Теория цветов Вильгельма фон Бецольда



Вильгельм фон Бецольд (1837-1907) был профессором метеорологии в Мюнхене, а также директором Прусского Метеорологического Института. Его главным научным интересом была физика атмосферы, он внёс большой вклад в изучение теории гроз. Его дядяГустав был выдающимся историком искусства, и это вполне могло повлиять на появление в 1874 году книги "Учение о цвете с точки зрения искусства и ремёсел", вкоторой Вильгельм фон Бецольд представляет цветовую систему в форме конуса.

Теория цветовой гармонии Бецольда во многом близка принципам, с которыми выступил Брюкке. Свою теорию цветовых сочетаний он строил также на различиях цвета в пределах больших и малых интервалов цветового круга: «…комбинации двух тонов только тогда можно признать хорошими, когда они в двенадцатичленной таблице цветов отстоят друг от друга, по крайней мере, на четыре тона. То есть между ними находится, по крайней мере, три тона. Наиболее «дурные» соединения происходят, когда расстояние двух тонов равняется двум интервалам. То есть когда между обоими тонами находится один тон» (5, с. 95). Однако Бецольд отмечал необходимость различать использование цвета в живописи и в декоративном искусстве. Он считал. Что наиболее действенная роль принадлежит цвету в декоративном искусстве. Различные типы цветовых гармоний он рассматривал применительно к декоративно-прикладному искусству. В своих выводах и предлагаемых им правилах Бецольд не был столь категоричным, как его предшественники, и допускал исключения, оговаривая различные нестандартные ситуации.

Степень эстетической содержательности цвета у Бецольда зависит от определённости контраста. Гармонические сочетания образуют или очень близкородственные по положению в цветовом круге цвета, или, наоборот, удалённые до противоположности. Цвета, образующие средние интервалы, по его мнению, производят «дурное» впечатление.

 

Теория цветов Вильгельма Фридриха Оствальда

Немецкий химик Фридрих Вильгельм Оствальд (1853-1932) родился в Риге. Несмотря на то, что отец посоветовал ему изучать инженерное дело, Оствальд увлекся химией и в 1872 г. стал студентом химического факультета Дерптского (ныне Тартуского) университета. Четыре года спустя он получил степень бакалавра и остался в Дерпте в аспирантуре, занимая одновременно должность приват-доцента (внештатного преподавателя). Получил Нобелевскую премию по химии в 1909 году. Немецкий химик Вильгельм Оствальд в своей научной деятельности много времени отводил исследованиям в области теории цвета. Им было задумано изложить всё учение о цвете в 5 томах:

1. Математическое учение о цвете.

2. Физическое учение о цвете.

3. Химическое учение о цвете.

4. Физиологическое учение о цвете.

5. Психологическое учение о цвете.

Однако он успел написать и издать лишь первые три тома. Оствальд стремился создать легко обозримую классификацию цветов, удобную для практического применения. Наиболее интересную и ценную часть работы представляет система классификации серых тонов. Он открыл, что равноступенный ахроматический ряд не может быть получен путём арифметического отношения частей чёрного и белого. То есть если к чёрной краске прибавлять последовательно 1/10, 2/10, 3/10 и т.д. белой, то в результате получаемые градации серого тона не будут представлять равномерное увеличение светлоты. Для того, чтобы получить равноступенный ахроматический ряд, отношения чёрного и белого должны изменяться в логарифмической последовательности.

В основу своей системы цветов Оствальд положил шкалу серых цветов и цветовой круг, который он разделил на 100 ступеней, обозначив их номерами от 0 до 99. Каждый из 100 цветов входил в равносторонний треугольник, вершины которого соответствовали чистому цвету, белому и чёрному. Смешение чистого цвета с белым образует конечный ряд «светлоясных» цветов, а соответствующее смешение с чёрным - ряд «тёмноясных» цветов. Кроме того, треугольник показывал и смешение чистых цветов с разнообразными серыми тонами, получающимися в ряду. Так получалась шкала так называемых «мутных» цветов, для изображения которой было уже недостаточно отрезков прямой, а необходима была плоская фигура. Каждый смешанный цвет внутри треугольника определялся следующим образом: на чёрно - белой стороне берётся точка, представляющая серый цвет, от неё проводится прямая к хроматическому, тогда все точки на этой прямой будут обозначены в смеси хроматического с различным количеством серого. Соединённые вместе сто таких треугольников образуют так называемое «цветовое тело» Сечение этого тела, сделанное через вертикальную ось, даёт два треугольника, представляющих взаимодополнительные цвета. Сечение, перпендикулярное оси, даёт концентрические круги с равной примесью серого.

