Теории гармонических цветовых сочетаний



Лекция № 13

ТЕОРИЯ ГАРМОНИЧЕСКИХ СОЧЕТАНИЙ ЦВЕТОВ

Вопросы:

1. Понятие цветовой гармонии.

2. Категория гармонии в живописи.

3. Теории гармонических цветовых сочетаний.

4. Построение хроматических сочетаний цветов. Цветовая система М.В. Шугаева.

 

Понятие цветовой гармонии.

Под словом «гармония» обычно понимают согласованность, связанность, соподчинение одного предмета другому. Термин гармония возник в Древней Греции как обозначение прочной связи (Гомер ‑ скрепы, гвозди, которыми сбивали корабли; позже – особо прочный способ кладки камней в стене).

Но вместе с тем уже в древности возникло понимание гармонии, как категории философии и эстетики,как единства противоположностей.

Именем Гармонии в мифологии названа дочь Афродиты (богини любви) и Ареса (бога войны). В средние века понятие гармонии переосмысливается: главным в нем становится не единство, а борьба противоположностей, их драматический конфликт. Средневековое мышление антиномично (т.е. всякому понятию противопоставляется другое контрастное понятие), потому и в изобразительном искусстве средневековья мы видим напряженные контрасты — свет и тень, темное и светлое, красное и зеленое, золотое и синее.

В последующие эпохи понимание гармонии развивается и обогащается, приобретает различные нюансы, оставаясь в рамках между «античным» единством противоположностей и «средневековой» борьбой противоположностей. В классических стилях понимание гармонии ближе к античному, в романтических ‑ средневековому.

Категория гармонии не только формальная, но и содержательная, и более того ‑ мировоззренческая. Она может одухотворять собой искусство только в том случае, если она присутствует в самой жизни и в душе художника, пусть даже как мечта, как идеал. Если же действительность полна хаоса, разлада, антагонизма и прочих негативных явлений, если художник не может противопоставить этому ничего позитивного ‑ то и в искусстве этого времени и этого художника не будет гармонии. Со времен первых технических революций, с ростом промышленного производства и сопутствующей ему тенденции превращения личности человека в массы нарастало противоречие внутри общественных и личностных интересов.

В XX в. все прежние ценности подверглись переоценке, а старые традиции были разрушены социальные проблемы и противоречия достигли остроты. Дисгармоничность общественных отношений привела к дисгармоничности искусства. Многие художники и теоретики XX в. отрицают гармонию как эстетическую категорию, считая ее неактуальной, ушедшей в прошлое.В направлениях искусства и литературы появляются деструктивные и антигармоничные концепции (постмодернизм (соц-арт, инсталляции, минимализм, некоторые течения поп-арта).

И все же человечество всегда в поиске лучшего. Кажется невозможным, чтобы человек перестал ценить гармонию и стремиться к ней в своем творчестве, поскольку он сам представляет собой совершенную гармоническую систему.

Категория гармонии в живописи.

Гармонию цветов нужно рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик, цветов‑ светлоты, насыщенности, цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критериемгармонических сочетаний цветов является визуальная оценка [цит. по Мироновой 37].

Цвет и общий колорит являются наиважнейшими выразительными средствами живописи. Они обладают большой силой эмоционального воздействия на человеческие чувства. Выразительность же и богатство колорита живописи в первую очередь зависят от хроматического контрастирования цветов (цветовых тонов).

Категория гармонии в живописи сложна и не однозначна. Раскроем ее содержание и определим 9 основных признаков гармонии.

1) Первый признак гармонии— это связь, слаженность.

Вколористике связанность достигается разными путями: связующим фактором может быть монохромность (единство цветового тона), ахроматичность (отсутствие цветового тона), объединяющие подмеси или «налеты» (подмесь белого, серого, черного, покрытие лаком, сдвиг к какому-либо цветовому тону, «вуаль» тени или света).

2) Второй признак и особенность гармонии‑ единство противоположностей (контраст).

В колористике используются различные контрасты: по яркости или светлоте (светлое‑ темное), по насыщенности или чистоте (чистые и смешанные цвета), по цветовому тону (дополнительные или контрастные пары цветов). Кроме того, часто используется контраст хроматических и ахроматических цветов, теплых и холодных, выступающих и отступающих, легких и тяжелых, прочных и хрупких, мягких и жестких, и т.д. Все эти контрасты связаны с цветовыми ассоциациями.

3) Третий признак гармонической системы‑ мера.

Все чрезмерное, сверхобильное, гигантское или, наоборот, мизерное, ничтожное не может быть гармоничным. Только сомасштабное человеку, посильное для него и соразмерное гармонично. Аристотель определил гармонию как «золотую середину», как такое состояние системы, когда нельзя ничего убавить (т.к. в ней нет избытка) и нельзя ничего прибавить (т.к. в ней нет недостатка).

