Исторические взгляды Кавелина К.Д. (1818 — 1885 гг.)



       Окончил юридический факультет Московского университета.

       1847 г. программная работа «Взгляд на юридический быт Древней Руси». Первое четкое изложение позиции государственной школы.

       Основные тезисы:

6.Для создания научной истории России необходима теория — это поможет понять ее смысл. Часть историков считала, что никакая теория для познания истории не нужна.

7.На историю России нужно смотреть с точки зрения развития. Необходимо доказать или опровергнуть идею общности исторического развития.

8.Объединяющим началом считал родовой быт; историю России рассматривал, как единый последовательный процесс, как эволюцию общественных форм. Схема: Род — Семейственное начало (Вотчинное) — Личностное (государственное). Схема Кавелина самая подробная из историков государственной школы, родовые отношения являются естественным. Кавелин разделял идею об общности развития Запада и России, но при этом выделил существенное различия. Стал сравнивать Россию с Востоком. На Европейскую дорогу Россия вышла в петровскую эпоху. Своеобразие России по мере ее развития утрачивалась. (!!!)После 1861 г. он стал думать иначе. Россия — это мужицкое царство.

9.Государство и личность. Эти термины у него синонимы. Личность не индивид, правовое, юридическое лицо. Государство наиболее адекватное воплощение личностного начала.

       В отличии от Эверса, Кавелин как и соловьев выделил в развитии государства не только эволюцию, но и борьбу противоположных начал, прежде всего родовых и государственных отношений.

 

Исторические взгляды Чичерин Б.Н. (1828 — 1904 гг.)

       2 основных теории в 50х гг. Обе основаны на философии гегеля. Единственный до начала 20 века придерживался данной философии. Основная идея — ведущая роль государства в истории России.

       1 теория— самодовлеющая роль государства. Государство определяет в России все. Государство не только выполняет важнейшие функции, но создает общество и его сословную структуру. Причина — громадность территории, слабая организованность общества, этническая пестрота, противостояние с Азией, натуральное хозяйство. (!!!) Сверхцентрализация власти в отличии от Соловьева он объяснял, что государство призвано обуздать произвол личности.

       Чичерин много писал о принципиальной разнице России и Европы:

11. Слабое гражданское общества

12. В Европе сословия образовались снизу, в России сверху.

       2 теория — закрепощение и раскрепощение сословий. В условиях господства натурального сельского хозяйства, военных и т. д. Государство вынуждено в своих интересах закрепостить все сословия: Все равно должны работать и платить налоги: Дворяне служить, городское население нести повинности, крестьяне — земля. Далее по мере развития государство раскрепощает: Дворянство не служит (золотой век), раскрепощает всех крестьян.

       По Чичерину все слои общества от Бояр до холопа должны были нести в пользу государства, жестоко установленные повинности. Чичерин интересно понимал роль общины. Община у него всего лишь низшая ступень административного аппарата.

       Роли личности в истории не признавал. Не считал личность целью. Господство личности это произвол. Признак не развитости общества. Как и у Соловьева государство внеклассовый и всесословный орган.

Значение исторической концепции Соловьева С.М. (1820 — 1879 гг.)

       Соловьев оставил труды не только по русской истории, но и по всеобщей (многотомная история Польши), написал учебники по всеобщей истории.

       Свою теорию Соловьев сформулировал в двух диссертациях: в 1 рассмотрел проблему перехода от Киевской Руси к Северо — Восточной. В 2 была дана новая схема развития страны с 9 по 16 век (на основе родовой теории). Появилась многотомная история России, здесь впервые:

14. Новая схема развития страны до конца 18 века, впервые масштабная картина петровских реформ (6 томов)

15. Новая схема впервые базировалась на научной теории гегелевской философии. Соловьев впервые здесь отказался от провиденциализма. Первый фундаментальный труд основанный на идее закономерностей (объективные законы).

       Концепция Соловьева в своей основе имеет принцип историзма. Был последовательным диалектиком. В историческом процессе он не видел ничего застывшего, неизменного, а наоборот постоянную смену форм институтов.

       Не признавал определяющего влияния высших факторов.

       Детально разработал концепцию о роли природного фактора (леса/степи, Россия/Азия, колонизация и т. д.).

       Родовая теория — стержень государственной концепции. Никто до Соловьева не изучил подробно генезис Российского государства.

       Доказывал единство до Петровской и после петровской Руси (мост). Впервые доказывал влияние экономических рычагов на причины и ход петровских реформ (!!!). Влияние позитивизма.

       В крепостном праве видел вынужденную меру власти и связывал с важным медленным социально — экономическим фактором.        

       Концепция переходных эпох. Развитие по Соловьеву идет от старого к новому при этом, долго сохраняется старое.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!