Свою систематику цветов Оствальд адресовал художникам. Им был составлен атлас, содержащий 2500 цветов, с указанием способа получения каждого из них смешением вполне определённых пигментов. В соответствии с его систематикой цветов было наложено производство набора красок из 680 цветов и меньших наборов, соответствующих сокращённому варианту его шкалы.

Недостаток его теории состоит в том, что он чрезмерно математизировал принципы сочетания цветов и стремился утвердить их как незыблемые нормы красоты. Но его работа в области систематики цвета имела немалое значение, ибо современная система колориметрии в значительной мере является дальнейшим развитием идеи оствальдовского цветового тела.

Это была одна из наиболее популярных в 19 веке была теория цветовой гармонии. Но его попытка разработать законы цветовой гармонии оказалась менее удачной, чем у других исследователей. Основная его ошибка состояла в том, что принципы цветовой гармонии он стремился подвести под жесткие математические законы. Так, например, геометрические отношения внутри круга он рассматривал как основу гармонии, считая, что цветовые тона, если они находятся в пределах круга на равном расстоянии друг от друга, всегда образуют гармонический порядок.

В адрес рассмотренных выше теорий цветовой гармонии было высказано много критических соображений. Их авторов упрекали в том, что они не учитывали тех сложных связей, в которых цветовые сочетания выступают в изобразительном искусстве; что они не принимали во внимание разнообразие субъективных условий восприятия; что гармония на плоскости - это одно, а гармония в пространстве - совсем другое; что пара взаимодополнительных цветов в орнаменте может восприниматься нами как гармоничная, но если эта же пара находится в пространственной ситуации (когда один цвет относится к потолку, а другой - к стенам), она может оказаться негармоничной; что, в отличие, от живописи, в декоративно-прикладном искусстве негармоничность цветовых сочетаний может быть погашена ритмичностью и выразительностью контура, красотой фактуры, удачной компоновкой орнамента и т. д.

Характер цветовой гармонии будет зависеть также от насыщенности и светлоты цветовых пятен, образующих ту или иную комбинацию. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что три основные характеристики цвета - цветовой тон, светлота и насыщенность могут выступать между собой в различных связях, образуя различные по своему характеру гармонические сочетания цветов:

1. Подобие по цветовому тону, различие по светлоте и насыщенности.

2. Подобие по светлоте, различие по цветовому тону и насыщенности.

3. Подобие по насыщенности, различие по цветовому тону и светлоте.

4. Подобие по цветовому тону и светлоте, различие по насыщенности.

5. Подобие по светлоте и насыщенности, различие по цветовому тону.

Сочетание, в котором оба цвета различаются по всем трём переменным, оно, скорее всего, будет дисгармоничным ввиду отсутствия сходства (5, с. 97).

Существенным фактором, определяющим качество цветовой гармонии, является соотношение цветовых пятен по занимаемой ими площади. Существует определённое пропорциональное соотношение площадей пятен, необходимое для достижения целостности и единства цветового впечатления при одинаковой насыщенности и светлоте. Так, например, для уравновешивания большого сильно высветленного пятна будет достаточно в несколько раз меньшего по площади, но контрастного к нему по цветовому тону насыщенного пятна. Пропорциональность цветовых пятен определяет, кроме того, общий цветовой тон и будет при этом зависеть от типа гармонии.

