Построение хроматических сочетаний цветов



Бесспорно то, что колористическое решение живописной композиции основывается на гармонизации в ней различных хроматических цветов и цветовых сочетаний. Гармония цвета в живописи не есть нечто постоянное, незыблемое. Гармонические сочетания цветов не надо рассматривать как точное предписание правильного выбора. Скорее это возможность реализации определенных художником целей творческой работы, рассчитанной на усредненную реакцию зрителя, возможность получения планируемого результата, разных и ожидаемых по эмоциональному звучанию цветовых комбинаций. Знать закономерности построения цветовых гармоний необходимо, но пользоваться ими следует свободно, развивая творческую, индивидуальность художника.

Чтобы выявить основные закономерности построения цветовых гармонических сочетаний, нужно, прежде всего, привести в систему то разнообразие цветов и их оттенков, которые представляет нашему вниманию объективный мир. Понятно, что художника интересуют главным образом цвета, которые человек воспринимает в повседневной жизни, с которыми он имеет дело в своей творческой деятельности.

Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности. При внимательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторуюкрасноватость, а в-красном, наоборот, синеватость. Смешав крайние спектральные цвета, мы получаем уже упоминавшийся выше ряд переходных тонов пурпурных цветов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, получится естественный цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре.С физической точки зрения, все цвета равноправны, и ни один цвет не может быть выделен как обладающий каким-либо преимуществом. Можно лишь, исходя из ассоциативного восприятия хроматических цветов, разделить их на две большие группы: теплые цвета, как бы приближающиеся по восприятию к цвету теплых тел ‑ солнца, огня, света и т. д.; холодные цвета, близкие к цвету льда, воды, неба, сумерек.

Гармоничные сочетания по цветовому кругу и с использованием системы цветовых круговуниверсальная система поиска гармонизации цветовых отношений в практике живописи. Оптимальным считается круг, состоящий их 24 цветов. В истории науки о цвете есть примеры цветовых кругов, составленных из бóльшего количества переходных тонов. Так, Мишель Шеврёль составил цветовой атлас на основе 72-ступенчатого круга (в основе использовался шестицветный круг). Каждый из цветов он смешивал с белым и черным, получив 22 оттенка одного цвета. В итоге получился атлас, состоящий из 1584 цветов.

На историческом материале и в современной практике искусства можно выделить следующие основные типы цветовой композиции.

1. Ахроматическая цветовая композиция, которая может состоять из белого и черного, с использованием всех серых тонов .

2. Монохромная (однотоновая) композиция строится на основе одного цветового тона или с добавлением одного родственного цвета.

3. Полярная цветовая композиция состоит из пары дополнительных цветов, противоположных в цветовом круге.

4. Трехцветные композиции, в которых используются основные краски, так называемые триады.

5. Композиции на основе родственных цветов. Благодаря своему близкому расположению такие цвета легко сочетаются.

6. Композиции на основе родственно-контрастных цветов. Родственно-контрастные цвета находятся в смежных четвертях цветового круга, например, пара: красно-фиолетовый и красно-оранжевый.

7. Многоцветные композиции состоят из четырех или большего количества цветов.

Цветовая система М.В. Шугаева

Шугаев выделяет обстоятельство, которое позволяет из огромного числа цветов выделить четыре ведущих, главных: желтый, красный, синий, зеленый. Эти четыре цвета обладают максимальной разницей цветового тона. Обращаясь к цветовому кругу, построенному на основе этих цветов - желтый, красный, синий, зеленый, Шугаев отмечает, что в качестве основных используются чистый желтый и чистый синий ‑ цвета, которые не содержат оттенков красноватости или зеленоватости, чистый зеленый и чистый красный ‑ цвета, которые не содержат оттенков желтоватости или синеватости.

Попрактическому значению в работе живописца цветовой круг В. М. Шугаева на 24 цвета является самым полноценным и многообразным по количеству выявленных цветовых гармоний, близким по цветовосприятию человеком окружающего пространства. Егоцветовой круг ‑цветовая модель высокойпрактичности. Этот круг является равноступенным, математизированным и симметричным, очень удобным при обучении и в реальной практикеживописи. Он разрабатывал цветовой круг на материалах решения цветовыхзадач орнаментального характера применительно к текстильному производству, но в результате предложение нашло свою реализацию и в других областяхгерманизации цветовых сочетаний и колорирования, круг оказался универсальным при решении цветовых задачлюбого характера.

Система пятиуровневого цветового круга представляет собой схему расстановки 24 насыщенных(100 %) цветовых тонов(по внутреннему, или центральному кругу), 24 цветовых тонов с наименьшей(20 %) насыщенностью(по внешнему кругу) и еще трех ступеней насыщенности между ними (80%, 60%,40%).Уход насыщенности может осуществляться за счет замещения хроматического оттенка одним из ахроматических. При этом образуется или разбеленнаяоднотоновая шкала каждого цвета, или зачерненная, или серая (ломанная).

Можно свести в одной системе подобный принцип уменьшения насыщенности на двух ахроматических цветах, например разбел по внешнему контуру и зачернение по внутреннему. В этом случае каждый цветовой тон представлен 9 градациями – по 4 для разностепенногоразбела и зачернения и одного центрального между ними цветового тона без ахроматизации– чистого, например желтый 100% насыщенности.

Следует заметить, что при добавлении белого цвета ощущение насыщенности хроматического цвета уменьшается в значительно большей степени, чем при добавлении черного.

Естественно, однотонный ряд можно продолжить, и тогда он будет содержать большее количество ступеней - градаций цветового тона по насыщенности.

