Теория цветов Рудольфа Адамса



В 1865 году художником Рудольфом Адамсом был изобретён «аппарат для определения гармонических цветовых сочетаний» - или, как он его ещё называл, «хроматический аккордеон» Аппарат Адамса состоял из цветового круга, разделённого на 24 сектора, каждый из которых делился на шесть степеней по светлоте. С помощью пяти шаблонов, в которых симметрично были вырезаны 2, 3, 4, 6, и 8 соответствующих цветным секторам отверстий, можно было, накладывая и передвигая их, получать различные цветовые комбинации - так называемые «симметричные аккорды» В своём сочинении Адамс, однако, предупреждал, что эти аккорды не следует рассматривать как непременно гармоничные, они служат лишь основой для выбора определённого гармоничного сочетания. Важнейшим законом всякой гармонии он считал наибольшее многообразие составляющих частей, соединённых в «высшее единство».

В качестве основных принципов цветовой гармонии Адамс предлагал следующие:

1. В гармонии должны быть заметными, по крайней мере, первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, жёлтый и синий. Будь они неразличимы, как это было бы в чёрном, сером или белом цвете, то было бы единство без многообразия, то есть лишь количественное отношение красок.

2. Многообразие тонов должно достигаться также через разнообразие светлого и тёмного, и через изменения в цвете.

3. Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм.

4. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или в радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.

5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен (5, с. 92).

 

Теория цветов Брюкке

Немецкий физиолог, профессор Кёнигсбергского (с 1848) и Венского (с 1849) университетов Брюкке(1819-1892) также рассматривал цвета, лежащие в цветовом круге в пределах малых интервалов, как гармоничные благодаря их сближенности по цветовому тону. Хотя основные труды он написал по анатомии и физиологии пищеварения, физиологии кровообращения и нервно-мышечной физиологии, но также занимался физиологией органов зрения.

Формулируя общие принципы гармонизации цветов, Брюкке одним из первых обратил внимание на необходимость точнее определять цветовой тон, считая, что красный киноварный будет давать наилучшее сочетание с синим, в том случае, если последний имеет оттенок лазури.Брюкке считал также необходимым учитывать и степень светлоты сопоставляемых цветов.

В своей теории Брюкке наряду с парными сочетаниями выделял также и триады. При этом он конкретизировал входящие в триаду цвета, обозначая их через названия красок. Так, он находил важной и действенной триаду, состоящую из красного, синего и жёлтого. К этим трём цветам он считал возможным добавлять цвета малых интервалов. Триады у него представляют собой, в сущности, пары взаимодополнительных цветов, так как два цвета из трёх всегда образуют промежуточный и дополнительный к третьему. Например, в триаде «красный, синий и жёлтый» последние два цвета в их смеси дают зелёный, который является дополнительным к красному. Комбинация цветов на основе интервалов их расположения по кругу имеет несомненный интерес и для теории и для практики, так как позволяет обосновать ритмическую организацию цветовых пятен на плоскости, характеризует принципы контрастного использования цвета, или наоборот. Малые интервалы имеют сочетания довольно близкие по цветовому тону, такие, как жёлтый с более с холодным оттенком и жёлтый с более тёплым оттенком. Максимальным пределом этого малого интервала будет жёлтый-жёлто-зелёный. Цвета малых интервалов всегда хорошо сочетаются, они легко сливаются в общую цветовую «гамму» или «аккорд»; отдельные мазки и цветовые пятна дифференцируются и одновременно воспринимаются как часть более целого.

Средние интервалы подчиняются тем же закономерностям, что и самые малые, но единство в этом случае становится менее заметным. В средних интервалах цветового круга более выступают различия, которые увеличиваются с увеличением интервала, однако появляются различие нового качества, основанное на контрасте, на единстве противоположностей.

Большие интервалы приближают нас к различию, построенному на взаимодополнительных цветах (5, с. 95).

 


Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 1631; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!