Художественное творчество в изобразительном искусстве, и в частности в живописи, в каждом кон­кретном случае - явление уникаль­ное, и его нельзя сводить к схеме. Художник творит не по рецептам, почти у каждого художника есть своя творческая методика, творчес­кие принципы, секреты мастерства, основанные нередко на интуиции. В творческом процессе интуиции принадлежит весьма важная роль. В материалистическом понимании интуиции, внезапному «озарению художника предшествует скрытая от самого автора работа сознания, организующая и подчиняющая опреде­ленным закономерностям внешние, казалось бы, беспорядочные впечатления. В искусстве роль цвета гораздо сложнее, чем точная передача этой цветовой многосложности жизни. В искусстве цвет еще выражает отношение художника к изображаемому, и именно эта особенность художественного претворения действительности характеризует роль цвета в живописном произведении.

 

Из художников, близких к нашему времени, занимающихся теоретическими и практическими вопросами цветовой гармонии, хочется привести для примера исследования Ф.В. Ковалёва «Цветовые системы и модели» из его книги «Золотое сечение в живописи»

Вся жизнь Федора Власовича Ковалева (1919 — 1988), художника-живописца и искусствоведа, была посвящена живописи и работе над теорией живописи. Путь к рождению Федора Власовича как автора книги «Золотое сечение в живописи» был нелегок. Художественное образование Федор Власович получил в Ворошиловграде и Ленинграде. В 1955 г. он закончил Ленинградский институт им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. Творческую деятельность Ф. В. Ковалев начал в период Великой Отечественной войны как корреспондент армейских газет, где печатались его рисунки и статьи. С 1960 г. он член Союза художников СССР.

Из раздела книги: «золотое сечение в живописи», ниже приводятся выдержки из главы: «Цветовые системы и модели»

Цветовые системы и модели

Профессор Е. Б. Рабкин в книге «Атлас цветов» (М., 1956) приводит рисунки цветовых кругов, предложенных разными авторами на протяжении последних двух столетий. Все эти круги как цветовые модели имели определенное значение для общего понимания цветовых закономерностей. Уже Делакруа пользовался цветовым кругом при подборе и гармонизации цветов. В его мастерской находилась картонка, на которой по кругу, как на циферблате часов, были нанесены краски всех цветов. Против красных по диаметру находились зеленые, против синих — желтые и т. д.

Но ни один из известных цветовых кругов на 24, 36 и более цветов не может соперничать по практическому значению в работе живописца с цветовым кругом В. М. Шугаева на 16 цветов. Его цветовой круг является цветовой моделью высокой практичности. Этот круг является равноступенным, математизированным и симметричным кругом, очень удобным при обучении учащихся и в работе живописца. При построении круга В. М. Шугаев исходил из четырех основных цветов: желтого, красного, синего и зеленого. Каждый из этих цветов является самостоятельным, ничем не похожим на другой. Дальнейшее построение производилось следующим образом: к желтому прибавлена 1/4 часть красного — получился желто-оранжевый (желтый покрасневший); к желтому прибавлена половина красного — получился оранжевый, а когда к желтому прибавили 3/4 красного — получили красно-оранжевый. Далее в круге стоит чисто красный цвет. В том же порядке к красному прибавляется синий, к синему — зеленый, к зеленому — желтый. В. М. Шугаев предупреждает, что все цвета круга должны быть равной светлоты. Свой круг он разрабатывал на материалах решения цветовых задач орнаментального характера (текстильное производство).

 

Вопросами восприятия цвета человеческим глазом занимались ученые физиологи С.С. Алексеев, К. Ауэр, Л. Терек, И. Иттен, С.В. Кравков, Л. Лукхард, В. Оствальд, исследовавшие процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные особенности цветовосприятия человеком.

В области психологии восприятия проводили исследования: Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Ж. Пиаже, М. Люшер.

Проблемы использования цвета в детском творчестве изучались С.Е. Игнатьевым, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Э.И. Кубышкиной, B.C. Кузиным, B.C. Мухиной, Ю.А. Полуяновым, Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и др.

Таким образом, наукой накоплен достаточно обширный материал для исследования.


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!