, ведущая роль переходит от движения к мышлению), но личность ребенка в целом. Развивающие воздействия внешнего мира преломляются ребенком в его переживаниях, т.е. связь детей с миром взрослых и миром предметов опосредуется эмоциями. Таким образом, с точки зрения Валлона, ребенок становится способен к психичес­кой жизни благодаря эмоциям. Значительная роль эмоций состо­ит и в том, что они способствуют объединению, переходу различ­ных сторон развития друг в друга. Так, эмоции объединяют вне­шний и внутренний мир детей, органическое и психическое. Плач ребенка, связанный первоначально с неудовлетворением органи­ческих потребностей, начинает в дальнейшем сигнализировать о психологической фрустрации.

Эмоции связаны и с движениями, которые, особенно на ран­них этапах развития, являются отражением эмоционального со­стояния. Однако не менее важная роль движения связана с ис­следованием внешнего мира, развитием знаний об окружающем. Первоначально составленное на основе действий, это знание пере­ходит постепенно в сознание. Изучению такого перехода посвя­щена одна из основных книг Валлона «От действия к мысли».

С его точки зрения, важнейшим фактором, способствующим этому переходу, служит подражание, которое он рассматривает как главный источник становления образного плана. При этом дети подражают прежде всего действиям взрослых и, отождеств­ляя себя с ними, начинают осознавать разницу между собой и предметом взаимодействия.

Параллельно с интеллектуальным происходит и личностное развитие детей. Исходным моментом и в этом плане являются эмоции, которые в младенчестве лежат в основе слитности ре­бенка с другими, невозможности дифференцировать свое «Я» от других людей. Кризис трех лет, по мнению Валлона, как раз и связан с появлением собственной личности, выделением себя из окружающего мира. Эти данные Валлона подтверждаются на­блюдениями и других ведущих психологов, описывавших кризис трех лет. В дальнейшем происходит чередование фаз развития личности, переходящей от негативизма, противопоставления себя окружающим, к фазе соединения с ними, которая проходит на фоне усиления самостоятельности и интереса к собственному духовному миру.

 

 

Развитие морального сознания личности по Леонарту Колбергу

Леонарт Колбергпродолжил экспериментыПиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Они стали отправной точкой для исследований,од­ним из основных открытий которого стала теория развития нрав­ственности у детей.

Кольберг исходил из того, что в психическом развитии детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нрав­ственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами.

В своих экспериментах Коль­берг ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного) и анализировал систему их рассуждений. Это дало ему возмож­ность выделить три уровня развития нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух стадий:

 

1) Доморальный уровень, при котором дети оценивают действие,
исходя из его последствий. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (I стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (II стадия).

 

2) Уровень конвенциональной морали, на котором обще­ственно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка. Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для III стадии, на авторитет – для IV стадии. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

 

3) Уровень автономной морали, на котором люди обосновывают нравственные суждения с помощью принципов, ими же создан­ных и принятых. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а совестью. Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, принятые на себя обязательства перед обществом (V стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (VI стадия).

Кольберг предполагал, что смена стадий нрав­ственного развития связана с общими когнитивными возрастны­ми изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нравственное развитие влияет как общий уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно этот последний фактор вызывает наибольшее количество критических замеча­ний, хотя большинство исследователей в целом принимает после­довательность этапов формирования нравственности, разработан­ную ученым.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1793; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!