Теория цветов Филиппа Отто Рунге



В 1810 году опубликовал свою теорию цветов немецкий живописец романтической школы Филипп Отто Рунге (1777-1810), который в отличие от Гёте и других исследователей, строил свои выводы на опытах с пигментами, что делало его учение более близким к живописной практике. Он считал основными три краски: жёлтую, синюю и красную, которые смешением между собой образуют оранжевую, фиолетовую и зелёную. Рунге объяснял вторичные цвета чисто эмпирическим фактом смешения красок. В отличие от Гёте, который считал, что оранжевый и фиолетовый возникают вследствие повышения напряжённости жёлтого и красного. К числу основных цветов Рунге относил также белый и чёрный, которые в предложенной им трёхмерной модели системы цветов находятся на полюсах шара. По экватору шару Рунге располагал оптимально насыщенные цвета; изменения цвета по меридианам в направлении к полюсам он рассматривал как модификации по светлоте, а изменения каждого цветового тона по направлению к оси шара показывали изменения насыщенности. Трёхмерная модель систематики цветов Рунге послужила основой для всех последующих моделей (5, с. 53).

 

Теория цветов Альберта Генри Менселла

Альберт Генри Менселл (1859-1918) был художником и преподавателем живописи и имел неплохое естественнонаучное образование. Чтобы систематизировать цвета в трёхмерном пространстве, он взял за основу цветовой шар Рунге (1802), а обозначения трёх основных переменных по Гельмгольцу: цветовой тон, светлота и насыщенность. Основу модели составляет у него цветовой круг, представляющий собой спектр, который делится на пять основных цветов: красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый и промежуточные между ними; всего, таким образом, у него получилось десять цветовых тонов.

Другое изменение цвета представляет по системе Менселла количественную характеристику, показывающую, насколько тот или иной цвет светлее или темнее. Эти изменения лежат вдоль вертикальной оси, перпендикулярной цветовому кругу, и обозначаются цифрой 0 на одном полюсе и цифрой 10 - на другом, образуя девять градаций светлоты. При этом чисто белый и чёрный Менселл выносит за пределы схемы. Оптимально насыщенные цвета красок Менселл помещает на различных уровнях и определяет для них различное число градаций насыщенности. Атлас Менселла состоит из десяти таблиц, и каждая из них имеет один цветовой тон, модифицированный по светлоте и насыщенности. Таблицы можно представить также расположенными по кругу и образующими цветовое тело, когда на двух противоположных концах располагаются взаимодополнительные цвета, а в каждом ряду по горизонтали, начиная от оси, будут лежать цвета одинаковые по светлоте и насыщенности. Всего градаций по насыщенности в атласе восемь, при этом наиболее насыщенные цвета лежат на окружности, а ось тела, таким образом, представляет собой ахроматическую шкалу цветов. Всякое изменение по вертикали будет представлять в атласе градации по светлоте при неизменных, цветовом тоне и насыщенности (5, с. 57).

Менселл в принципы цветовой гармонии стремился внести больше практической целенаправленности. Основной закон гармонизации он, прежде всего, видел в родственной сближенности цветов: Простой и практически безошибочный ряд цветовых гармоний можно получить в пределах одного цветового тона Возможно низкую светлоту какого-либо цветового тона сочетать с повышенной светлотой, или слабую насыщенность с более сильной насыщенностью Менселл считал также, что гармоническими могут быть и два соседних цвета, как, например, зелёный и зелёно - жёлтый и т. д., которые к тому же могут варьироваться по светлоте и насыщенности. В этих случаях гармония у него зависит от сближенности, родства цветов, а не от контраста и противоположности. Он также считал гармоничными и сочетания цветов, лежащих друг против друга в цветовом круге. Эта гармония, по его мнению, будет наиболее совершенной лишь в том случае, если при её построении приняты во внимание отношения по насыщенности и величине цветовых плоскостей (5, с. 94).