В гармоничной цветовой гамме нет ничего чрезмерного ‑ ни ослепительного сияния, ни подавляющего мрака, ни слишком ярких или тусклых цветов. Поэтому художники, применяющие сверхяркие химические краски, тем самым выходят за пределы гармонии.

4) Четвертый признак ‑ пропорциональность.

Любой художник знает, что красивое и правильно развитое человеческое тело построено по определенной пропорциональной системе, которую можно описать отношениями чисел. Пифагорейцы доказали, что музыкальные звуки составляют гармонию, если их высота или частота колебаний находятся в определенных числовых отношениях.

Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий писал: «Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека».

В гармоничной цветовой композиции пропорциональность заключается в «подобии» отношений яркостей, насыщенностей, цветовых тонов. Так, например, если в композиционном центре картины принято отно­шение яркостей 1:2 (средний контраст), то и в других частях выдерживается такое же отношение.

Правило пропорциональности относится также к соотношению площадей пятен: на 1 часть светлого поля приходится 3-4 части темного, на 1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного (или даже больше), на 1 часть хроматического — 3-4 части ахроматического. В гармоничной цветовой композиции сильные «раздражители» берутся в количестве в несколько раз меньшем, чем слабые.

В XIX в. в живописи импрессионизма и постимпрессионизма (Ван Гог, Сезанн), а затем в авангардных течениях XX в. это правило почти теряет силу, что свидетельствует о ломке классических традиций и кризисе понятия гармонии.

5) Пятый признак— равновесие.

Гармоничная композиция всегда уравновешена, устойчива. Идеальное состояние уравновешенности дает симметрия. Поэтому в классической архитектуре симметрия почти обязательна, но в классической живописи ее избегают, заменяя «живым» равновесием по «правилу рычага». Произведения живописных масс (цветовых пятен) на расстояния их от центральной оси картины должны быть примерно равны. Иными словами, правая и левая части картины должны быть одинаково «загружены», чтобы ни одна не перевешивала. По вертикали тяжесть распределяется обычно так, как в природе: верх ‑ светлее и легче, низ ‑ темнее и тяжелее.

6) Шестой признак ‑ ясность, легкость восприятия.

Вгармоничной цветовой композиции все цветовые пятна различимы без труда, слишком тонкие нюансы здесь нежелательны так же, как и слишком резкие контрасты. Принцип ясности проявляется еще и в четкости типа композиции, веетектоничности. Закономерность в выборе цветов и их распределении недвусмысленно ясна ‑ этим классическая гармония отличается от романтического хаоса, в котором нелегко проследить логическое начало (если оно есть).

Авторы теории цветовой гармонии (Гете, Бецольд, Адаме, Оствальд и др.) утверждают, что классическая гармония должна избегать сочетания цветов в среднем интервале круга, например оранжевого с зеленым, фиолетового с голубым, пурпурного с оранжевым. Такие сочетания нехороши своей неопределенностью ‑ цвета в них и не близкие, и не далекие. Здесь нарушается принцип ясности, поэтому нет и гармонии.

7) Седьмой признак гармонии‑прекрасное.

Гармоничное произведение искусства всегда ориентируется на категорию прекрасного, иначе говоря, художник ищет в своих прообразах кра­соту и стремится показать ее в своем произведении.

В гармоничной цветовой композиции недопустимы диссонансы, не­возможны психологически негативные цвета, вызывающие чувство отвращения. Даже если у художника не было стремления к декоративности вещи, колорит произведения может быть гармоничным.

В искусстве вполне возможна и ориентация на безобразное: например, в живописи Ф.Гойи, некоторых экспрессионистов, в плакатной графике, бичующей общественные пороки, в комическом искусстве. Во всех этих жанрах поиск гармонии не есть цель и нет необходимости к ней стремиться.

8) Восьмой признак гармонии— возвышенное.

Он тесно связан с предыдущим и почти всегда сопровождает его: пре­красное и возвышенное обычно рядом сосуществующие категории, но это не одно и то же.

В классическом искусстве ориентация на возвышенное проявляется в том, что изображаемая действительность как бы приподымается над реальной, художник облагораживает свой прототип, очищает от мелкого, несущественного, бытового, физиологического. Облагораживаются и краски: например, в человеческом теле не передаются холодные желтые или зеленоватые тона, неизбежные на коже людей белой расы. В классической живописи все тела — золотистые, теплых оттенков. Так же облагораживаются цвета листвы, воды, неба. Тот, кто ищет гармонии, не станет, например, показывать в листве дерева сухие, пожелтевшие или больные листья, а в воде озера — мутные илистые пятна.

