Тема 2. Периодизация исторических знаний с древнейших времен до начала 17 века. Методология



Лекции по историографии ч.1

Тема 1. Предмет и задачи историографии. Значение историографии, как университетской дисциплины. Труды по историографии.

           

       Термин в России появился в 18 — начале 19 века, долгое время был синонимом истории. Тоже самое историограф. С середины 19 века историография — история исторической науки (биография науки). Историографами стали называть тек, кто профессионально занимался историей науки.

       2 вида историографов:

1. Официальные (Миллер Г.Ф., Щербатов М.Н., Карамзин Н.М.)

2. Ведомственные (Пестель П.И. - русско — турецкая война/ русско — немецкие войска; Бестужев А.П. - морские сражения Российского флота)

       В 19 веке появилось узкое понятие историографии — совокупность исторических сочинений на определенную тему. Историография эпохи — Дореволюционная, советская, постсоветская.

Объект и предмет историографии.

       Объект — историческая наука.

       Предмет — направление в исторической науке; исторические школы; историческая среда — условия в которых появится исторический труд; личность историка; «лаборатория» историка; методология истории; исторические взгляды; концепции (!!!).

       Исторический факт — концепция ученого.

Историографические источники

       Труды источников в любой форме (монографии, книги, диссертации, статьи, выступления на конференции, дневники, письма, мемуары и т. д.). В качестве исторического источника — историческая периодика; документы исторических университетов.

       Задачи историографии:

1. Проследить накопления исторических знаний

2. Выявить методологические основы исторических трудов

3. Выделить направления и школы в той или иной период в исторической науке

4. Выяснить, как создавалась та или иная концепция

5. Изучить личность историка

Значение историографии

       Реформация — осмысление пройденного пути. Без историографии нельзя обосновать выбор темы, актуальность и новизну. Мемориальная функция историографии — уважительное отношение к предшественникам.

Превращение историографии в науку и университетскую дисциплину.

       Историография появилась почти одновременно с исторической наукой. (!!!) История, как наука в конце 17 века — первой половине 18 веков. К историографии прибегали во время (!!!) полемики (по норманнской теории — Миллер, Ломоносов, Шлёцер; вокруг труда Карамзина).

       (!!!) Предисловие к трудам, ссылались на предшественников.

       В начале 19 века появились первые критические обзоры исторической литературы (Надеждин, Каченовский, Кавелин и т. д.).

       В Московском университете первый центр по изучению исторической науки, профессор Коченовский. Первая половина 19 века появились лекционные курсы по историографии. 1 курс прочитал Лашинюков И.В. на Украине в г.Нежин в лицее. Лекции опубликованы в 1874 г. «Очерки русской историографии». Середина 19 века лекционные курсы по историографии в университетах и Духовных Академиях.

       1855 г. первая книга по историографии Соловьев С.М. «Писателю Русской истории» - очерки об историках 18 — 19 веков. Соловьев впервые сформулировал задачи историографии:

1. Изучать эпоху в которой работал историк

2. Что повлияло на создание труда (почему был написан)

3. Были ли у историка необходимые источники

4. Выяснять, что нового внес историк по-сравнению с предшественником

       К середине 19 века, четко поняли познавательную и информационную роль историографии. К концу 19 — началу 20 века в университетскую дисциплину сложилась историография.

       Бестужев — Рюмин К.М. читал лекции в Петербургском университете, опубликовал 2 труда: «Лекции по историографии» и «Биографии и характеристики». Выделил направления: Западничество и Славянофилы.

       Коянович М.О. преподавал в Петербургской Духовной Академии. Оставил труд «История русского самосознания» 1884 г. Свои работы, начинал с Киевской Руси — летописей, а заканчивал серединой 19 века. Новое (!!!) - Каждое историческое произведение — этап национального сознания. Он подчеркнул субъективный характер исторического знания. Акцент на личности историка. Настаивал на самостоятельном статусе, как научной дисциплины. Часть историков думала, что историография — как один из видов — вспомогательных исторических дисциплин.

       Ключевский В.О.Более 20 лет, лекций в Московском университете. Дошло всего 9 лекций (лекция о Болтоне). Именно он настоял на том, чтобы историографию включили в основной курс и на последнем курсе. Новое (!!!) -в своем курсе всегда выделял новые идеи, дискуссии и методы. Читал курс с Киевской Руси. Впервые связал развитие историографии с Историей России.