Цель измерений цвета в живописи состоит в решении весьма узкого и частного вопроса - найти пути более конкретной и точной характеристики особенностей цветового строя и на этой основе создать классификацию различных типов цветовой гармонии и колорита. Но результаты точных измерений цвета в картине ни в коем случае не дают в руки исследователя какого - то инструмента, позволяющего определить эстетические качества художественного произведения. Сама процедура измерения цвета может быть примерно описана следующим образом. Каждый цвет обозначается особым образом - например, в атласе Менселла - буквой и двумя цифрами. Буква - цветовой тон, первой цифрой обозначается его светлота и цифрой в скобках - насыщенность. Для практической работы в дополнение к атласу нужно иметь несколько кусков картона нейтрального серого цвета с вырезанными в них разного размера окошечками. Прикладывая окошечки к тому или другому месту картины, мы изолируем пятно цвета от воздействия окружающих цветов и видим его в «чистом» виде. Подобрав затем соответствующий цвет в атласе, можно сделать запись этого цвета по трём характеристикам, что удобно делать на специальной для этой цели сделанной фотографии картины или на приготовленной по репродукции схеме.

 

Теория цветов Е.Б.Рабкина

Для более точных измерений цвета с научными целями с успехом может быть использован атлас цветов, разработанный советским учёным профессором офтальмологом Е.Б. Рабкиным. В 1956 году была напечатана книга Е.Б.Рабкина «Атлас цветов» В основу своей системы Рабкин положил пространственную модель в виде двойного конуса, в вершинах которого располагаются чёрный и белый цвета, а по окружности общего основания - оптимально насыщенные цвета хроматического ряда, насыщенность которых убывает по направлению к центру. Сечение конуса вдоль оси даёт ряд треугольников одного цветового тона, но различных по светлоте и насыщенности. В атласе Рабкина представлено 12 таких сечений в виде треугольников, состоящих из 45 полей одного цветового тона и 10 ахроматических полей, от белого до чёрного. Каждое цветовое поле в таблице имеет вырез для того, чтобы можно было положить измеряемый образец, и цифровое обозначение в виде дроби, где числитель указывает номер горизонтального ряда, а знаменатель - номер вертикального ряда. По этим цифровым данным в прилагаемом ключе - справочнике можно найти все основные характеристики измеряемого цвета.

Можно воспользоваться также и упрощённым вариантом цветового атласа, в котором цвета будут модифицироваться только по цветовому тону и по светлоте. Насыщенность в этом случае опускается, поскольку практически она часто оказывается почти неотделимой от светлоты. В таком атласе можно представить каждый цвет в его модификации от белого до чёрного, через оптимально насыщенный спектральный цвет. Цветовые тона при этом обозначаются буквами, а светлота - цифрами. При обработке результатов измерений цифровые данные сводятся в соответствующий график - например, по горизонтальной оси его располагаются изменения по цветовому тону, а по вертикальной - изменения по светлоте. Такой график позволяет увидеть, например, как художник модифицирует цвет - преобладает ли модификация по тону или по светлоте. Модификация цвета по светлоте была свойственна художникам раннего Возрождения, которые локальный цвет разбеляли в свету и затемняли чёрной краской в тени. Такой анализ даёт возможность конкретнее представить, описать палитру художника - вернее, то, что мы называем палитрой.

Описанная методика весьма далека от совершенства, она позволяет лишь приблизительно фиксировать цвета, но при этом всё же значительно точнее, нежели при простом визуальном наблюдении. С точки зрения возможности измерения всё сложное многообразие способов использования цвета в живописи можно условно разделить на три группы:

1. Цвет используется в его «чистом» виде, ни в каком направлении не модифицированным. В этом случае каждый тон определяется через обозначение его светлоты, цветового тона и насыщенности сравнительно легко, с помощью принятых обозначений; его можно по этим обозначениям достаточно точно воспроизвести.

2. Цвет модифицируется путём высветления и затемнения, здесь с успехом может быть использована для измерения и описания система Оствальда.

3. Третий тип использования цвета в художественном произведении подразумевает «перетекание», градуирование цвета по всем его характеристикам одновременно. Он представляет наибольшие трудности для фиксации. В этом последнем случае измерения представляют наибольшую сложность и будут менее точными, но отнюдь не бесполезными (5, с. 60).

Пока речь идёт об изучении цвета в его элементарной основе, абстрагировано от его эстетических оценки, без учёта его эмоциональных моментов, сопровождающих его восприятие, не только возможно, но и нужно такое строгое его определение.

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2095; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!