В основу построения этого круга, как было сказано выше, положены четыре цвета — желтый, синий, красный и зеленый, в цветовом круге пары главных цветов (желтый и синий, красный и зеленый) располагаются на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Следовательно, они являются контрастными и дополнительными.

Промежуточные цвета, располагающиеся последовательно между двумя главными представляют собой шкалу изменения насыщенности цветового тона за счет убывания одного (например красного) и пребывания другого (например желтого). Количество образующихся при этом цветовых тонов может быть множество. В предлагаемом цветовом круге пять тонов в каждой четверти. Образуется четыре группы промежуточных цветов — желто-красные, сине-красные, сине-зеленые и желто-зеленые.

Предлагаемый порядок расположения цветов в системе цветового круга позволяет разделить их на цветовые группы, отличные по психофизиологическому восприятию.

Выделяются основные группы:

1. однотоновыегармонические сочетания цветов;

2. гармонические сочетанияродственных цветов;

3. гармонические сочетанияродственно-контрастных цветов;

4. гармонические сочетанияконтрастных и дополнительных цветов;

5. сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов(чистые основные цвета).

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Понятие цветовой гармонии.

2. Какие цвета входят в группу хроматических цветов?

3. Построение хроматических сочетаний цветов.

4. Цветовая система М.В. Шугаева.

5. Гармоническое взаимодействие хроматических и ахроматических цветов.

6. Теория цветовой выразительности.

 

 

Дополнительный материал

Попытки построить нормативную теорию цветовой гармонии предпринимались на протяжении всего 19 века и позже. Научные споры вокруг них оказывали определённое воздействие на умы художников и, несомненно, способствовали развитию более рационального подхода к решению цветовой проблемы. В настоящее время они имеют для нас, прежде всего исторический и теоретический интерес, и целесообразным будет остановиться на некоторых из них.

 

Теория цветов И.Ньютона

Огромное разнообразие световых излучений в природе от светящихся тел и несветящихся предметов, вызывающих у человека цветовые ощущения, может привести к мысли, что во всех этих излучениях и ощущениях нет никакой системы и порядка. Но это не так. Со времени Ньютона ученые пытаются найти закономерности, определить причины и следствия, построить модели. Первую систематизацию цветов еще в 1680 г. провел Ньютон.

Цветовая система Ньютона - цветовой круг, составленный из семи секторов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового.

Заметив, экспериментируя со стёклами, разложение солнечного луча призмой - факт непрерывного изменения цвета в спектре, - Ньютон формулировал удивительную мысль о сложном составе солнечного луча, т. е. белый луч - это сумма разноцветных излучений. Значит, наше зрение суммирует цвета, порождая по определённым законам одни цвета из других. Физик стал на точку зрения физиолога. Ньютон испытал оптические суммы разных цветов. Смешение двух близких по спектру цветов даёт цвет промежуточный между ними. Это первое правило оптического смешения. Наиболее удалённые друг от друга цвета, цвета, диаметрально противоположные на цветовом круге, например, красный и зелёный, дают при смешении в «равных количествах» белый цвет. Такие цвета называют дополнительными. Итак, дополнительные цвета, смешанные в «равных количествах», взаимно нейтрализуются. Это второе правило оптического смешения.

При смешении каждый цвет, как бы он ни был сложен, рассматривается как простой цвет-точка цветового круга. Это третье правило оптического смешения (7, с. 51).

Последующие исследования лишь уточнили эту систему. Новейшие экспериментальные данные о дополнительных цветах фиксируют следующие пары: синий (сходный с ультрамарином тёмным) и жёлтый (сходный с жёлтым кадмием); фиолетовый (сходный с фиолетовым кобальтом лилового оттенка) и зеленовато-жёлтый; пурпурный (сходный с фиолетовым краплаком) и зелёный (сходный с травяной зеленью); голубой (сходный с берлинской лазурью) и оранжевый; красный (сходный с кадмием) и голубовато-зелёный.

Ньютоновская цветовая система описывает только одну сторону фактов - цветовое множество и не затрагивает цветового взаимодействия, она основана на законах оптического смешения, а художник имеет дело, чаще всего, не с оптическим смешением цветов. Колорист стремится перевести бесконечное многообразие красок природы на ограниченный словарь своей палитры. Проблема такого перевода и есть, в сущности, первая проблема теории колорита. Как показывают некоторые поздние холсты величайшего колориста итальянского Возрождения Тициана, палитра может быть очень скупой и вместе с тем очень мощной.

Но продолжим разговор о несоответствии палитры художника и оптической системы ньютоновских цветов. Художника всегда интересовал вопрос о наименьшем количестве красок, способных создать наибольшее число насыщенных смесей. Триада красок, обладающих этим свойством, давно установлена для цветной печати. Эти краски: красная, желтая и синяя. Данные триады красок не совпадают с ньютоновской триадой цветов - красный, зелёный, синий, - и это не должно вызывать удивления. Ньютоновская триада спектральных цветов лежит в основе правил оптического смешения (правил суммирования цветов) Триада красок, принятая в трёхцветной печати, лежит в основе смешения красок, которое, в отличие от оптического смешения или суммирования, называют вычитательным смешением. Разница между слагательным и вычитательным смешениями цветов и объясняет разницу выбора основных цветов в одном и в другом случае. Смесь зелёной и красной краски никогда не даст желтого цвета, как при оптическом смешении. Смесь синей и оранжевой краски даёт зелёный, а не белый цвет, как при оптическом смешении. Эффекты от ахроматических подмесей при смешении красок - разбелка, смешение с чёрными - также не совпадают с аналогичными эффектами, установленными для оптического смешения.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!