9) девятый признак гармонии подытоживает все сказанное и обобщает все предыдущее. Его можно назвать —организованность, порядок, рациональность.

В гармоничной композиции разум и логика проявляются во всем ‑ в целом и деталях, в формах и цвете.

Если по отношению к какому-либо цвету хочется задать вопрос: почему этот, а не другой? ‑ значит, гармония несовершенна. Великие мастера колорита далеко не всегда точно передавали цвет натуры, но никто не сомневался, что именно этот цвет здесь необходим. Например, Тициан писал зелень коричневым цветом, а небо ‑ зеленым, но современники поражались жизненной правде его картин, и никто не упрекал его в искажении действительности. Внутренняя логика его колорита была настолько сильна, что побеждала несходство живописи с натурой.

Колористическая гармония возвышает и облагораживает человека, внушает чувства совершенства и статичности бытия, добра и красоты, гармонии окружающего мира.

Теории гармонических цветовых сочетаний

С возникновением системы цветового круга стали появляться различные теории гармонических сочетаний цветов.

Теория Рудольфа Адамса

В 1865 году Р. Адаме изобрел хроматический спектр, состоящий из круга с 24 секторами, и 6 его степеней светлоты.

Теория Альберта Менселла

А. Менселл определил 3 типа гармонических сочетаний:

· однотонные гармонии основаны на одном цветовом тоне разной светлоты (например, красный, из основного 8-частного цветового круга, разбеленный красный и красный из затемненного цветового круга);

· гармонии родственных цветов цветового круга — красный и оранжевый;

· гармонии взаимодополнительных цветов (желтый и фиолетовый, оранжевый и синий — рис. 1).

 

 

Рисунок – 1

 

Многие теоретики цвета старались выводить свои теории и системы на базе каких-либо моделей. Менселл изобрел цветовое тело, на основе которого он составил цветовой атлас из десяти таблиц.

3. Классификация цветовых гармоний, разработанная немецким физиологом Брюкке:

· изохромия —композиция, выполненная в одном цветовом пятне, тоне (например, на базе красного цвета —рис. 2);

· хомеохромия— композиция в пределах малого цветового интервала (например, желтый, оранжевый и желто-оранжевый — рис. 3);

 

Рисунок – 2, 3

 

· мерохромия —композиция, где цвета подчинены одному главному (допустим, красному, тогда это будут оранжевый, пурпурный и фиолетовый — рис. 4);

· пойкилохромия— метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета, где нет главного и все цвета одинаково значимы (рис. 5).

 

 

Рисунок ‑ 4, 5

 

Теория Бецольда

 

Рисунок ‑ 6

 

Бецольд строил теории цветовых гармоний в пределах интервалов цветового круга (рис. 6). В 12-частном круге цвета отстоят

друг от друга на четыре тона, то есть между ними должен быть интервал в 3 тона.

Теория Б. В. Оствальда

Б. В. Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную примесь белого или черного, — гармоничны, а из насыщенных гармоничны те, что отстоят друт от друга через равное количество интервалов.

6. Классификация цветовых гармоний по Б. М. Теплову:

· однотонная, построенная на одном главном цвете или группе близко родственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый — в них в разных количествах присутствует желтый цвет);

· полярная, построенная на взаимодополнителъных цветах (красный с зеленым, оранжевый с синим);

· трехцветная, построенная на противопоставлении 3 основных цветов (желтого, красного, синего);

· многоцветная, в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главное (сложна в применении).

Теория В. М. Шугаева

Теория В. М. Шугаева базируется на исследованиях Менселла и Бецольда. Она основана на цветовом круге, который строится на 4 основных цветах — желтый, красный, синий, зеленый.

Автор предлагает 4 вида цветовых сочетаний:

· сочетание родственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый);

· сочетание родственно-контрастных цветов (от желтого до фиолетового по спектру);

· сочетание контрастных (взаимодополнительных) цветов (синий — оранжевый, красный — зеленый);

· сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов: желтый, красный, синий (имеются ввидучистые цвета, без разбелов и затемнений).

Шугаев выявил 120 возможных гармонических сочетаний для 16-частного круга при трех промежуточных цветах, т. е. трех интервалах между главными цветами. Он полагал, что гармонии можно получить, если:

· в гармонируемых цветах присутствует равное количество главных цветов (например, желто-оранжевый и желто-зеленый);

· цвета одинаковы по светлоте (то есть в них присутствует равное количество белого или черного пигмента);

· цвета одинаковы по насыщенности (это пары взаимодополнитёльных цветов, например, оранжевый — синий; они имеют одинаковую силу цвета относительно друг друга).


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!