       Милюков П.Н. 1897 г. - 2 тома «Главные течения Русской исторической мысли». Читал лекционный курс параллельно с Ключевским. Новое (!!!) - разделил Российскую историографию: до Карамзинский и после Карамзинский. Историографию считал частью культуры. Первым обратил влияние социального заказа (конъюнктуры) эпохи на исторические труды. Впервые в основу периодизации историографии положил смену методологических взглядов (теорией).

       Иконников В.С. Харьковский, Киевский университет; 4 томный труд «Опыт Русской историографии». «Скептическая школа в Русской историографии и его противники» Новое (!!!) разделял взгляды на историографию. Важнейшей задачей историографии — изучение источниковой базы историографических трудов.

       Лаппо — Данилевский А.С. Петербургский университет, считал частью культуры и науковедения. Новое (!!!)предавал большое значение влиянию религиозных и философских идей. Впервые поставил проблему влияния чужих идей на историографию (Польша) России. Как и Милюков акцентировал внимание на влияние западно — европейской философии на Русской науке.

       Таким образом, в начале 19 века историография превратилась в университетскую и большинство историков рассматривали исторические труды и концепции с точки зрения их социальной обусловленности.

 

Тема 2. Периодизация исторических знаний с древнейших времен до начала 17 века. Методология

       I этап — Архаический эпос (былины о богатырях)

       II этап — Летописный эпос (12 век); ПВЛ — дошла в списках — Лаврентьевская (1337); Ипатьевская (13-14 век); Первая Новгородская (14 века). К периоду Киевской Руси: Слово о законе и благодати митрополита Илариона; Поучения Владимира Мономаха.

Начиная с 12 века в практику всех летописцев вошел обычай, начинать изложение с краткой библейской истории. История Руси, как продолжение и неотъемлемая часть Священной истории.

       III этап — 12 — начало 17 века — расцвет местного летописания. Самые распространенные жанры:

1. Слово (О погибели Русской земли)

2. Воинские повести

3. Сказания

4. Цикл о Куликовской битве (Задонщина; Сказание о Мамаевом побоище)

       14 — 15 веках — возрождение общерусского летописания.

       15 — 16 века — самые крупные летописные своды:

1.Воскресенская

2.Никоновская

3.Лицевой (иллюстрированный) летописный свод.

       Летописи — это не только повествовательные, но и свод ценнейших документов (княжеские архивы; завещания удельных и великих князей; договоры и послания). Летописцы оставили рассуждения по Истории Руси, ее месте и т. д. В 14 — 15 веках встала проблема какой исторический идеал выбрать для нового Московского государства.

       В качестве такого был выбран Князь Всеволод Большое Гнездо; Владимир на Клязьме — Москва становилась преемницей. В первой половине 17 века появляются новые жанры исторических произведений (исторические повести — деление на тематические разделы). Большинство из них были посвящены тем или иным аспектам смуты. Поразительный реализм деталей (Сказание о Аврааме Палицыне; Временник Ивана Тимофеева; Повесть Князя Ивана Хворостинина; Повесть Князя Ивана Катырева — Ростовского; Повесть о многих мятежах). Из среды казачества вышла повесть о Азовском сидении. Сибирское летописание (!!!).

       Самый удивительный период второй половины 17 века в это время появляются произведения, которые похожи на современные монографии (введение, есть научно — справочный аппарат, включая сноски, которые описывают полный список источников и литературы. Лызлов А.И. - указывал полное указание.

       Именно во второй половины 17 века началось превращение исторических знаний в науку; формировании научно — справочного аппарата. Складываются основы критики, легенд, повестей и т. д. (Крижанич).

 

Методология

           Методология - способ, метод истолкование исторических событий; способ познания; здесь важны принципы и методы исторического познания.

       Первая методологияПровиденциализм (проведение — Бог) — божественное истолкование исторических событий (предопределено). Историческое время линейное, нет места случайности, нет шанса исправить. Данная методология появилась в 4 — 5 веках Августин Аврелий «О Граде Божьем». На земле — Град земной. Цель человеческой истории — победа над сатаной.

       Провиденциализм — внес оригинальную периодизацию истории, которая приводится в Древнерусских летописях. Вся мировая история делится на: Вавилонскую; Персидскую; Греко — Македонскую и Римскую монархии (царства). Преемственность каждой.

       В первой половине 17 века провиденциализм господствовавший с периода Киевской Руси уступает место методологии.

       Прагматизм (прагматик) — это объяснение исторических событий, реальными поступками людей. Основная причина появления — смута. Происходившее в России уже нельзя было рассматривать как прежде: как наказание за грехи, вознаграждение за поступки. Стали искать конкретных виновников событий.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!